иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Поклонение честным веригам святого апостола Петра

Царь Иудеи и Самарии Ирод Агриппа I147, видя, как распространяется апостольская проповедь, впал в лютую ярость. Около 43 г. он начал гонения на христиан. Правитель приказал усечь мечом св. Иакова, брата Иоанна [30 ап.], и иудеи одобрили злодеяние. Видя это, царь повелел схватить главу апостолов св. Петра и заключить в темницу, чтобы после Пасхи казнить его в угоду народу.

Из страха, что Петр может сбежать, на него надели две тяжелые цепи (вериги) и приковали к двум стражникам, которые постоянно находились рядом с апостолом. Ко всем выходам из темницы также был приставлен караул. Но той же ночью, вняв молитвам Церкви, Господь послал сияющего Ангела, который явился св. Петру в темнице, наполнив ее светом. Ангел дотронулся до плеча заснувшего апостола, чтобы разбудить, – и тотчас цепи упали с рук Петра. Он не понимал, что происходит, и думал, что еще спит. Святой препоясался, надел сандалии и, ведомый Ангелом, беспрепятственно прошел через всех караульных. Когда они оказались в городе, Ангел, исполнив свою миссию, покинул Петра. Тот наконец пришел в себя и воздал хвалу Господу. Он побежал к дому Марии, матери Иоанна, прозванного Марком. Собравшиеся там христиане приняли его с великой радостью (Деян.12:1–19).

Цепи, упавшие с рук апостола Петра, впоследствии были взяты двумя благочестивыми христианами. Их передавали из поколения в поколение, пока византийский император не перевез их в Константинополь. Здесь они были положены в церкви Святого Петра близ Святой Софии. В течении столетий и до сего дня от них происходят многочисленные чудеса и исцеления148.

Нет ничего удивительного в том, что чудеса совершаются не только от мощей святых, но и от их одежд, и от вещей, к которым они прикасались. В Священном Писании сказано, что благодатью Божией такие чудеса происходили и через апостола Павла. Жителям Ефеса было достаточно дать больному приложиться к платку или одежде, соприкасавшейся с телом апостола, чтобы болезнь ушла и нечистые духи покинули больного (Деян.19:11–12). Нетварная благодать, обитающая в очищенных душах святых, действительно переполняет их тела, от тел распространяется и на одежды, и даже на тень, от которой тоже может произойти чудо. Так в Деяниях апостолов сказано, что многие мужчины и женщины стали выносить на улицы и класть на землю больных, чтобы, когда святой будет проходить мимо, его тень исцелила их или, по крайней мере, надежда давала больным силы (Деян.5:15).

Так Православная Церковь унаследовала благочестивый обычай почитать не только мощи святых, ставшие вместилищем благодати, но и их одежды, вещи, которыми они пользовались, и даже орудия их страданий во имя Господа.

* * *

147

Он был внуком Ирода Великого (37–4 гг. до н.э.), который правил в Палестине в то время, когда родился Спаситель. Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме, а его племянник тетрарх Ирод Антипа, правитель Галилеи и Переи (4 г. до н. э. – 39 г. н. э.), казнил св. Иоанна Крестителя и участвовал в суде над Христом (см.: Лк 23, 6–16). В 37 г. Калигула даровал Ироду Агриппе царский титул, и между 41 и 44 гг. он правил таким же царством, как Ирод Великий.

148

С незапамятных времен в Риме почитаются другие цепи апостола Петра (праздник освящения церкви Сан-Пьетро ин Винколи отмечается Западной Церковью 1 августа). Однако, по всей видимости, это те цепи, которыми св. Петр был скован уже в Риме, перед своей мученической кончиной. Одно средневековое предание гласит, что цепи из иерусалимской тюрьмы были сначала отосланы в Рим, а затем их часть была отправлена в Константинополь.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle