иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны

По сведениям древних историков, праведный старец Симеон был родом из Египта. Он входил в число семидесяти евреев, которым при Птолемее Филадельфе (285–246 до Р.Х.) поручили перевод еврейской Библии на греческий язык. Он переводил Книгу пророка Исаии373. Дойдя до известного места, где пророк возвещает девственное рождение Христа словами: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис.7:14), он пришел в сильное волнение, взял нож, чтобы соскоблить слово «дева» и заменить его на «молодая женщина».

Святой праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Монастырь Осиос Аукас. XI в.

В этот миг Ангел Божий явился Симеону и помешал исправить священный текст, объяснив, что показавшееся ему невозможным на самом деле было пророчеством о пришествии в мир Сына Божия. А чтобы подтвердить изреченное, он обещал, что Симеон не умрет, пока не увидит Мессию, родившегося от Девы, и не дотронется до Него.

Через много лет, когда Пресвятая Богородица принесла Христа в Храм, Дух Божий возвестил старцу Симеону, что настало время исполниться обещанию. Он поспешил в Храм, взял Младенца на руки и сказал от чистого сердца: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи Мои спасение Твое (Лк.2:29). Через несколько дней он почил в мире. Его мощи почитались в Константинополе в церкви Святого Иакова, построенной при императоре Юстине374.Св. пророчица Анна, дочь Фануила, из колена Асирова, достигла к тому времени восьмидесяти четырех лет. Она очень рано лишилась мужа и провела всю жизнь при Храме, уповая на приход Спасителя. Симеон был живым образом старого Израиля, Ветхого Завета, который ждал пришествия Мессии для того, чтобы исчезнуть и дать место свету и правде Евангелия. Анна же являла собой образ святых вдов, дев и монахов, которые отказываются от всяких забот этого мира, чтобы полностью посвятить себя Храму Господню, свидетельствуя постами, песнопениями и молитвами о горячем ожидании Спасителя. И когда они, как Анна и Симеон, узрят очами своих сердец Христа, пришедшего сотворить Себе жилище в них, когда прикоснутся к Нему своим духовным чувствованием, тогда возвестят всем людям, с радостью и верой, что Спаситель снова и снова возвращается в мир: Свет во откровение языков и слава людей Его Израиля (Лк.2:32).

* * *

373

Эта традиция имеет скорее символическое, чем реальное значение, поскольку Симеону должно было бы исполниться по крайней мере 270 лет к моменту прихода Спасителя. Она не принимается прп. Никодимом Святогорцем и большинством отцов. Мы сохранили ее здесь, поскольку она образно передает православное толкование этого пророчества Исаии в противовес рационалистической экзегезе, отрицающей мессианский смысл пророчества. Согласно другим мнениям, Симеон был сыном Гиллеля и отцом Гамалиила, мудрого учителя св. ап. Павла (Деян 22, 3). Существует и иная традиция, утверждающая, что св. Симеон не был ни священником, ни фарисеем, а просто праведным и благочестивым человеком в возрасте 112 лет.

374

Память обретения и перенесения его мощей в Иерусалим отмечается 1 декабря.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle