иером. Макарий Симонопетрский

Память преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского

Св. Евфросин провел юность в Карелии, недалеко от Валаамского монастыря. Покинув родителей, чтобы пожить в Валаамском монастыре, он приобрел там знание церковной службы и познакомился с монастырской жизнью. Затем он ушел оттуда и стал чтецом в одной из деревень Новгородского края. Достигнув зрелого возраста, Евфросин принял постриг в Тихвинском Успенском монастыре и выказал там пламенную ревность ко всякой добродетели.

В 1600 г. он получил от игумена благословение идти жить отшельником. Найдя удобное место в диких и непроходимых лесах в шестнадцати километрах от гор. Великий Устюг, св. Евфросин водрузил на этом месте крест и попросил Бога в молитве позволить служить Ему все дни своей жизни. Он поселился в землянке, где проводил жизнь в самом суровом подвиге, питаясь лишь лесными растениями, дикорастущими плодами и грибами, проводя зачастую всю ночь в молитве.

Но жители тех земель нашли Евфросина в его уединении, и с этого времени дикое место стало привлекать благочестивых людей, которые желали духовных наставлений человека Божия. Когда ученики попросили позволения жить рядом с ним, он построил церковь во имя Благовещения и основал монастырь, которым управлял благодаря дару прозорливости.

В ту эпоху, то есть в Смутное время (1605–1612), Россия, оставшись без царя, была ввергнута в междоусобицы и подвергалась двойной угрозе: с одной стороны, ей угрожали поляки, которые заняли Смоленск, а с другой – шведы, которые захватили Новгород. Значительная часть жителей Устюга укрылась в монастыре св. Евфросина, где нашла защиту от грабителей.

Девятнадцатого марта 1612 г. святой объявил беженцам, что польское войско вот-вот нападет на монастырь, и настоятельно просил тех, кто желал избежать смерти, спасаться бегством. Но большинство из них не поверили ему и спросили: «А почему ты не уходишь из этого места?» Старец ответил: «Я пришел сюда для того, чтобы умереть за Христа». После этих слов святого один монах, по имени Иона, захотел бежать, но человек Божий удержал его, сказав: «Брат Иона, почему ты позволяешь страху и малодушию войти в твою душу? Если Бог за нас, кто против нас?.. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8:31,35)» И он продолжал увещевать инока, говоря, что его повеление спасаться бегством предназначалось мирянам, которые должны защищать своих детей и которые не связаны, в отличие от монахов, обещанием оставаться вплоть до смерти на том месте, где они принесли обет.

Затем, облачившись в свое великосхимническое одеяние, св. Евфросин начал молиться Богу и Его Пречистой Матери удостоить его жребия праведных. Он молился со слезами весь день и всю ночь, до тех пор пока поляки не окружили монастырь и не предали смерти всех, кого нашли. Чуждый страха, святой стоял около креста, который он водрузил в самом начале основания пустыни. Солдаты потребовали отдать им монастырское имущество. Он ответил, что у него нет ни золота, ни серебра и даже того, что служит для ежедневного пропитания, а единственное сокровище этого места, которое нельзя украсть и которое скрыто в Боге, находится в церкви Пресвятой Богородицы. Услышав эти слова, поляки решили, что речь идет о каком-то материальном богатстве, которое святой спрятал в храме. Бросив преподобного на землю, они поспешили в церковь, устроили погром и ничего не нашли. В ярости поляки разбили св. Евфросину голову ударом секиры, а затем убили инока Иону. Святых мучеников похоронили через несколько дней, когда это стало возможным.

Сорок три года спустя (1655) мощи человека Божия были перенесены в церковь. Верующие приходят поклониться им уже несколько столетий, а официальное признание Евфросина святым состоялось в 1911 г.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle