иером. Макарий Симонопетрский

Память святителя Каллиника Черникского, епископа Рымника-Вылчи467

Св. Каллиник родился в Бухаресте в 1787 г. Он происходил из очень бедной семьи. Окончив Греко-румынскую школу в родном городе, он двадцатилетним юношей ушел в Черникский монастырь468. Годом позже Каллиник принял там постриг и вскоре уже выказал аскетическое рвение.

Ночью он посвящал сну не более трех часов, сидя на табурете, а днем исполнял самую грубую работу. После того как его духовный отец удалился на Афон, св. Каллиник решил питаться только хлебом и водой – он соблюдал такой пост сорок дней. Но игумен запретил подобные аскетические подвиги, и с тех пор святой принимал участие в общей трапезе, однако ел мало, а по субботам и воскресеньям съедал немного сыра и выпивал чуть-чуть молока, чтобы полностью победить грех гордыни. Его внешний облик свидетельствовал о повсечасном отсечении плотских удовольствий, а глаза распухли от слез, которые он каждый день проливал в своей келье.

В 1813 г. эпидемия унесла жизни многих священников, и Каллиник был вынужден против воли принять священнический сан. После этого святой удвоил монашеские подвиги и проявлял еще большую любовь ко всем братиям, никому не оказывая предпочтения. Благодать Господня, почивавшая на нем, позволяла Каллинику в каждом человеке видеть образ Божий, а его любовь к людям проявлялась в глубоком смирении. Через два года преподобный сделался духовником братии, а вскоре духовником уже не одних монахов, но и многочисленных мирян, живших поблизости, священников, епископов и лиц высокого положения, так что сам митрополит приезжал в Черникский монастырь, чтобы получить совет и утешение у святого монаха.

В 1818 г. св. Каллиник был поставлен игуменом Черникской обители. В ту пору ему был тридцать один год. Проявляя смирение и милосердие, он сумел исправить строптивых монахов, и все братия с воодушевлением выказывали послушание тому, на кого смотрели как на Ангела Божия. Св. Каллиник считал послушание основой монашеской жизни, говоря: «Общежительный образ жизни покоится на святом послушании и основан Господом нашим Иисусом Христом, земная жизнь Которого служит нам образцом». Он советовал братиям избегать суетных разговоров, поскольку они неизбежно приводят к сквернословию, и сосредоточивать все усилия на постоянной внутренней молитве. Он говорил также: «Игумен – это сердце всех сердец. Он есть путь, ведущий к совершенству тех, кто собирается вокруг него».

Во время греческого народного восстания 1821 г., за которым последовали ужасные репрессии со стороны турок, многие жители Бухареста скрывались в Черникском монастыре. Святой настоятель принимал всех, кто искал у него защиты, и кормил из монастырских запасов, утешая пострадавших. Когда турки поставили вокруг монастыря пушки, желая разрушить его, святой собрал монахов и мирян в церкви, чтобы отслужить всенощную. По их молитвам и благодаря заступничеству св. Николая, покровителя монастыря, турецкие отряды отступили, не причинив обители никакого вреда. Не раз еще молитва св. Каллиника спасала монастырь от турецкой угрозы.

Однажды припасы в обители подошли к концу, братии угрожал голод. Св. Каллиник вознес горячую молитву к Богу – и перед воротами монастыря предстали люди, которые привезли на быках две повозки, полные хлеба. Они были посланы пашой из соседнего военного лагеря.

Пастырское попечение св. Каллиника охватывало все стороны жизни людей, вверенных ему Господом: от самых возвышенных духовных вопросов до повседневных мелочей. За несколько лет число монахов его обители увеличилось до трехсот пятидесяти человек. Он велел построить для них новую церковь, множество келий и мастерских, в которых братия сами трудились, чтобы обеспечить общину всем необходимым и подавать милостыню. Кроме того, общины многих монастырей, расположенных поблизости, избрали св. Каллиника своим духовником и следовали его духовным советам.

Безупречно евангельский образ жизни святого вызывал у некоторых зависть. И однажды недруги подмешали яд к его питью. Святой уже не мог встать с постели, преисполнившись готовности предстать пред Господом. И тогда небесный глас повелел ему подняться и известил о возведении его в сан епископа Рымника-Вылчи. В этой епархии десять лет не было епископа, поэтому она находилась в плачевном состоянии: резиденция епископа и собор превратились в развалины после пожара, семинария была закрыта, священники не получали достаточного образования и бедствовали, многие церкви были закрыты или содержались плохо. Смиренный Каллиник, который ранее отказался от митрополичьей кафедры, на сей раз должен был подчиниться настояниям князя Барбу Стирбея. Епископская хиротония святого состоялась в 1850 г.

Тотчас же принявшись за дело, епископ велел восстановить резиденцию и построить новый собор, проект которого он создал сам, открыл семинарию и учредил типографию. Он основал также Фрасинейский монастырь, братия которого по сей день придерживается афонского устава и ведет строгий образ жизни. Там святой любил уединяться, дабы проводить время в священном безмолвии.

По примеру св. Николая, акафист которому он читал каждый день, епископ усердно заботился о пастве и проявлял по отношению к ней безграничное милосердие. Он отдавал бедным все до последней рубашки и со слезами молил своего ученика Анастасия изыскивать деньги всеми возможными средствами, дабы раздавать нищим, которых он называл братьями во Христе. Не раз он творил чудеса исцеления, обладая также дарами прозорливости и пророчества, предсказав, например, русско-турецкую войну 1877 г. и значительные политические события, ожидавшие Румынию после того, как на ее территорию вступят русские войска во главе с царем.

Проводя дни в пастырских заботах, он посвящал ночи молитве и чтению духовной литературы. Чтобы не поддаться сну, он клал сверху на книгу тяжелый металлический предмет, чтобы просыпаться, когда этот предмет с шумом падал на землю. Он призывал своих священников следовать образцу монашеской жизни и строго пресекал симонию и безнравственное поведение в среде духовенства.

Через семнадцать лет епископского служения св. Каллиник удалился в Черникский монастырь и жил там около года как простой монах. Он непрестанно молился, и ученики, находившиеся в келье, видели неизреченное сияние, окружавшее его голову. После одного из бывших ему видений он сказал Афанасию, который приступал к нему с расспросами: «Внимайте, ибо этот дом непрестанно посещают Ангелы и иные Небесные существа. Помни же о том, что я тебе рассказывал и показывал».

Предсказав свою кончину за тринадцать дней, св. Каллиник 11 апреля 1868 г., на следующий день после Пасхи, собрался с силами, умыл лицо, облачился в погребальные одежды и благословил всех присутствующих. Затем, стоя на ногах и держа в руках крест, он склонился на грудь монаха Германа со словами: «Прощай, мы увидимся вновь в радости мира иного!»

Почитание св. Каллиника было официально признано Румынской Церковью в 1955 г., однако задолго до того румынский народ почитал его как любимейшего святого. От мощей Каллиника, пребывающих в его родном монастыре, по сей день совершаются многочисленные чудеса.

Молитвами святых Твоих, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

* * *

467

Св. Каллиник почитается в Румынской Православной Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

468

См. житие св. Георгия Черникского под 3 декабря.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle