иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Нектария, митрополита Пентапольского, чудотворца111

Св. Нектарий родился 1 октября 1846 г. в Силиврии112 у небогатых благочестивых христиан Димоса и Марии Кефаласов. При крещении ребенок получил имя Анастасий. Он с детства выделялся искренней набожностью и большой любовью к учению. Когда мать разучивала с ним 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся (Пс 50,15).

Получив начальное образование в родном селении, Анастасий был отправлен родителями в Константинополь для продолжения учебы. Он зарабатывал себе на жизнь работой в магазине и при этом был равнодушен к суете мирской жизни. Всеми силами, денно и нощно, Анастасий созидал в себе внутреннего человека по образу Спасителя молитвой и размышлением над творениями святых отцов.

В двадцать лет он покинул Константинополь и отправился на о. Хиос. Там, работая учителем, он усердно насаждал среди молодежи и сельчан благочестие и основы добродетельной жизни, воздействуя не только словом, но, главное, примером своей праведной жизни и молитвами.

Долгое время стремясь к равноангельской жизни, он принял иноческий постриг с именем Лазарь 7 ноября 1876 г. в знаменитом монастыре Неа Мони. Через непрестанное стремление к духовным подвигам он стал примером смирения и послушания, чем снискал любовь братии. Через год после принятия монашества Лазарь был рукоположен в сан диакона с изменением имени на Нектарий. Благодаря щедрости одного из благочестивых жителей Хиоса, а также при поддержке патриарха Александрийского Софрония он продолжил обучение в Афинах и получил диплом богословского факультета.

В 1885 г. святой поселился в Александрии, где вскоре был рукоположен в священника, а затем стал епископом Пентапольским – древней епархии, соответствующей территории Верхней Ливии. Епископ нес служение проповедника и патриаршего секретаря, входя в клир церкви Святителя Николая в Каире.

Несмотря на высокие почести, Нектарий продолжал вести смиренную жизнь и умел наставлять духовных чад в усердном обретении евангельских добродетелей, и снискал любовь и восхищение народа. Но уважение со стороны паствы обратилось против него. Наущаемые диаволом, некоторые влиятельные представители патриархата из зависти оклеветали его, говоря, что он стремится завоевать всеобщую любовь с целью получения престола патриарха Александрийского. Праведник даже не пытался оправдываться, уповая на обещание Спасителя: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф 5,11), и был изгнан.

Тогда свт. Нектарий отплыл в Афины. Одинокий, покинутый и презираемый всеми, он жил в лишениях, не имея подчас куска хлеба, ибо не умел сберечь что-либо на черный день, а раздавал все, что имел, обездоленным. Отказавшись от своего давнего намерения отправиться на Святую Гору Афон, смиренный и послушный христолюбец предпочел пожертвовать любовью к уединению во имя спасения ближнего.

С 1891 по 1894 г. он нес на себе нелегкий груз проповедничества, после чего был назначен директором Духовной школы имени братьев Ризари – учреждения, где обучались будущие священники. Благодаря его глубоким познаниям в области Священного Писания, святоотеческой литературы и светских наук и, кроме того, благодаря его мудрому и смиренному руководству людьми, духовная школа вскоре прославилась высокими интеллектуальными и духовными достижениями. Святой иерарх не только руководил школой и вел уроки пастырского служения, он также продолжал проповедническую деятельность и совершал Таинства как в самой школе, так и в афинских храмах. При этом св. Нектарий не отступал от подвижнической жизни, созерцания и монашеской молитвы.

Однако сердце угодника Божия пылало любовью к духовному покою и миру, которые доставляет жизнь в монастыре. Поэтому он последовал желанию некоторых своих духовных дочерей, пожелавших принять иночество, и вместе с ними удалился от суетной жизни в миру. Св. Нектарий основал женский монастырь на о. Эгина113, где и обосновался в 1908 г., после отставки с поста директора духовной школы.

Многочисленные заботы и трудности в деле обустройства монастыря не помешали святому установить в обители образ жизни в строгом соответствии со святоотеческим духом. Он не жалел ни физических, ни духовных сил на возведение зданий, на богослужения и духовное окормление каждой из подопечных. Часто видели, как он трудится в саду в убогом облачении или чинит обувь кому-нибудь из инокинь. Когда он исчезал на долгие часы, все знали, что он закрылся в келье и дух его восхищен к Господу.

Несмотря на то что он старался избегать любого контакта с миром и строго ограничивал посещение монастыря, слава о его добродетелях и ниспосланной ему Господом благодати быстро распространилась в окрестных местах, так что верующих буквально притягивало к святому. Он излечивал недуги и монахинь, и мирян, а когда остров пострадал от засухи, молитвой призвал благодатный дождь. Св. Нектарий врачевал, утешал, наставлял, делая все для всех, обретая силу благодаря тому, что Бог пребывал в нем благодатью Святого Духа. Его возлюбили святые и Богородица и часто являлись святому во время Божественной литургии или в келье.

После Первой мировой войны наступили трудные времена, но, несмотря на это, старец запрещал инокиням откладывать что-либо из продовольствия, велел им раздавать излишки бедным, каждый день полагаясь на милость Божию. Св. Нектарий находил время и силы писать богословские и духовные сочинения, труды по церковной истории для укрепления Церкви в святоотеческой традиции, что было очень важным для Греции, попавшей в это время под западное влияние. Живя словно Ангел, облеченный во плоть, осиянный неземной милостью, блаженный, тем не менее, претерпевал клевету и несправедливые обвинения против монастыря со стороны некоторых иерархов. Все испытания свт. Нектарий сносил беспрекословно и безропотно, поистине с Христовым терпением.

Полтора года старец страдал от мучительной болезни, славя Господа за ниспосланные испытания и храня свои страдания в тайне от всех вплоть до последних дней жизни. Совершив паломничество и поклонившись иконе Богородицы, находившейся недалеко от монастыря, св. Нектарий объявил духовным дочерям о своем скором отшествии на Небеса. Через несколько дней его перевезли в афинскую больницу. Там, 8 ноября 1920 г., после пятидесяти дней мучений, которые он переносил с терпением, вызывавшим восхищение всех, кто был рядом, он предал душу Господу. Верующие о. Эгина, его духовные чада и все христиане, знавшие его, горько оплакивали утрату смиренного и сострадательного угодника Божия, который всю жизнь терпел клевету, преследования и несправедливые обвинения, следуя примеру Учителя.

Господь вознаградил подвиг Нектария: с момента его кончины и до сего дня ежедневно происходят чудеса для тех, кто прибегает к его святым мощам с верой и упованием на его заступничество. Тело св. Нектария чудесным образом оставалось нетленным в течение двадцати лет, источая тонкое Небесное благоухание. В 1953 г. его святые мощи были открыты114. Сообразно с законами природы плоть святителя поддалась тлению, кости же остались нетленными и источали такое же сильное благоухание. Святые мощи были разделены на частицы, которые распространились по всему миру. С тех пор подвижник неустанно радует верующих, приходящих поклониться его святым мощам, свидетельствуя, что он пребывает в Небесной обители святых.

В 1961 г. владыка Нектарий был причислен к лику святых, чудеса же не прекращаются ни на день. Его могила на о. Эгина стала одним из самых посещаемых мест паломничества в Греции. В настоящее время свт. Нектарий является самым почитаемым святым в Элладской Православной Церкви.

* * *

111

Свт. Нектарий является в настоящее время самым почитаемым святым Элладской Церкви. Поэтому обычно его память является главной службой в этот день.

112

Или Силимврия, древний Евдоксиополь во Фракии.

113

Между 1904 и 1907 гг.

114

Перенесение его мощей празднуется 3 сентября.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle