Источник

Память святителя Епифания, епископа Кипрского167

Св. Епифаний родился ок. 315 (или 308) г. в скромной еврейской семье села Весандух рядом с Елевферополем в Палестине. После смерти отца его усыновил законоучитель Трифон, который намеревался женить Епифания на своей дочери. С детства мальчик учился с большим рвением. С Трифоном он изучил Священное Писание и иудейские установления и освоил пять языков: греческий, латинский, еврейский, сирийский и коптский, что было редкостью в то время.

После смерти Трифона Епифаний унаследовал всё его богатство. Однажды, посещая свои земли, он встретился с христианским монахом по имени Лукиан. В это время инок, встретив нищего и не имея денег, снял с себя одежду и подарил ее бедняку. Тотчас белоснежная одежда спустилась с небес и покрыла его. Это знамение утвердило Епифания в преклонении перед христианами, которое жило в нем с детства, когда один из них чудесным образом спас его от закусившего удила коня. Епифаний пал на колени перед Лукианом и просил крестить его и принять в ангельский чин. Епископ города крестил Епифания и его сестру. Затем новокрещеный раздал всё свое имущество и стал учеником св. Илариона [21 окт.].

Всю жизнь Епифаний в точности следовал строгим подвижническим правилам учителя. Тайны и образы Ветхого Завета обретали полный смысл в Свете Христовом. Святой с еще бо́льшим рвением посвятил себя исследованиям. Он жаждал ознакомиться с образом жизни египетских монахов и отправился в избранную им для подвига страну. Там он узнал об учениях, распространяемых разными сектами и ересями, которые наполняли Египет. Святой собрал материал для фундаментального трактата о ересях, написанного им в конце жизни. Манихеи настолько возненавидели Епифания, что ему едва удалось избежать покушения на свою жизнь с их стороны.

Через четыре года он вернулся в Палестину и создал монастырь в родном селе. Тридцать лет он мудро управлял этой обителью. Рассказывают, что благодаря молитве святого вода начала бить ключом из засохшей земли. Кельи монахов построили бедуины – свидетели чуда. Призыванием имени Иисуса Христа и благодаря дару прозорливости Епифаний изгнал демонов, терзавших жителей села и досаждавших некоторым монахам. Также он освободил страну от льва-людоеда. Святой щедро раздавал милостыню. Но больше всего он блистал даром преподавания и толкования Священного Писания.

Св. Епифаний понял, какая великая опасность для Церкви исходит от эллинской премудрости – источника многих ересей, и всю жизнь боролся, защищая истинную веру. Рассказывают, что прославленный философ пришел из Едессы в монастырь св. Епифания вести с ним прения о Священном Писании. Они долго спорили о тайнах творения. Епифаний держал в руке Святую Библию, философ – творения Гесиода. Несмотря на ясное сияние света истины, философ упорствовал. Но когда Епифаний при нем излечил бесноватого одним упоминанием имени Христова, философ отказался от бесплодной премудрости и попросил о крещении. Впоследствии он был рукоположен в священника и стал преемником святого во главе монастыря.

Святой Епифаний, епископ Кипрский.

Церковь Богородицы Арака

в Лагудера на Кипре. XII в.

Епифаний покинул свою обитель, убегая от почестей, которыми его окружили люди. Он добрался до Кипра, где с великой радостью вновь встретил св. Илариона. В 376 г., по просьбе последнего, он согласился стать епископом гор. Константианы Кипрской168. Для него подобное возвышение явилось не поводом для пустой славы, а скорее способом избавиться от нападок полуарианских еретиков, имевших тогда большое влияние в Палестине. Двадцать шесть лет он с примерным усердием управлял епархией и утверждал православную веру как на Кипре, так и во всём мире. Многими чудесами блистательно подтверждались его пастырские добродетели и отеческая любовь к пастве.

Но щедрость Епифания и ходатайства в пользу несправедливо пострадавших вызвали ненависть у некоторой части духовенства во главе с диаконом Карином, который обвинил его в растрачивании церковных денег. Несмотря на интриги Карина и его попытки оклеветать Епифания, последний всегда относился к нему одинаково доброжелательно. Бог наказал Карина: он погиб жалким образом.

По преданию, когда св. Епифаний служил Божественную литургию, он видел, как Дух Святой спускается на Дары и их освящает. Однажды он был лишен этого видения из-за недостойности одного из сослужителей. Св. Епифаний отстранил его, со слезами стал молить Бога и возобновил богослужение только после того, как вновь узрел Божественную славу. Он строго следил за нравственной чистотой духовенства, требовал, чтобы оно своими добродетелями служило достойным украшением Невесты Христовой. Епископский дворец был превращен в монастырь, где жили кроме св. Епифания более семидесяти клириков.

В 382 г. св. Епифаний передал управление епархией св. Филону Карпатскому [24 ян.] и отправился в Рим вместе со блж. Иеронимом [15 ин.] и Павлином Антиохийским, чтобы в пользу последнего решить вопрос об Антиохийском расколе. Он жил в доме св. Павлы [26 ян.]. Биограф святого рассказывает, что Епифаний совершил блистательные чудеса и исцелил сестру императоров Аркадия и Гонория.

По возвращении на Кипр он во время страшного голода раздал населению весь хлеб, приобретенный им у скупщиков за золото, полученное после бывшего ему видения.

Св. Епифаний старался очистить христианское учение от следов эллинизма. Всеми силами он воспротивился учению Оригена, имевшего тогда большое влияние на палестинских монахов. В 393 г. святой произнес проповедь в Иерусалиме во время праздника освящения собора Воскресения Христова. Он заявил, что Ориген – отец арианства и всех других ересей. Также Епифаний упрекал патриарха Иоанна в симпатиях к сторонникам Оригена. В тот же вечер патриарх ответил ему нападками на «антропоморфистов», то есть противников аллегорического толкования Писания, которое проповедовал великий александрийский учитель Ориген. Спор ожесточился и распространился, особенно когда блж. Иероним встал на сторону св. Епифания против патриарха Иоанна и его друга Руфина Аквилейского. Св. Епифаний решил удалиться из беспокойного города и на время ушел в монастырь Елевферополя. Затем он вернулся в свою епархию, но не оставил борьбы. Пылкий характер и простота заставили его занять крайнюю позицию.

Факел борьбы с Оригеном перешел в руки архиепископа Феофила Александрийского (401). Последний сначала был сторонником Оригена, но затем стал его беспощадным и непримиримым врагом. Этим Феофил хотел отомстить четырем братьям благородного происхождения169, которые, предпочитая безмолвную жизнь церковным почестям, покинули александрийский клир без разрешения Феофила и стали монахами в Нитрии. Преследуемые архиепископом, они убежали в Константинополь в надежде найти защиту у св. Иоанна Златоуста. Феофил завидовал Златоусту и воспользовался этим случаем, чтобы обвинить его в покровительстве ереси Оригена. Для этого он обратился к Епифанию.

Старый епископ, не имея правильных сведений о действительном положении вещей и о реальных побуждениях Феофила, думал защитить Православие. Он осудил оригенизм на Соборе кипрских епископов и отправился в Константинополь. Св. Иоанн Златоуст принял его с почтением, но св. Епифаний отказался от оказанных знаков внимания. Он остановился в частном доме и рукоположил диакона в одном из монастырей. Св. Иоанн передал ему, что с грустью узнал о том, что его брат епископ поступает против святых канонов170 и беспричинно возмущает народ против своего пастыря. Тогда св. Епифаний решил вернуться к себе, чтобы не быть причиной раздора. Он покинул столицу незадолго до рокового Собора под Дубом, беззаконно свергнувшего св. Иоанна Златоуста (403).

Св. Епифаний отошел ко Господу на обратном пути в свою епархию (12 м. 403), призвав учеников хранить чистую веру, сторониться прелести богатства и клеветы. Когда корабль прибыл в Константию, огромная толпа встречала почившего пастыря с зажженными свечами и со слезами сопровождала до церкви, где за семь дней большая часть Кипра пришла поклониться ему.

Почитание св. Епифания очень быстро распространилось. Его считают покровителем Кипра. Гробница святого – до сих пор одно из самых почитаемых мест паломничества на острове.

* * *

167

Здесь мы попытались ввести некоторые события из его традиционной биографии в рамки, удостоверенные церковными историками.

168

Константиана (Константия) Кипрская (иначе Саламин) – город на восточном побережье Кипра, митрополия острова.

169

Их прозвали Длинные Братья из-за высокого роста.

170

По 35 правилу святых апостолов, епископу запрещается действовать вне своей епархии без согласия местного епископа.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle