иером. Макарий Симонопетрский

Память святителя Кутберта, епископа Линдисфарнского215

Св. Кутберт с детских лет был определен охранять стада в Лодердейльской долине, на границе современных Шотландии и Англии. Однажды ночью, когда он бодрствовал и молился, он увидел, как душа св. Айдана [31 авг.], епископа Линдисфарнского, возносится на Небо, и решил, что и сам он, став монахом, вступит на дорогу, ведущую в Царство Небесное. Кутберт пришел в знаменитый Мелрозский монастырь, которым тогда управляли два великих учителя Кельтской Церкви – свв. Эата216 и Бойсил217.

Он выказал такое рвение к аскетическим подвигам, что превзошел всех прочих опытных монахов. Часто Кутберт проводил ночи в бдении, стоя в ледяной воде, дабы победить тиранию сна. По преданию, по утрам к нему приходили выдры и, чтобы согреть святого, нежно вылизывали его одеревеневшее от мороза тело. Он также показал пламенную ревность в борьбе против языческих обычаев населения этого края и в проповеди Благой Вести. Много было тех, кто приходил к молодому монаху исповедать грехи и получить его святые наставления, дабы изменить свою жизнь.

Святой Кутберт, епископ Линдисфарнский. Житие Св. Кутберта. XII в.

Спустя несколько лет св. Эата взял его с собой, когда решил основать Рипонский монастырь. Св. Кутберт и там проявил любовь к людям, взяв на себя заботу о гостях. Однажды он принял Ангела, который в знак признательности оставил после своего ухода три хлеба необыкновенной белизны.

Кельтские монахи были вынуждены покинуть Рипонский монастырь, после того как св. Вилфрид начал вводить римский обряд в этих землях218. Кутберт вернулся в Мелроз, где был выбран настоятелем вместо св. Бойсила, скончавшегося от чумы. Заболев в свою очередь, он был избавлен от недуга молитвами монахов.

Св. Кутберт распространил свои проповеднические труды на все королевство Нортумбрия219. Он проводил иногда целые месяцы в разъездах, проповедуя слово Божие в самых отдаленных местах и исцеляя больных с помощью благодати, дарованной ему Богом в изобилии.

Когда римский обряд все-таки восторжествовал на Соборе в Уитби (664), епископ большого Линдисфарнского монастыря-епископии, от которого зависел Мелроз, вернулся на Иону вместе с монахами – приверженцами кельтских традиций. Управление Мелрозским монастырем вновь перешло к св. Эате, которому помогал св. Кутберт.

Кутберт, ни в чем не отказываясь от суровости своего подвига (ведь он спал лишь одну ночь из трех или четырех), управлял общиной и людьми, которые зависели от монастыря, внушая им свою всепоглощающую любовь к Богу. Он ни разу не отслужил литургию, не пролив обильных слез, и слезами и стенаниями побуждал народ сослужить ему более, нежели напевами, приятными для слуха. Ревнуя об отвержении пороков и несправедливостей, он прикладывал еще больше усердия к прощению искренне кающихся грешников. Он плакал о грехах, которые ему приходилось отпускать на исповеди, и тайно исполнял в своей келье те епитимии, которые накладывал, а своей снисходительностью исцелял болезни не только души, но и тела.

Св. Кутберт мудро руководил обителью двенадцать лет. Затем он получил позволение уединиться на пустынном острове, называемом Фарн. До него никто никогда не осмеливался там селиться из-за демонов, устроивших себе жилище на острове. Человек Божий выдолбил в камне две маленькие кельи, откуда мог видеть лишь небо, и, вооружившись верой, принялся доблестно сражаться, вознося нерассеянную молитву днем и ночью. Он настолько приблизился к Богу, что ему были подвластны стихии и по его зову прилетали морские птицы, чтобы разделить с ним пребывание на острове. С того времени их так и назвали – птицы св. Кутберта.

Сначала монахи Линдисфарнского монастыря, а затем благочестивые люди из всех уголков Британии стали приходить к келье святого отшельника за наставлением и благословением. Он умел наделить каждого подходящим лекарством, утешая, советуя или укоряя. Постепенно он стал разговаривать с посетителями только через узкое окно, которое в итоге велел заделать, чтобы постоянно пребывать наедине с Богом.

Восемь лет провел Кутберт в святом уединении. И вот король Нортумбрии пришел лично в сопровождении знати и монахов Линдисфарна, дабы просить человека Божия принять епископский сан, к чему его обязал Собор в Туайфорде. По просьбе Кутберта хиротония была отложена на шесть месяцев, а затем он был рукоположен в Йорке 26 марта 685 г. св. Феодором Кентерберийским [19 сент.]. Кутберт был тотчас назначен епископом Линдисфарнским.

Сразу же по восшествии на кафедру он объехал огромную епархию, не пропуская и самой малой деревушки, для того чтобы учить, крестить, освящать церкви, посещать монастыри, раздавать милостыню и чудесным образом исцелять, поскольку тогда свирепствовала эпидемия чумы. Он проявил величайшую пастырскую активность и за два года сделал столько, сколько большинство епископов не сделали за все время своего архиерейства.

После Рождества 686 г., почувствовав, что приближается время его ухода из жизни, святой сложил с себя обязанности и вернулся в уединенную келью на о. Фарн. В течение двух месяцев он усиливал строгость подвигов, затем тяжело заболел. Кутберт отвергал любую человеческую помощь и доблестно сражался против бесовских нападений, более ужасных, чем в какое-либо другое время своей подвижнической жизни. Когда монахи из Линдисфарна пришли его навестить, он дал им последние наставления по управлению монастырем и указал место своего погребения. При этом подвижник попросил похоронить его в куске ткани, которую подарила ему настоятельница монастыря в Тайнмуте по имени Верка́, его духовный друг. Двадцатого марта 687 г. Кутберт наставил присутствовавших при его ложе сохранять в Церкви единство и мир и пребывать в верности монашеским традициям святых отцов, после чего отошел ко Господу, устремив взгляд в небо.

Его тело, оставшееся нетленным, было впоследствии перенесено в Линдисфарн, затем в X в. – в величественный Даремский собор. Там святые мощи на протяжении веков привлекали к себе благочестивых людей со всей Англии. От мощей происходили многочисленные чудеса вплоть до времени реформ Генриха VIII (1536), когда их спрятали, чтобы избежать осквернения. Они были вновь обретены в 1827 г. во время проведения строительных работ и вновь заняли свое место в кафедральном соборе.

* * *

215

В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

216

Западная Церковь празднует его память 26 октября.

217

Западная Церковь празднует его память 23 февраля.

218

Об этих событиях см. в статье о св. Вилфриде под 24 апреля.

219

Одно из семи королевств древней Британии (Гептархии), которое занимало почти всю восточную часть Шотландии и северную часть Англии (гор. Йорк). Оно было захвачено англосаксами в правление св. Освальда [5 авг.].


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle