иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Прокопия Декаполита, исповедника

Св. Прокопий жил во времена иконоборческих гонений Льва III Исавра, который правил с 717 по 741 г. Он был родом из Десятиградия653, принял постриг в Константинополе и прежде всего очистился от страстей и плотской скверны подвижничеством и безмолвной молитвой. Тогда, укрепившись силой, даруемой Святым Духом, он вместе с учеником Василием [28 фев.] выступил против еретиков, отрицавших истинность воплощения Господа нашего Иисуса Христа и отвергавших почитание святых образов. Не довольствуясь словесным наставлением, он с радостью, из любви к истине принял многие страдания и мытарства, блистая в мире, словно каленое золото. После смерти тирана (741) преследование улеглось, и св. Прокопий смог вернуться к себе в монастырь, где много лет спустя скончался в мире.

Согласно другой версии его «Жития»654, св. Прокопий поступил в монастырь на родине, но поведение местных монахов, озабоченных земными нуждами, показалось ему не соответствующим евангельской заповеди не заботиться о завтрашнем дне (Мф.6:34). Он терпел четыре года и наконец, решил поделиться своими соображениями с игуменом, который ответил: «Сын мой, но ведь никто не может соблюдать эти заповеди». Расстроенный, он оставил монастырь и ушел в пустыню, где семь лет предавался непрестанной молитве, забыв обо всем земном.

Поскольку многие желали поступить под духовное руководство Прокопия, он основал обитель, где строжайше соблюдались наставления святых отцов. Имея большое число душ под своим водительством, он оставался полностью поглощен Богом, наставлял учеников возрастать в любви к Господу и во взыскании Царства Небесного. Воспламененный стремлением к безмолвию, святой назначил себе преемника и устремился в пустыню, где пребывал до тех пор, пока император не объявил гонение на святые иконы655.

Тиран узнал о добродетелях и подвижничестве св. Прокопия, о том, как он привязан к церковному Преданию. Его бросили в тюрьму и подослали чиновника, которому поручено было попытаться сломить исповедника. На его посулы и угрозы святой отвечал: «Пусть то, что вы считаете наслаждением, погибнет вместе с вами. А что до ваших угроз, то Евангелие учит нас, что незачем бояться тех, кто убивает наше тело» (Мф.10:28). Прокопий исповедал свою веру относительно почитания святых икон. Магистрат сделал вид, что император тоже был православным и почитал иконы, а в доказательство вынул и поцеловал икону, которую носил на груди. Но святой ответил, что преследования исповедников по всей империи являются веским доказательством его лжи. Посланник сделал доклад императору. Св. Прокопия пытали и отправили в ссылку, где он скончался.

* * *

653

Речь идет, как и в случае св. Григория Декаполита [20 н.], другого великого исповедника святых икон, о Десятиградии Исаврийском – горной местности в Малой Азии с митрополией в Селевкии.

654

Оно было недавно издано в Anal. Boll. Vol. 108.1990. P. 307 sq.

655

Хотя «Житие» не уточняет, кажется, имеется в виду гонение Льва V Армянина (813–820), а не Льва III, потому что св. Феодор Студит написал много писем монаху Василию и его спутнику Прокопию, восхваляя их твердость во время преследований. См.: Письма. II, 28,45, 95,137,142,143 // PG 99.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle