Источник

Память священномученика Христофора, патриарха Антиохийского305

Св. Христофор родился в X в. в Багдаде. С юности он отличался живым умом, был искусен в арабской каллиграфии. Закончив обучение, он отправился в сирийский гор. Алеппо и поступил на службу к хамданитскому правителю Сирии Сейф-ад-Давлату, большому любителю литературы. Правитель назначил его секретарем эмира Халифы бен Джинди, управлявшего Северной Сирией.

Когда в 762 г. Багдад стал столицей, православных христиан изгнали и отправили в Персию. Там им поставили митрополита. По прошествии времени христиане стали возвращаться в Багдад и требовать назначения митрополита. А у местных христиан тогда уже был свой предстоятель. Чтобы разрешить противоречия, были отправлены посланники к патриарху Антиохийскому Агапию бен Кабаруну (953–959). Христофор, которого звали тогда Иса (Иисус), отправился с ними, чтобы защитить права сограждан, и одержал победу. Этим он заслужил большое уважение антиохийских христиан, и по смерти патриарха Агапия они избрали его своим пастырем.

Он принял имя Христофор и вел с тех пор подвижническую жизнь, превосходящую подвиги древних монахов, чтобы стяжать милость Божию и повести за собой народ. Соблюдая строжайший пост и принимая скудную пищу только с наступлением вечера, он всю субботнюю ночь проводил стоя на молитве, прежде чем войти в алтарь. Начиная правление, он назначил двух епископов на вдовствующие кафедры: одного, уроженца Алеппо, – в Багдад, а другого – для окормления беженцев из Персии, чем загладил нанесенную им обиду. При назначении епископов он всегда был беспристрастен, считаясь только с мнением верующих. Патриарх строго следил за соблюдением канонических правил, невзирая на давление мусульманских властей.

Хотя средства, имевшиеся в его распоряжении, были скромными, св. Христофор всегда сочувствовал и был милостив к нуждающимся, собственноручно раздавая деньги, одежду или еду, постоянно вступался за невинно осужденных. Во время голода, опустошившего Антиохию, он делал всё для помощи населению. Видя тяжелое положение христиан, он велел наставникам образовать группу из двенадцати юношей из благородных семейств, чтобы они обучали и заботились о ста пятидесяти детях из неимущих семей.

Многие христиане, которые были не в силах платить подушную подать, установленную мусульманскими властями для христиан, переходили в ислам. Святой патриарх всеми средствами старался помочь им, ему удалось даже убедить своего бывшего хозяина Сейф-ад-Давлата уменьшить ежегодную подать на десять тысяч дирхемов, благодаря чему больше ни один христианин не перешел в ислам из-за подати.

Когда Никифор Фока отвоевал Сирию, антиохийцы воспользовались этим и подняли восстание против парализованного к этому времени Сейф-ад-Давлата. Св. Христофор не участвовал в волнениях, не желая быть неблагодарным по отношению к своему благодетелю. Мусульмане Антиохии сдались и, опасаясь репрессий со стороны византийцев, принесли Никифору крупную сумму денег, чтобы он ушел. Тот отказался брать подношение и сообщил им, что в городе останется всего лишь один гарнизон. Мусульмане на это не согласились и подняли восстание против Сейф-ад-Давлата, возглавляемые заместителем правителя Рашиком. После смерти Рашика восстание продолжилось. А патриарх Христофор был вынужден укрыться в монастыре Святого Симеона Столпника.

Сейф-ад-Давлату удалось подавить мятеж. Святой тогда стал его другом и советником в политических делах. Пользуясь своим влиянием, он убедил правителя проявить великодушие к участникам мятежа. Увидев однажды, как избивают его соседа-мусульманина, св. Христофор бросился к ногам эмира, прося помиловать соседа. Но тот, вместо того чтобы быть благодарным, только больше возненавидел его и стал затевать козни против него.

Св. Христофор вернулся в Антиохию с двумя грамотами эмира, в которых тот гарантировал ему безопасность и разрешал вступаться, за кого он сочтет нужным. Вскоре патриарх увидел, что правитель и его приближенные совершают много бесчинств, и вступился за пострадавших. После смерти Сейф-ад-Давлата три почетных лица, за которых вступался патриарх, донесли правителю, что он якобы помогал византийцам овладеть крепостью. Когда друзья сообщили святому об опасности и посоветовали бежать, патриарх ответил: «Если я так сделаю, то сможете ли вы сказать, что я добрый пастырь, душу свою положивший за своих овец (см.: Ин. 10:11)? Убить меня хотят завистники. Если я скроюсь от них, они не оставят в живых ни одного христианина, целой – ни одну церковь». И он послал записку главе заговора Ибн-Манеку, предлагая переговоры.

Окаянный принял его глубокой ночью и мирно с ним облобызался. Едва святой занял свое место, как Ибн-Манек обвинил его в том, что он замышляет заговор против города, и позвал притаившихся хорасанцев306, сказав им по-персидски: «Вот тот, кто хочет сдать город. Вот враг мусульман!» Один из хорасанцев глубоко вонзил длинный кинжал в живот святого. Когда Христофор упал на землю, они отрезали ему голову и бросили в печь бани, расположенной по соседству, а тело кинули в реку (23 м. 966).

Наутро нечестивец отправил своих людей в собор и в резиденцию патриарха, где скрывалось много христиан. Не обнаружив там богатств, они завладели богослужебным одеянием и священными сосудами. Хорасанцы предавались грабежам в Антиохии вплоть до взятия ее византийским войском (28 окт. 969), которое покарало виновных и поставило новым патриархом Феодора (970–976). Мощи св. Христофора чудесным образом были обретены в реке. Патриарх Феодор повелел перенести их в Аршайский монастырь.

* * *

305

Он не упоминается в агиографических сборниках. Мы приводим краткий пересказ его «Мученичества», составленного Ибрагимом бен Иуханной Протоспафарием, антиохийцем греческого происхождения. Оно было недавно опубликовано с переводом на французский язык. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

306

Восточноиранских мусульман.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle