Источник

Память преподобного Пафнутия Боровского3

Св. Пафнутий родился в 1394 г. в селе Кудинове, в пяти километрах от гор. Боровска, в Калужской земле. Двадцатилетним юношей он поступил в Боровский Покровский монастырь под духовное водительство старца Никиты4, ученика св. Сергия Радонежского. Через семь лет Никита ушел в монастырь, где жил первоначально. Вскоре после ухода старца Пафнутий, просиявший добродетелями, был избран игуменом Боровской обители.

Тринадцать лет он подавал всем пример смирения, трудолюбия и терпеливой настойчивости в молитве. Когда святого постигла тяжелая болезнь, он отказался от игуменства, принял великую схиму и посвятил себя исключительно духовной жизни. Пафнутий покинул монастырь и вместе с учеником обосновался на левом берегу р. Истервы. Проводя уединенную жизнь, всецело посвященную Богу, подвижник вскоре привлек к себе этим и других учеников. Они построили кельи вокруг скита св. Пафнутия, а для богослужений возвели деревянную церковь, освященную в честь Рождества Богородицы митрополитом Ионой (1448).

Преподобный Пафнутий Боровский. ГРМ. XVIII в.

Св. Пафнутий являлся для своих монахов примером подвижнической жизни и ревностного отношения к общинному труду. Его келья была самая бедная во всём монастыре. По понедельникам и пятницам он не принимал никакой пищи, в среду же ел только хлеб. В другие дни он совершал трапезу вместе с братией, но ел очень мало. Считая, что милостыня – первая из христианских добродетелей, он во время голода ежедневно кормил более тысячи человек, раздавая им все припасы монастыря. Он рассказывал, как один нищелюбец по смерти оказался не в состоянии пересечь огненную реку, отделяющую его от рая. Тогда все нищие, принявшие от него милостыню, легли и образовали мост, благодаря которому он достиг Царства Божия.

Св. Пафнутий был снисходителен и добр к слабым, но к сильным мира сего строг и требователен. В конце жизни он признался, что отношения с могущественными людьми являются бесполезным для души испытанием.

Боровский князь Василий Ярославич, сердясь на св. Пафнутия, послал одного татарина спалить монастырь. Но человек Божий принял разбойника с такой любовью, что тот отказался от своего намерения и покаялся. Позднее князю случилось оказаться в плену у татар. Сумев от них бежать (1445), он узнал, что во всё время его плена св. Пафнутий за него молился. Тогда Василий Ярославич явился к подвижнику с сокрушенным сердцем и всю дальнейшую жизнь выражал самое горячее почтение.

Об отношениях Боровского князя со святым скоро стало известно в других русских княжеских семьях, и многие вельможи обращались к нему за духовными советами. Число монахов быстро возросло. В обители построили большую каменную церковь, которую лучшие иконописцы того времени украсили фресками (1466).

В руководстве учениками, среди которых был св. Иосиф Волоцкий [9 сен.]5, св. Пафнутий выказывал редкую рассудительность и проницательность. Он учил их всё терпеть безропотно и надеяться только на Господа Бога. Когда к нему пришел монах, пораженный тяжкой болезнью глаз, св. Пафнутий посоветовал ему тысячу раз прочитать Иисусову молитву. Монах успел прочитать только половину, как уже выздоровел. Он вернулся к наставнику со словами благодарности, но святой его остановил и приказал читать предписанное молитвенное правило до конца.

Предсказав свою смерть за неделю, св. Пафнутий призвал братию жить в смирении и заботиться о спасении в страхе Божием. Перед кончиной он просил Христа умилосердиться над его душой, чтобы ее не удержали духи тьмы, и в мире отошел ко Господу в 1477 г.

* * *

3

Его «Житие» написано Вассианом († 1515), архиепископом Ростовским и братом св. Иосифа Волоцкого. Почитание св. Пафнутия признано в 1547 г.

4

До этого Никита [12 сен.] был игуменом (1395–1444) Высоцкого монастыря Зачатия Пресвятой Богородицы около Серпухова, куда он вернулся, прожив некоторое время в Боровске. Согласно другим источникам, его следует отождествлять с Никифором, основателем и игуменом Боровского монастыря, или же с Никитой, основателем Богоявленского монастыря в Костроме (1426).

5

Св. Иосиф упоминает св. Пафнутия в числе величайших Божиих людей своего времени в своем труде «Сказание о святых отцах» (1484–1492).


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle