иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Анастасия I, патриарха Антиохийского546

Св. Анастасий жил в VI в. и был родом из Палестины. С детства он впитал учение святых отцов. Вначале святой занимал должность апокрисиария (то есть полномочного представителя) патриарха Александрийского при патриархе Антиохийском. Затем после смерти патриарха Домнина III был избран его преемником (559), в соответствии с предсказанием прп. Симеона Столпника.

Строгий к самому себе и бдительный хранитель божественных догматов, он обычно предпочитал хранить молчание, но когда истинная вера находилась в опасности, патриарх Анастасий устремлялся в бой как словом, так и писаниями, в своих посланиях призывая всех епископов встать на защиту Православия. Именно поэтому он сделался защитником истины против ереси афтартодокетизма. Приверженцы этого ложного учения утверждали, будто тело Христа было нетленным до Воскресения547. Несмотря на то что, как говорят, эти еретики находили поддержку при дворе императора Юстиниана I [14 нояб.], Анастасий воспротивился указу императора, проповедуя, что Христос воспринял всю падшую человеческую природу, кроме греха. На его сторону перешли все епископы Сирии. Примерно в те же годы он созвал Собор в Антиохии, чтобы подтвердить постановления Халкидонского Собора и тем самым воспрепятствовать возрождению монофизитства.

Спустя несколько лет Анастасий, снискавший славу главы Православия благодаря своей борьбе за догматы, пал жертвой придворных интриг и был по повелению императора Юстина II (565–578) лишен сана и отправлен в изгнание (570)548. Несмотря на отсутствие книг, он в течение этих лет составлял догматические трактаты, по памяти приводя многочисленные цитаты из Священного Писания и святых отцов.

Во время пребывания в Константинополе узы духовной дружбы связали Анастасия со св. Григорием Двоесловом [12 марта], который был тогда папским апокрисиарием. Как только Григорий взошел на римский престол, он обратился к императору Маврикию (582–602), ходатайствуя о восстановлении святого в патриаршем достоинстве. Но Анастасий предпочел пребывать в покое и молитве и лишь благодаря настоятельным просьбам друзей согласился на двадцать третьем году изгнания вновь взойти на престол Антиохии после смерти занимавшего его архиерея (593). Папа Григорий приветствовал друга, сравнивая его с большой рекой, которая, вернувшись в свое русло, отныне сможет питать паству, чтобы она приносила обильные духовные плоды.

Старец-святитель пользовался почитанием всей Церкви, но ему приходилось претерпевать немало горестей и волнений из-за хищных волков, которые скрывались среди его овец. Св. Григорий писал ему, дабы утешить в этих скорбях, а сам Анастасий советовал папе умерить недовольство патриархом Константинопольским, который усвоил себе титул Вселенского. Так два архиерея взаимно назидали друг друга и исправляли в духе братолюбия. Св. Анастасий упокоился, насыщенный днями, в 599 г.

* * *

546

Часто путают трех Анастасиев и их сочинения: двух Анастасиев, епископов Антиохийских, и прп. Анастасия Синаита. Здесь мы принимаем во внимание работы историков, придерживаясь наиболее общепризнанных мнений.

547

См. статью о св. Евтихии под 6 апреля. Остаются сомнения в отношении того, действительно ли император Юстиниан I Великий поддерживал эту крайнюю форму монофизитства. (См. также статью о нем под 14 нояб.).

548

Некоторые полагают, что он много лет провел на горе Синай, откуда и происходит его отождествление с прп. Анастасием Синаитом.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle