иером. Макарий Симонопетрский

Память святого мученика Конона Исаврийского, чудотворца

Св. Конон жил во времена апостолов в гор. Бидане в малоазийской провинции Исаврия30. Он был наставлен в вере Архангелом Михаилом. Тот явился Конону, облаченный в блистающие одежды, крестил его во имя Святой Троицы и причастил Святых Таин. Всю жизнь святой мученик получал помощь от Архангела, который также даровал ему власть совершать чудеса.

Исполняя волю родителей, Конон женился. По наставлению Небесного покровителя, он убедил свою супругу Анну жить как брат с сестрой, чтобы вместе взращивать нетленный цвет девства. Примером своей жизни и наставлениями Конон сумел обратить и родителей. Как представляется, его отец Нестор сподобился мученического венца, исповедав веру во Христа.

Однажды идолопоклонники поспорили со святым накануне одного из своих нечестивых праздников. Эти торжества проводились в пещере довольно далеко от города. Чтобы прекратить пустые споры, язычники предложили состязание: кто первым прибудет к пещере, тот тем самым докажет превосходство своего божества. Св. Конон отправился пешком и с помощью Архангела Михаила явился туда первым, свежий и неутомленный. Язычники, верхом на лошадях, прибыли намного позже, обливаясь потом и истощив последние силы. Изумленные чудом, они не могли более упорствовать в нечестии и пожелали узнать от самого их идола, который из богов более велик. По приказанию святого бес, который скрывался в идоле, простерся к его ногам, исповедуя: «Один есть истинный Бог – Христос, Которого ты проповедуешь!» Тогда язычники вскричали громким голосом: «Да, один есть истинный Бог, Бог Конона! Бог Конона победил!» В дальнейшем именно этим восклицанием жители Исаврии ежегодно отмечали память своего святого покровителя.

Мученик Конон Исаврийский, чудотворец. Императорский минологий. XI в.

Рассказывают, что, хранимый Архангелом Михаилом, св. Конон благодаря своему целомудрию стяжал такую власть над бесами, что повелевал одним из них пахать землю, подобно рабам, а других заключал в глиняных кувшинах, которые были вмурованы в основание его жилища.

Через некоторое время в Исаврию прибыл правитель Магн для исполнения императорских эдиктов, направленных против христиан. Св. Конон был схвачен и приведен к нему. Мученика жестоко бичевали, однако он не прекращал исповедовать веру во Христа. Видя это, народ, который в большинстве своем обратился в христианство благодаря проповеди Конона, в великом волнении стал стекаться на место мучений, дабы освободить святого. Правитель, опасаясь за свою жизнь, обратился в бегство, а Конона, всего окровавленного, перенесли в его жилище.

Двумя годами позже он мирно отошел ко Господу. Немного времени спустя христиане того места задумали превратить дом св. Конона в церковь. Во время работ они обнаружили в фундаменте один из сосудов, где были заключены нечистые духи. Видя, что кувшин запечатан и достаточно тяжел, и решив, что в нем золото, рабочий открыл его. Бесы вырвались оттуда в виде пламени, которое повергло на землю строителей, обрушило церковь и обратило в пепел все горючие материалы. С тех пор бесы обосновались в этих развалинах, так что никто не мог подойти туда после захода солнца. Тогда христиане объявили пост и вознесли пламенные молитвы, испрашивая помощи у святого. Прп. Конон не замедлил откликнуться на мольбу верующих и очистил место от этого бедствия.

* * *

30

Бидан находился в нескольких стадиях от Селевкии Трахеотийской (ныне Силифке), главного города Исаврии. Исаврия – горная область Малой Азии, расположенная между Памфилией, Ликаонией и Киликией. Ее обитатели были печально известны дикими и воинственными нравами.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle