Библиотеке требуются волонтёры

иером. Макарий Симонопетрский

Память священномученика Петра Дамаскина462

Св. Петр был епископом Дамаска в правление Константина Копронима, ок. 776 г., и современником св. Иоанна Дамаскина. Он открыто осуждал еретические учения мусульман и манихеев, за что был арестован по приказанию халифа Валида, лишен языка и сослан в Счастливую Аравию463. Там епископ продолжал учить истинной вере и совершать богослужения до самой кончины, принесшей ему справедливую награду за труды464.

Церковь под тем же именем почитает другого святого – знаменитого автора духовных сочинений, включенных в «Добротолюбие»465 Он жил, судя по всему, в XII в. Это был монах-безмолвник, испытанный в духовной внутренней брани против страстей, искавший спасения, которое Бог дарует всем, кто обращается к Нему в покаянии, смирении, подвиге и молитве. Словно пчела, перелетающая от цветка к цветку, чтобы изготовить сладчайший мед, св. Петр записал плоды своих размышлений над Писанием и творениями великих наставников науки о душе. Слезами и потом добившись понимания этих текстов, он преподнес их с мудростью и рассудительностью, достойной опытного педагога. Его сочинение, пишет прп. Никодим Святогорец, «словно краткий свод всей духовной науки, сокровище мудрости и знания... круг в круге, Добротолюбие, заключенное в большое Добротолюбие »466.

Во всех подробностях показав состояние нашей падшей природы, подверженной страстям, он описывает, как вернуться к Богу через подчинение Его заповедям и следование евангельским добродетелям. Следовать жертвенному пути самоотречения нужно под руководством отцов и опытных старцев. Тогда можно достичь святого бесстрастия и душевного упокоения. Очищенный ум вознесется в радости от созерцания к созерцанию, от знания к знанию, вплоть до встречи с Самим Богом в любовном единении. «Всякое ведение, добродетель и крепость, – пишет он, – есть благодать Божия, как и все остальное. По благодати дал Он всем власть чадами Божиими быть (Ин.1:12) чрез соблюдение Его заповедей. Заповеди эти более сохраняют нас и суть благодать Божия; ибо без благодати Его мы и их не можем соблюсти»467.

Молитвами святых Твоих, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

* * *

462

Св. Петр почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена

463

Счастливая Аравия находилась на территории современного Йемена и захватывала часть нынешней Саудовской Аравии.

464

Упоминание о казни через усечение главы в дистихе Синаксаря относится к св. Петру Маиумскому, претерпевшему мученическую кончину в ту же эпоху. Память обоих святых содержится в «Хронике» св. Феофана Исповедника (Ed. De Boor: Leipzig, 1883. S. 416). По мнению некоторых авторов, его следует отождествить со св. Петром Капитолийским [4 окт.].

465

В русский перевод «Добротолюбия» творения прп. Петра Дамаскина не вошли, но были изданы отдельной книгой в X IX в. и неоднократно переиздавались в наши дни. Они также включены в славянский перевод «Добротолюбия». – Прим. ред.

466

Предисловие прп. Никодима: Добротолюбие [на церковнославянском языке]. M.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 2.

467

Начало с Богом содержания книги преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина (Творения. Кн. 1).


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle