иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого мученика Георгия, портного из Митилены, убиенного в Константинополе в 1693 г.. Память преподобного Илариона Грузина, подвизавшегося на Святой Горе Афон514

Память преподобного Илариона Грузина, подвизавшегося на Святой Горе Афон

Св. Иларион жил на рубеже ХVІІІ-ХІХ вв. в Имерети, на западе Грузии. Он происходил из аристократической семьи. В крещении святой получил имя Иессей. С шести лет он воспитывался дядей, который вел образ жизни отшельника недалеко от Табакинского монастыря. В течение двенадцати лет он учил мальчика не только Священному Писанию, но и подвижнической брани. На пороге кончины старец посоветовал юноше не браться за отшельничество без опытного наставника, поэтому Иессей вернулся в монастырь.

Однако вскоре его призвал к себе царь Имерети Соломон II и передал под начальство воеводы, который, в свою очередь, послал монаха в Джуршкский монастырь в Грузии. Там Иессея обучал старец Геронтий. Он вложил в ученика не только начатки светского знания, но также научил его строгому посту и пребыванию в молитве на ногах от заката до рассвета.

Через два года воевода забрал его, сделал своим доверенным лицом и ввел в окружение царя. Иессей женился на княжне по имени Мария, вскоре был рукоположен в священника и, несмотря на молодость, стал духовником и личным советником государя. Его долгие поездки для разрешения конфликтов среди знати настолько расстраивали молодую супругу, что она вскоре заболела и умерла.

Преподобный Иларион Грузин. Современная икона

Когда Грузия была присоединена к Российской империи, Имеретинское царство стало объектом захватнических притязаний515. Став жертвой заговора, царь Соломон бежал в Турцию и после неудачной попытки вернуть себе престол скрылся в Трабзоне, где и умер в 1814 г. Освобожденный от обязанностей, отец Иессей решил вернуться на родину и предаться подвигам, но его вызвали в Москву, чтобы он оказывал помощь вдове императора Павла I. Его настолько высоко ценили при дворе, что император Александр I думал назначить его митрополитом Санкт-Петербургским.

Через три года искушения мирской жизнью он задумал бежать, решив скрыться либо на Синае, либо в Палестине. В Константинополе отец Иессей встретил патриарха Иерусалимского, который посоветовал ему провести некоторое время на Святой Горе, прежде чем направиться в Святую Землю. Достигнув Афона под видом простого паломника без имени (1819), он остановился на малое время в Иверском монастыре, где уже не было грузинских монахов и соблюдался особножительный (идиоритмический) устав516. Затем Иессей попросил принять его в монастырь Дионисиат, славящийся строгостью. Там в 1821 г. он принял великую схиму с именем Иларион.

Хотя он знал всего несколько слов по-гречески, отцы ценили его за аскетическое рвение и готовность выполнять самую неблагодарную работу. Несмотря на желание остаться в безвестности, его личность была раскрыта. И вскоре весь Афон знал, что незнакомый грузинский монах был духовником царя Имерети. Игумен предложил ему стать исповедником общины, но св. Иларион отказался и попросил благословения на отшельничество в окрестностях монастыря.

В 1822 г. наместник Фессалии Абдул-Лубут-паша решил вторгнуться с войсками на Святую Гору, чтобы безжалостно отомстить монастырям за помощь в организации восстания греческого народа [10 ин.]. Иларион был послан ему навстречу с несколькими монахами и вскоре выяснил, что паша был его земляком и в детстве отрекся от христианства. Горя святым желанием мученичества, схимник затеял с ним жестокий спор о вере. Тот, взволнованный встречей с земляком, отпустил Илариона, отправив в фессалоникийскую тюрьму других представителей монастыря. Иларион нашел его в Фессалонике и продолжил спор, обвиняя пашу в отступничестве и убийствах невинных людей. Через четыре дня споров измученный Абдул-паша приказал его казнить, но в последний момент Иларион был освобожден стражниками.

Вместо того чтобы вернуться на Афон, он тайно остался в Фессалонике и шесть месяцев с риском для жизни помогал содержавшимся в нечеловеческих условиях узникам. Наконец, получив от Бога знамение, что ему пора идти на Афон, он вернулся в Дионисиат. Монастырь был занят турецкими войсками, которые обходились с монахами как с рабами. Иларион обосновался в пещере неподалеку от обители, где провел два с половиной года в тяжелейшей борьбе с бесами. Потом он пребывал в различных пещерах на Катунаках, полностью предав себя Промыслу Божию, соблюдая строжайшее молчание и избегая всякого, кто мог помешать его непрестанной молитве. Однажды подвижник почувствовал сильнейшее плотское искушение. Тогда он сорок дней лежал без движения на земле, распростерши руки, словно на кресте, без еды и питья. Демон разжег под ним пламя, но не смог отвлечь от молитвы.

Его пещера была столь сырой, что он замерзал, у него выпали волосы, ноги распухли. Через три года св. Илариона обнаружил один монах, который стал носить ему пропитание. С тех пор подвижника стали навещать и другие отцы, нуждавшиеся в советах.

Обеспокоенный собственной доброй славой, Иларион оставил пещеру и поселился на крыше башни Неа Скити, встречаясь лишь со своим духовником отцом Неофитом Караманлисом (1776–1860) и отцом Герасимом, носившим ему еду каждые две недели. Вечером он съедал кусочек сухого хлеба, не больше такого, какой помещался на ладони, пил не больше стакана воды. В начале затворничества он спал два часа в день, а потом сократил сон до одного часа.

Все его время было посвящено внутренней молитве и борьбе с бесами, которые бросались на него под видом толпы воинов. Однажды крыша башни поднялась в воздух, и перед ним предстал сам сатана в образе гигантского существа. Св. Иларион отогнал его крестным знамением и пламенным призывом имени Господня. В другой раз рухнула крыша – подвижник остался на три дня под снегом и с тех пор стал страдать ревматизмом. Иногда борьба с бесами превращалась в настоящую рукопашную, после которой святой оставался поверженным на землю, но непобежденным.

Три года длилась такая духовная брань. Когда после очередной подобной схватки святой лежал на земле полумертвым, монахи из скита посоветовали ему отказаться от затвора. Поправившись, он пошел в Иоанно-Предтеченский скит Иверского монастыря, где ему построили келью во имя Архангелов. Несмотря на желание пребывать в безмолвии, он взял двух учеников, Макария и его брата Савву. Макарий через восемь лет умер от чахотки. А Савва вначале проявил свойственное молодости непостоянство, но потом, наставленный знаменитым Хаджи-Георгием, стал образцом послушания.

Приток посетителей заставил их вернуться в келью Святого Иакова, неподалеку от Дионисиата, где они жили с 1843 по 1857 г. Их ночное богослужение было полностью посвящено внутренней молитве. Завершением его была Божественная литургия, которую отец Савва служил ежедневно. Все афонцы почитали грузинского подвижника и называли «духовником духовников». Но отказавшись от прежней жизни, Иларион ни у кого не принимал исповеди, ограничиваясь духовными советами. В конце своего земного пути он стал посылать их, в случае необходимости, к своему ученику для чтения разрешительной молитвы.

Слава о пророческом даре св. Илариона дошла до России. Император Николай I отправил специальный корабль на Афон, чтобы узнать мнение старца об исходе Крымской войны (1854–1856). С начала и до конца военной кампании святой молился за успех христианского воинства.

Когда возник конфликт с игуменом Дионисиата, Иларион и Савва оставили монастырь и поселились в келье Святого Онуфрия в Малом скиту Святой Анны. Там они жили в тишине и покое, иногда принимая у себя Хаджи-Георгия, который жил в Керасии.

В 1862 г. они перебрались в келью Святого Георгия, в получасе ходьбы от русского монастыря Святого Пантелеимона. Вскоре Иларион тяжело заболел и, приблизившись к смерти, услышал голос Христа, который его исцелил. Он сразу же восстановил прежнее подвижническое правило: спать один час стоя, опираясь на посох, и второй час – сидя на земле, прислонившись спиной к стене. Ночь он проводил, повторяя Иисусову молитву, держась за подвешенные к потолку цепи. Днем на этих цепях висела одежда, чтобы кто-нибудь не заподозрил в них орудие подвигов.

Несмотря на годы, проведенные на Афоне, старец по- прежнему едва понимал по-гречески и забыл русский. К приходившим он обращался по-турецки, а Савва переводил на греческий. Но иногда, восхищенный в Духе Святом, он вдруг начинал свободно говорить на этих языках с собеседниками, нуждавшимися в духовном наставлении.

Два года подвижник провел в таком затворе. Четырнадцатого февраля 1864 г. св. Иларион мирно отошел ко Господу, наказав Савве тайно похоронить его тело в Иоанно-Предтеченском скиту Ивирона.

Три года спустя на Афонской Горе начались разговоры о теле святого подвижника. Тогда Савва решился открыть мощи – от них исходил сладчайший аромат. Савва перенес их в свой затвор в Малом скиту Святой Анны. В течение трех лет каждую пятницу над этим местом появлялся Небесный свет.

* * *

514

Св. Георгий почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена

515

В 1801 г. император Александр I включил в состав России грузинские царства Картли и Кахетию. Имеретия была присоединена в 1810 г. В XIX в. ее судьбу разделили другие области южного Кавказа: Гурия, Мингрелия, Сванетия и Абхазия.

516

В период османского владычества большинство афонских монастырей на продолжительное время перешли на идиоритмический устав. Он состоял в том, что монастырь управлялся советом старцев, монахи получали жалованье на свои нужды и были обязаны лишь присутствовать на богослужениях, у них не было общей трапезы. Одни воспользовались этим для того, чтобы предаваться более строгим подвигам близ какого-нибудь старца, другие же, напротив, нашли в этом возможность послабления.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle