иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Евареста Константинопольского (Студита)

Прп. Еварест, в миру Сергий, родился в Галатии в день Пасхи Христовой 819 г. Двадцати трех лет он вместе с отцом перебрался в Константинополь и был определен на службу под начало дальнего родственника семьи, Феоктиста Вриенния. Последний занимал тогда видное положение при дворе и мог обеспечить Сергию успешную карьеру. Вскоре Феоктист оценил способности юноши и включил его в состав византийского посольства к болгарам, которое сам возглавил по поручению императрицы Феодоры [11 фев.].

Во время остановки посольства во фракийском гор. Провате в руки Сергию случайно попало «Слово о Страшном Суде» св. Ефрема Сирина. Пугающая мысль о том, что каждому предстоит дать тогда отчет Господу о своих земных делах, оживила в сердце молодого человека его давнишнее желание посвятить себя иноческой жизни. Незаметно покинув спутников, он направился к святому отшельнику по имени Иоанн, родом скифу710, жившему неподалеку на горе Скопел вместе с учеником. По прошествии шести месяцев (843) духовный отец отослал его в Константинополь с рекомендательным письмом к игумену знаменитого Студийского монастыря. Первым же человеком, с которым молодой послушник столкнулся в воротах обители, был прп. Навкратий [18 ап.], преемник прп. Феодора Студита [11 н.]. Он сразу распознал по облику юноши его исключительный душевный настрой, принял в число братии без положенных предварительных испытаний и облачил в монашеский образ.

Новому иноку было поручено ведение хозяйства и попечение о монастырском рефектории. Еварест служил братиям с совершенным самоотречением так, как если бы каждый из них был Самим Христом. Неустанно размышляя над словом Божиим, он с таким рвением ниспровергал искушения плоти делами подвижничества, что уже в скором времени превзошел многих других. Еварест вместе с другим мужественным подвижником, по имени Еввиот, в тайне от прочих монахов проводил каждую ночь в молитвах. Утром же оба они первыми являлись в церковь для совершения службы и Божественного пения вместе со всеми братиями. Воздавать хвалу Господу было для обоих славных подвижников величайшим наслаждением, из всей же пищи они довольствовались лишь одним ячменным хлебом и небольшим количеством овощного сока.

С благословения прп. Навкратия друзья-сподвижники удалились на один из островов Пропонтиды, дабы подвизаться в безмолвии. Однако в скором времени и Еварест, и Еввиот были призваны обратно в монастырь ради того, чтобы и прочие братия не оставались без благого примера. После смерти прп. Навкратия ( 18 ап. 848) его преемник прп. Николай [4 фев.] доверил Еваресту ответственную должность помощника эконома Студийского монастыря.

Через десять лет, в 858 г., во время смут, охвативших Церковь при восшествии на патриарший престол св. Фотия [6 фев.], прп. Николай, а также значительная часть монахов, в числе которых был и Еварест, предпочли покинуть Студийскую обитель. Дабы скрыться от посланной императором погони, они разбились на небольшие группы, как во времена иконоборческих гонений. Еварест и его спутник Пафнутий сумели в итоге найти приют у милосердного и монахолюбивого человека по имени Самуил. Там они жили до тех пор, пока Еварест не был призван прп. Николаем, в то время уже тяжело больным, в Ексамилий, во Фракии, где опальный игумен находился в изгнании.

Вернувшись вместе с настоятелем в Константинополь, Еварест вновь воспользовался гостеприимством Самуила, который предоставил в их распоряжение имение, недавно приобретенное в окрестностях гор. Кокоровии. Туда в скором времени стали прибывать многие другие студийские монахи, образовавшие некое подобие временного монастыря.

В 866 г. прп. Николай был принужден по приказу императора вернуться в свой монастырь вместе с большей частью братии, а по прибытии в столицу подвергнут заточению. Два года спустя, с приходом к власти императора Василия I и возвращением на патриаршество свт. Игнатия [23 окт.], преподобный исповедник был восстановлен в должности игумена. Вернувшись в Студийский монастырь, прп. Николай оставил Евареста и еще нескольких монахов в Кокоровии и сам часто посещал дорогой его сердцу дом. Там же святого настигла последняя болезнь. После смерти прп. Николая новая обитель получила полную самостоятельность, а ее игуменом был утвержден прп. Еварест, ближайшим помощником которого стал его верный друг Пафнутий.

Уделяя много внимания правильному устроению нового монастыря и украшению его различными постройками, прп. Еварест с полнейшим равнодушием относился ко всему мирскому. Единственным его желанием было пребывать в уединении и украшать добродетелями образ Божий, запечатленный в его душе. Затворяясь в крохотной келье, преподобный обременял плоть тяжелыми железными кандалами, дабы и телом пребывать сораспятым Христу. День и ночь он предстоял Господу, освящая воздух воздеянием рук и землю – потоком слез, непрестанно орошавших его лицо. Держа за правило не делать никаких запасов, он раздавал бедным и раздаривал нуждающимся все излишки, остававшиеся в обители. С лицом, сиявшим божественным светом, преподобный радостно принимал любого грешника, приходившего к нему, и примирял его с Господом благодатным действием своих слов, сладостных, как мед.

Достигнув семидесяти восьми лет и совершив немало чудес и пророчеств, прп. Еварест мирно почил в Господе в 897 г., в самую ночь Рождества Христова, в окружении множества людей, пришедших проститься со святым игуменом.

* * *

710

Во всех текстах той эпохи этим именем чаще всего обозначается славянское население, обосновавшееся на территории Византийской империи.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle