иером. Макарий Симонопетрский

Память мученика Гавриила Фомина (1942). Память святой мученицы Ипомонии454. Память святого Анатолия, опровергшего ересь Павла Самосатского455. Память святых мучеников Митиленских: Рафаила, Николая и Ирины456

Память святых мучеников Митиленских: Рафаила, Николая и Ирины

В 1959 г. на о. Лесбос (Митилена) проводились ремонтные работы в небольшой сельской часовне, стоящей на холме в окрестностях деревни Фермия. Один из рабочих обнаружил там погребение, содержащее неизвестные останки. Будучи человеком маловерным и не питая особенного почтения к святости, он пренебрежительно забросил мощи под дерево, насмехаясь над ними.

После этого его супруга видела в строящейся церкви монаха величественного вида, но муж высмеял ее. Вскоре неверующего постигло наказание, и он смог вновь владеть руками только после того, как осенил себя крестным знамением в первый раз за двадцать семь лет. Затем сам святой монах явился ему возле церкви. Тогда рабочий, обратившись, стал ревностным проповедником благодати, почивавшей на этом святом.

С тех пор святого видели много раз, не сговариваясь, во сне и наяву супруга владельца земли и другие благочестивые деревенские женщины, а также дети и люди зрелого возраста. Одним он являлся в молчании в виде иеромонаха в священнических облачениях или монашеских одеждах. Другим открывал свое имя, говоря: «Меня зовут Рафаил», и возвещал, что ныне пришло время почитать его и мучеников, пострадавших вместе с ним, что нужно написать их икону и праздновать их память, подробно вспоминая деяния каждого.

Св. прпмч. Рафаил жил в XV в., в эпоху захвата Константинополя турками. Родом с о. Итака, он был назван при крещении Георгием и получил блестящее образование, как богословское, так и светское. В монашестве он получил имя Рафаил, затем его рукоположили в священника и возвели в сан архимандрита и протосинкелла.

Принимая во внимание его выдающиеся способности, Константинопольский патриархат направил его с миссией во Францию, в гор. Морле. Там крепкая духовная дружба связала его с диаконом Николаем, который стал его сотрудником и духовным сыном. На некоторое время они вернулись в Константинополь, а после взятия столицы турками (1453) спаслись бегством в Македонию. Затем, когда османы захватили Фракию (1454), иноки высадились на о. Митилена (Лесбос) и поселились в Фермии, в монастыре Божией Матери. Эта обитель находилась в то время как раз на том месте, где были впоследствии обретены святые мощи.

В Великий Четверг 1463 г. турки напали на монастырь, схватили игумена Рафаила и подвергли страшным пыткам. В ночь на вторник Светлой Седмицы, 9 апреля, избив его тяжелыми дубинами, они проволокли его за бороду вниз по холму, затем подвесили на дереве, пронзили ребра ударами копий и отпилили челюсть. Так св. Рафаил соединился в вечности с воскресшим Христом.

У скелета, найденного рабочим, как раз недоставало челюсти, причем он был обнаружен только после видения Рафаила недалеко от этого места. Простые и неученые люди, которые стали свидетелями этих явлений, разумеется, не знали о существовании французского городка Морле и тем более о том факте, известном лишь немногим историкам, что Константинопольский Патриархат действительно отряжал посольства на Запад, в частности в Бретань и Нормандию, незадолго до падения Константинополя. Все это подтверждает истинность самих явлений.

После многих явлений прп. Рафаила и св. Николай также соблаговолил открыть многим людям место своего погребения. После непродолжительных колебаний, ибо христиане опасались вызвать насмешки неверующих в случае ошибки, они начали поиски и обнаружили 13 июня I960 г. честные мощи св. Николая. Св. Рафаил уже открыл людям, что св. Николай родился в гор. Раги Мидийские, но воспитывался в Фессалонике. Святой мученик был, в свою очередь, схвачен турками и подвергнут пытке. Он умер от остановки сердца.

Тогда же одной маленькой девочке явилась другая – двенадцатилетняя, похожая на Ангела, по имени Ирина. Матерь Божия открыла еще одному человеку, что святая мученица Ирина была дочерью градоначальника Василия, который бежал от турок вместе с насельниками монастыря. Турки, желая заставить его выдать убежище христианских воинов, взяли девочку и на глазах у родителей отрубили ей руку, залили в горло кипяток и бросили в раскаленный на огне котел. Ее мать, которую привязали к дереву, чтобы заставить смотреть на ужасное зрелище, умерла от сердечного приступа, а турки, с яростью набросившись на Василия и деревенского учителя Феодора, замучили их до смерти.

После новых явлений мощи св. Ирины были обретены в котле, согласно словам святой, а также останки других мучеников возле погребений Рафаила и Николая. В других славных видениях св. Рафаил, представший в сонме иных святых, открыл, что это были мощи монахинь, которые жили в обители за два столетия до него. Мученик поведал, что 11 мая 1235 г. игуменья Олимпия и монахиня Евфросиния были убиты на этом месте турецкими пиратами.

Прп. Рафаил показал также святой источник и место, где была спрятана икона Спасителя. От этих святынь совершались впоследствии многие чудеса. Сами же мученики не только открыли людям свою жизнь и обстоятельства, при которых они приняли мученическую кончину, но и явили свою близость к Господу, творя чудеса, число которых не перестает возрастать. Игумен монастыря, построенного в том месте и ставшего известным центром паломничества, составил более десяти томов с описанием чудес св. Рафаила. И в наши дни мученик является во сне и наяву многим людям, как благочестивым, так и равнодушным к вере, от Греции до Америки и Австралии. Он исцеляет неизлечимые болезни, приносит утешение в несчастьях и горестях, являет своим примером, что Господь прославляется во святых Своих сегодня, как и прежде, и во веки веков.

Молитвами святых Твоих, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

* * *

454

Эта мученица, имя которой означает «терпение», упоминается только в некоторых рукописях «Константинопольского Синаксаря» (Syn. Ср., 596). В одной ватопедской рукописи есть служба этой святой, составленная св. Феофаном (см.: Eustratiades. Ἁγιολόγιον. Σ. 457). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

455

Память этого святого находится только в рукописном Евхологии: Paris. BN Gr. 282 (IX в.). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

456

Мы приводим жития этих святых в день их мученической кончины, но их память празднуется на Митилене во вторник Светлой седмицы, в соответствии со словами св. Рафаила. В тех же местах недавно были обретены мощи другого святого мученика и чудотворца – св. Ефрема Нового [5 мая]. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle