иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Порфирия, епископа Газского643

Когда гонения прекратились и христианство было признано официальной религией империи, преемникам апостолов понадобились долгие годы труда, чтобы искоренить язычество, зачастую весьма агрессивное, чтобы привить народу мягкую христианскую нравственность. Жизнь св. Порфирия представляет собой замечательное свидетельство этого периода.

Он родился в 347 г. в знатной и богатой семье в Фессалонике. Охваченный стремлением к Богу, Порфирий оставил дом и богатства и поспешил в знаменитую пустыню Скит в Египте. Сразу приняв ангельский образ, он пять лет прожил среди славных отцов, сиявших там в те времена. Оттуда он отправился в Палестину и еще на пять лет обосновался в пустынной пещере в долине Иордана. Однако суровый засушливый климат стал причиной его тяжелой болезни. Уповая на единого Бога, он, согбенный, опираясь на палку, пошел в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Там святой подружился с Марком, своим будущим биографом, и наказал ему поехать в Фессалонику, чтобы он разделил свое состояние между братьями.

По возвращении Марк нашел Порфирия совершенно исцелившимся благодаря восхищению, в котором он пребывал на Голгофе: добрый разбойник спустился к Порфирию с креста, чтобы отвести ко Христу, а Спаситель отдал ему на хранение Святой Крест.

Раздав свое наследство иерусалимским беднякам и египетским монастырям, Порфирий стал работать сапожником, чтобы жить трудом своих рук, подобно св. апостолу Павлу. Когда ему исполнилось сорок пять лет, епископ Иерусалимский Праилий644, прослышав о его доброте, любви и даре истолкования Священного Писания, против воли Порфирия рукоположил его в священника и сделал ставрофилаком – хранителем бесценного Древа Креста Спасителя. Столь завидное положение не изменило образа жизни святого, который продолжал следовать строжайшему воздержанию, все ночи проводя в святом бдении. Он исполнял эту службу три года.

Тем временем скончался епископ Газы. Верующие этой древней Церкви, занимавшей небольшую территорию, не могли прийти к единому мнению о преемнике и отправили посольство к архиепископу Иоанну Кесарийскому645. После трех дней поста Господь указал на Порфирия как на самого достойного. Зная смирение ставрофилака, Иоанн вызвал его в Кесарию под предлогом необходимости разобраться в сложном месте Писания. Накануне ночью Христос предупредил Порфирия, что даст ему супругу, скромную, но добродетельную – Его собственную «сестру». Тогда Порфирий с волнением сказал Марку: «Боюсь, как бы в моем желании изгнать собственные пороки не пришлось мне изгонять пороки многих других. Но нельзя же идти против воли Божией».

Прибыв в Кесарию, он по окончании воскресной всенощной был рукоположен в епископа, несмотря на слезы и протесты, и сразу уведен своей паствой. С трудом добрался он до Газы, потому что местные идолопоклонники забросали дорогу колючками и отбросами с дурным запахом.

Святитель Порфирий, епископ Газский. Монастырь Дионисиат. 1547г.

Подчинившись воле Божией и смело вступив в битву с дьяволом, новый епископ достиг города, в котором христиан было всего-то двести восемьдесят человек. Газа страдала в это время от засухи. Епископ собрал верующих и прежде всего предписал пост и всенощное бдение. На следующий день во время шествия по городу, которое он организовал, Бог повторил чудо пророка Илии и послал благодатный дождь. Сто двадцать семь язычников тут же обратились, восклицая: «Христос – единый Бог! Он победил!»

Несмотря на эти чудеса и молитвы Порфирия, городские язычники из властей предержащих продолжали жестокие нападки и преследования человека Божия и его паствы. Тогда епископ решил отправить Марка в Константинополь, чтобы через архиепископа св. Иоанна Златоуста представить жалобу государю. Ему удалось получить указ императора Аркадия закрыть все языческие капища. Однако указ этот исполнялся не строго, оскорбления и притеснения со стороны идолопоклонников заставили св. Порфирия отправиться в Кесарию, где он умолял архиепископа отпустить его. Иоанн Кесарийский увещевал св. Порфирия быть терпеливым и предложил вместе поехать в Константинополь, чтобы просить императора о разрушении языческих храмов.

По дороге они остановились на о. Родос и получили там наставления отшельника по имени Прокопий. Прибыв в Константинополь, они сразу пошли засвидетельствовать свое почтение св. Иоанну Златоусту и изложить цель приезда. Патриарх выказал по отношению к ним самые добрые чувства, но сам уже не мог заступиться за просителей перед государем, потому что против него самого выступила всесильная императрица Евдоксия646. Златоуст обратился за поддержкой к камергеру Амантию. И Евдоксия, в то время беременная, приняла епископов с симпатией и обещала помочь.

Через несколько дней, согласно пророчеству иерархов, она родила мальчика, будущего Феодосия II Младшего (408–450). В благодарность она попросила изложить письменно их прошение о церкви в Газе. В день крещения младенца, во время устроенного по этому случаю невиданного празднества, Евдоксия добилась у императора согласия на строительство за его счет церкви на месте главного языческого храма в Газе. По прошествии Пасхи (402) Порфирий и Иоанн отправились в обратный путь в сопровождении государственных чиновников, посланных следить за выполнением указов государя.

На обратном пути они чудом спаслись во время бури на море, обратили в Православие капитана-арианина и прибыли в Маиуму. Там верующие встретили епископов с пением псалмов. Когда процессия прибыла в Газу, статуя Афродиты при приближении образа Честного Креста разбилась на тысячу мелких осколков под торжествующие возгласы христиан. Во главе внушительного эскорта приехал императорский магистрат, огласил императорский указ и сразу приказал снести восемь языческих храмов. Затем был сожжен большой храм Марнейон и конфисковано имущество видных язычников, бежавших при появлении магистрата. Остальные язычники, числом около трехсот, приняли истинную веру. После необходимой катехизации св. Порфирий совершил над ними таинство крещения.

Когда мир в Газе был восстановлен, святой епископ принялся за возведение большой церкви на месте Марнейона, следуя планам императрицы. Все верующие: мужчины, женщины и дети – с воодушевлением участвовали в работе, воспевая псалмы и восклицая: «Христос победил!» Через пять лет, на Пасху, храм в присутствии множества верующих и всех монахов, подвизавшихся в тех местах, был освящен и стал называться Евдоксиевым. В честь праздника епископ раздал обильную милостыню и наставлял народ быть твердым в вере.

Язычники, однако, не переставали при каждой возможности ссориться с христианами. Однажды вспыхнул спор, семь христиан были убиты, и св. Порфирию пришлось спасаться бегством по крышам.

Через несколько лет, упорядочив жизнь христианской общины в Газе и поратовав в борьбе с пелагианской ересью на Соборе в Диосполе (415), св. Порфирий заболел. Он составил завещание, в котором поручил организовать регулярную раздачу милостыни бедным и странноприимный дом. Свою паству он препоручил Богу. Двадцать шестого февраля 420 г. он скончался в мире и присоединился к лику святых после двадцати пяти лет епископского служения и неустанной борьбы с идолопоклонством.647648

* * *

643

Первая версия его «Жития», написанная ок. 420 г. его учеником диаконом Марком, судя по всему, была переработана в 444–451 гг., поскольку ею в «Истории боголюбцев» воспользовался Феодорит Кирский, дополнив рассказом о христианизации Газы. Это житие послужило одним из образцов для развития агиографической литературы. См.: Житие святого Порфирия, епископа Газийского. Нила монашествующего повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его / Пер., сост., статья Д. Е. Афиногенова.М.: Индрик, 2002. 144 с. (Святоотеческое наследие)

644

Или, скорее, хорепископ Гроба Господня.

645

В то время Иерусалим был низведен до уровня малозначительного городка, поэтому митрополией Палестины была Кесария.

646

Об этих событиях см. статью под 13 ноября

647

См. его память под 18 декабря.

648

См. статью о св. Фотине и с ней пострадавших под 20 марта.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle