иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Серапиона, архиепископа Новгородского

Св. Серапион происходил из благочестивой семьи, жившей в подмосковном селе Пехорка. С самого раннего возраста он хотел удалиться от мира, но его родители воспрепятствовали этому. Он женился и был рукоположен в священника. Год спустя, когда его жена умерла, он принял постриг, но остался на своем приходе, чтобы не огорчать родителей.

Когда они скончались, он удалился в Дубенский Успенский монастырь, где столь прославился подвижническими трудами, что монастырь впоследствии был назван Серапионова пустынь. Затем он перешел в Троице-Сергиеву лавру, где через некоторое время стал игуменом. Он имел большое влияние на Великого князя Ивана III и получил помилование для нескольких невиновных, несправедливо осужденных на смерть за занятие колдовством. Он принял участие в Соборе 1504 г.152, на котором горячо отстаивал необходимость монастырской собственности, если только она используется на нужды благотворительности.

Пятнадцатого января 1506 г. он был избран архиепископом Новгородским, в то самое время, когда великие несчастья обрушились на этот прекрасный, величественный город. Когда чума уничтожила несколько тысяч горожан, святой епископ устроил крестные ходы вокруг города и повелел построить церковь, посвященную Богородице. Во время ее строительства исцелились трое больных, и эпидемия тотчас прекратилась. В том же году город был опустошен пожаром, повлекшим множество жертв. Идя во главе устроенного им крестного хода, святой обливался слезами так, что не мог произносить слов молитвы.

В то время Волоколамский князь Феодор Борисович пытался присвоить владения Иосифо-Волоцкого монастыря, и прп. Иосиф обратился за защитой к Московскому князю, а также направил гонца к прп. Серапиону, чтобы сообщить ему об этом. Гонец еще не достиг цели, когда архиепископ узнал новость. Сильно огорчившись из-за того, что Иосиф с ним не посоветовался, – ведь обитель принадлежала Новгородской епархии, – епископ отлучил игумена от Церкви. После того, как митрополит Московский узнал об этом, он обратил свой гнев на Серапиона, который был низложен и в ожидании церковного суда заключен в один из московских монастырей – Спасо-Андроников. В 1509 г. Собор исследовал обстоятельства дела, снял отлучение с игумена Иосифа и осудил епископа Серапиона на жизнь в затворе в монастыре153. Два года провел преподобный в суровом заключении. Митрополит Московский перед близкой смертью призвал св. Серапиона, испросил у него прощения и помирил его с прп. Иосифом.

Получив разрешение поселиться в Троице-Сергиевой лавре, Серапион принял великую схиму и вплоть до самой смерти 16 марта 1516г. вел строгую подвижническую жизнь. Его мощи были впоследствии обретены нетленными, и от них происходили многочисленные чудеса.

* * *

152

См. статью о св. Иосифе Волоцком [9 сент.] и св. Ниле Сорском [7 мая].

153

Св. Серапион отлучил прп. Иосифа за самоуправство и за обращение к Московскому князю. Сам же он был отлучен, поскольку прп. Иосиф был влиятелен в Москве и потребовал церковного суда, призванного рассудить между ним и архиепископом Серапионом. – Прим. ред.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle