иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого Михаила Новицкого, исповедника, пресвитера (1935), священномученика Феодора Недосекина, пресвитера (1942). Память святителя Макария, епископа Коринфского515

Память святителя Макария, епископа Коринфского

Св. Макарий родился в Коринфе в 1731 г. и происходил из прославленной семьи Нотара516. В святом крещении он получил имя Михаил. Еще на школьной скамье мальчик полюбил церковную службу и богоугодные дела. Отец поручил ему сбор оброка с крестьян, живших на их землях, но Макарий раздавал ее бедным и не скрывал презрения к мирской суете. Пламенная ревность о добродетели заставила его покинуть семейный кров и искать пристанища в монастыре Мегалу Спилеу (Великой Пещеры) [18 окт.], но отцы, боясь гнева семьи Нотара, наотрез отказались его принять. Юноша был вынужден вернуться и предался изучению духовной литературы.

В двадцать восемь лет он возглавил школу в Коринфе, испытывая сострадание к юным соотечественникам, погруженным во мрак невежества. За шесть лет он снискал уважение и восхищение всего города.

В 1764 г. св. Макарий единогласным решением был избран преемником епископа Коринфа, который, будучи стар и болен, уже много лет не заботился о своей епархии. Вернувшись в Коринф из Константинопольской Патриархии, Макарий триумфально вступил в город и тотчас принялся за наведение порядка в среде вверенных ему клириков. Он отстранял неграмотных священников, или слишком старых, или же тех, кто вмешивался в политические дела. Епископ заботился о строгом соблюдении священных канонов и рукополагал лишь тех, кто был достаточно подготовлен, и только после того как они проведут некоторое время в монастыре, где он лично обучал их, как правильно совершать Божественную литургию и Таинства. Епископ старался, насколько позволяли условия той эпохи, увеличить количество школ, что было так необходимо для духовного пробуждения народа.

Осуществление замысла было прервано начавшейся русско-турецкой войной (1768–1774) и восстанием, которое необдуманно подняли греки Пелопоннеса при поддержке России. Их надежды были разрушены, и приближение кровавой расправы, направленной прежде всего против знатных людей, которые стояли во главе движения, вынудило св. Макария и его семью бежать на о. Закинф, а затем на Гидру.

Под напором Высокой Порты Константинопольская Патриархия назначила новых епископов на Пелопоннес и вынудила святого отказаться от кафедры, хотя никто не мог упрекнуть его в нарушении священных канонов. Оказавшись епископом без епархии, Макарий отправился на Афон, чтобы жить там в безмолвии и покое, но нашел Святую Гору в смуте и разделении из-за колливадских споров517. Св. Макарий отказался принять участие в заупокойном богослужении в монастыре Кутлумуш в память патриарха Александрийского, поскольку оно было назначено на воскресенье. По этой причине он покинул Афон и отправился на Хиос и Патмос. Там он нашел изгнанных афонских монахов518.

Годом позже, когда умер его отец, он отдал свою часть наследства братьям и публично сжег все долговые расписки, спасая тем самым многочисленных должников своей семьи от тюремного заключения. Он уяснил для себя, что́ именно Бог ему предначертал: учить и просвещать не только паству Коринфской епархии, но и всех христиан.

Св. Макарий обнаружил в Ватопедском монастыре на Афоне рукопись «Добротолюбия»519 и передал ее прп. Никодиму Святогорцу в 1777 г. для исправления. Затем он отправился в Смирну, где получил поддержку Иоанна Маврокордата в деле издания книги. После этого, снова при участии св. Никодима, с которым его связывала духовная дружба, был издан «Евергетин»520. Св. Макарий опубликовал еще ряд духовных книг, например перевод «Катехизиса» митрополита Московского Платона.

Потом он вернулся на Хиос и поселился близ маленькой церкви Святого Петра. Его жизнь проходила в посте и безмолвии, а ночами святой, будто бесплотный, беседовал с Богом. Приняв великую схиму, св. Макарий отказался от священнослужения521, но никогда не отказывался от служения проповедника. Когда святой поднимался на амвон, он всегда обращался к пастве спокойно и смиренномудренно и делился с нею тем миром, который через непрестанную молитву воцарился в его сердце. Св. Макарий воспринимался всеми как духовный отец Хиоса и близлежащих островов, и все удивлялись, обнаруживая, сколь благотворным было его влияние на повседневную жизнь людей, которые благодаря святому вновь обрели евангельское благонравие.

Уход на покой не оставил святителя равнодушным к делам Церкви. Он с большим рвением боролся за возвращение христиан к частому причащению, поскольку в то время в обычай вошло причащаться один-два раза в год. Св. Макарий анонимно издал книгу, озаглавленную «О постоянном Причащении», которая вызвала ожесточенное противодействие и была осуждена Синодом. Святого оклеветали противники такого возвращения к апостольским преданиям, но в конце концов его оправдал патриарх Неофит VIII (1789–1801), а его книга, исправленная прп. Никодимом, была рекомендована Патриархией христианам в качестве душеполезного чтения.

Этот апостольский муж, который добровольно стал бескровным мучеником, ободрял и готовил к славной битве за любовь Христову святых Полидора [3 сент.], Феодора Византийского [17 фев.] и Димитрия Пелопоннесского [14 апр.] и описал деяния новомучеников в «Новом Лимонаре»522. Он готовил этот труд к изданию, когда его поразил инсульт, парализовавший правую половину тела. Восемь месяцев он был прикован к постели и стойко переносил страдания. Друзья и последователи поддерживали его, в особенности св. Афанасий Паросский [24 июня] и св. Никифор Хиосский [1 мая]. Св. Макарий не переставал плакать о том, что еще и не начинал покаяния.

Семнадцатого апреля 1805 г. он преставился, дабы присоединиться к хору святых. Впоследствии исцеления, совершившиеся на его гробе, побудили Церковь подтвердить почитание епископа Макария как святого, которое жители Хиоса оказывали ему еще при жизни.

* * *

515

Св. Макарий почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

516

Эта знатная византийская семья, прославившись при взятии Константинополя, бежала в Коринф и в значительной мере способствовала сохранению православной традиции во времена турецкого господства. Это стало возможным благодаря деятельности св. Герасима Кефалонийского († 1579) [20 окт.] и патриархов Иерусалимских Досифея (1669–1707) и Хрисанфа (1707–1731). (По некоторым данным, патриархи Досифей и Хрисанф, хотя и носили фамильное прозвище Нотара, не принадлежали к аристократическому роду, правившему в Коринфе.

517

Этот спор возник в 1754 г. в скиту Святой Анны. Он касался службы поминовения усопших, которую некоторые монахи, занятые строительством нового соборного храма в скиту, совершали не в субботу, как полагается по уставу, а в воскресенье – день радости и малой Пасхи, которой чужда скорбь. Другие монахи воспротивились этому во имя церковного предания. Спор разгорался все больше, и дело было передано на суд Константинопольского Патриархата, где оно приобрело характер столкновения православной традиции и духа Просвещения. После долгих споров было решено отправить в ссылку вдохновителей движения в защиту традиции: прп. Афанасия Паросского, Иакова Пелопоннесского, Неофита Кавсокаливита и Христофора Продромита, которые, будучи далеки от всякого мракобесия, напротив, были, как и прп. Никодим Святогорец, вовлечены в широкое движение духовного пробуждения греческого народа, которое выражалось в частом причащении, распространении практики исихазма и изучении творений святых отцов. Однако ссылка обернулась к пользе колливадов (так, первоначально в насмешку, прозвали защитников православного предания, от слова «коливо»), поскольку они основали в Греции, преимущественно на островах, монастыри, которые сделались очагами духовного возрождения и влияние которых сказывается по сей день.

518

Хотя, как кажется, св. Макарий играл в этих событиях второстепенную роль, его, тем не менее, следует считать вдохновителем колливадского духовного движения, которое по праву можно уподобить течению исихазма в XIV в.

519

Эта «энциклопедия православного благочестия», содержащая богоносные творения 36 отцов о практике духовного трезвения (т. е. искусства очищения души) и сердечной молитвы, была опубликована в Венеции в 1782 г. и в наши дни имеет большое значение для распространения исихастской духовности во всей Церкви. Весьма возможно, что св. Макарий сам был составителем этого собрания, поскольку рукопись, содержащая его, до сих пор не найдена.

520

Обширное собрание аскетических текстов, изречений и эпизодов из житий святых, сгруппированных по темам и составленных в XII в. Павлом, основателем Евергетидского монастыря в Константинополе.

521

Именно поэтому св. Димитрий был вынужден принести предсмертное исповедание грехов св. Никифору Хиосскому (см. статью о св. Димитрии под 14 апреля).

522

Издан в 1819 г. его учеником и биографом св. Афанасием Паросским и дополнен «Новым Мартирологием» св. Никодима.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle