иером. Макарий Симонопетрский

Память преподобного Александра Константинопольского619

Этот муж апостольский родился в середине IV в. и первые годы жизни провел на одном из островов Эгейского моря. В Константинополе он получил весьма полное образование. Родители прочили ему военную карьеру, и он несколько лет прослужил наместником под началом префекта претория. Однако, постигнув весьма быстро призрачность этого мира и откликнувшись на зов Христа, он раздал свое имущество бедным и поселился в монастыре архимандрита Илии в Сирии.

Через четыре года послушничества и возрастания в добродетелях он нашел, что забота о материальных нуждах монахов противоречит евангельской заповеди не заботиться о завтрашнем дне. Тогда он удалился в пустыню, взяв с собой лишь Евангелие, которому хотел следовать буквально. Так подвижник прожил семь лет, подражая пророку Илии, ведомый Святым Духом, не помышляя вовсе о вещах земных.

По окончании этого долгого отшельничества, боясь осуждения за ленивое служение и вдохновившись апостольским рвением, он направился в один из городов Месопотамии. Там Александр собственными руками разрушил языческий храм и после долгого спора обратил тамошнего префекта Раввулу620, вызвав с неба огонь, словно новый Илия.

Однако вскоре ему пришлось бежать. Ночью, подобно апостолу Павлу, бежавшему из Дамаска (Деян.9:25), он покинул город, ибо жители любой ценой хотели сделать его епископом. Александр опять ушел в пустыню. После того как он обратил ко Христу разбойников, сделав из банды монашескую общину, он двадцать лет прожил в горах за Евфратом, проводя дни в молитве и ночуя в бочке, вкопанной в землю.

Сияя, словно светильник на вершине, он притягивал к себе учеников, число которых превысило четыре сотни, – все они стремились достигнуть Царства Небесного, подражая его ангельской жизни. Св. Александр, прежде всего верный заповедям Евангелия, наставлял их полностью предаться Промыслу и довольствоваться лишь тем, что нужно для жизни в день сегодняшний, а все остальное отдавать бедным. У каждого из них была только одна одежда, и они избегали лишней работы, посвящая все время молитве и восхвалению Господа.

Но как примирить апостольскую заповедь непрестанно молитесь (1Фес.5:17) со слабостью человеческой природы? Через три года поста и пламенной молитвы Бог открыл святому в видении, как подражать на земле непрестанной хвале, которую поют Ангельские Силы. Он разделил своих монахов на три этнические группы: на греков, римлян и сирийцев, – и дал им задание денно и нощно чередоваться и исполнять в церкви ежедневно двадцать четыре службы, в промежутках между которыми читались Псалтирь и Священное Писание. Так хвала Богу никогда не прекращалась, а часть монахов могла при этом заниматься иными монастырскими делами, предаваться чтению или молитве. Община тех, кого стали называть акимитами, т. е. неусыпающими, явила собой прообраз Царства Божия, где люди вместе с Ангелами вечно поют славу Пресвятой Троице.

Горя апостольским рвением, св. Александр организовывал миссии к языческим племенам на юге Египта. Он и сто пятьдесят его учеников отправились в пустыню, что простирается между Евфратом и Пальмирой. Этот страннический монастырь во всем предавался на милость жителей поселений, мимо которых проходил. Однако в Пальмире жадные горожане закрыли перед ними ворота. Тогда они направились в сторону Антиохии, но и оттуда их прогнали палками по приказу подозрительного епископа. Им удалось проникнуть в город ночью и разместиться в заброшенных общественных банях, которые они сразу освятили непрестанным славословием и превратили в монастырь.

Подвижник даже не нуждался в речах для привлечения народа, который в то время покидал церкви. Людей притягивали святость Александра, его евангельская строгость в постоянном молитвенном бдении и отречении от мирских благ в сочетании с сострадательной любовью к ближним. Святой наставлял верующих, разрешал конфликты и даже позволял себе критиковать епископа и военного коменданта за небрежение. Несмотря на тяжесть их собственного положения, он заботился о бедных и основал для них приют. Тогда церковнослужители, ревнуя к его успеху, устроили изгнание общины из города.

Безропотно предавшись поношениям, Александр вновь отправился в путь, чтобы разыскать своих учеников, рассеянных по Сирии. Одетый во вретище, он посетил монастырь, основанный без его ведома одним из его последователей. Затем, придя в Константинополь, он с четырьмя монахами обосновался при храме Святого Мины. По прошествии немногих дней вокруг них собралось более трехсот монахов – римлян, греков и сирийцев, оставивших свои обители, чтобы присоединиться к этой общине, в совершенстве подражавшей Ангельским Силам. Св. Александр разделил их на три группы по два хора в каждой и предложил свой распорядок непрерывных песнопений.

Игумены опустевших по его милости монастырей, наущаемые лукавым, стали интриговать против него и устроили ему осуждение в ереси на проходившем в 426 г. Соборе против евхитов (мессалиан). Евхиты пытались свести христианскую жизнь к одной молитве, исключая все другие евангельские дела. Закованные в кандалы и заключенные в темницу, новые ученики Александра получили приказ вернуться в свои монастыри, а сам учитель был выслан в Сирию с запретом собирать вокруг себя монахов.

Но едва оказавшись на свободе, они воссоединились и продолжили вечное славословие. Их гнали отовсюду, где люди надеялись лишь на бренные вещи. Однако св. Александр нашел приют в Руфинианском монастыре, где игуменом был св. Ипатий [17 ин.], и стал пользоваться расположением императрицы. Оттуда он пошел на Черное море и в месте, называемом Гомон, основал большую обитель, которую в скором времени населяли уже более трехсот монахов. Там он и отошел ко Господу в 430 г., чтобы после пятидесяти лет непрестанных борений присоединиться к ангельским хорам, которым он так прекрасно подражал в земной жизни.

Ученики св. Александра распространили практику непрестанной хвалы по всем концам империи. Монастырь акимитов при его преемнике св. Маркелле [29 дек.] был перенесен в более безопасное и защищенное от нашествий место, поблизости от столицы. Уставу акимитов следовали многие новые обители, в частности Студийский монастырь. Хотя в современном обиходе практика непрестанной хвалы, введенная св. Александром, не сохранилась, она оказала большое влияние на формирование ежедневного литургического цикла как на Востоке, так и, в особенности, на Западе621.

* * *

619

Память св. Александра не сохранилась в византийских Синаксарях, несмотря на его значение для истории константинопольского монашества. Единственная греческая рукопись его «Жития» помещает его память под 2 февраля. «Римский Мартирологий» и славянские Минологии содержат его память под 23 февраля, однако последние поминают его также 3 июля.

620

Раввула стал впоследствии епископом Едессы (415–436), он был известен трудами по распространению веры.

621

Непрестанное славословие, Laus perennis, широко распространилось на Западе в Ѵ-ѴІІ вв. из монастыря Святого Маврикия в Валлисе и обителей, основанных св. Колумбаном [23 н.]: Люксея и его дочерних монастырей. Наследницей этой акимитской практики (или, точнее, подражанием ей) на Востоке можно считать непрестанное чтение Псалтири в некоторых, по преимуществу русских, монастырях (так называемая Неусыпаемая Псалтирь). – Прим. ред.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle