Источник

Память святого мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского

Святой и славный князь, мученик за имя Христово, жил на рубеже Х–ХІ вв. Он был сыном Петрислава310, который правил сербскими княжествами Захумле и Превала. С детства Владимир отличался мягкостью, скромностью, богобоязненностью и целомудрием. Унаследовав престол, он с еще бо́льшим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне Святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, построил церкви и благотворительные дома.

Однажды в сопровождении трех придворных Владимир верхом отправился на охоту в дремучий лес. Там он вдруг увидел летящего золотого орла с сияющим крестом на шее. Князь бросился за ним и попал в густую чащу. Тут орел остановил свой полет и обратился в светоносного Ангела с крестом на груди. Князь Владимир бросился перед ним ниц, а позже на этом месте построил церковь, в которую приходил молиться семь раз в день311.

Несмотря на желание жить в мире с соседними правителями, св. Владимир до конца царствования был вынужден противостоять притязаниям византийского императора Василия II и болгарского царя Самуила (976–1014). Когда болгарский царь двинулся походом на его княжество, св. Владимир предпочел отступить, нежели принимать смертельный бой, и удалился со своим войском на высокую гору. Царь Самуил отправил к нему гонца с требованием сдаться. Благоверный князь ответил отказом, но из-за предательства одного из своих приближенных был схвачен и заключен в тюрьму. Там он все время проводил в молитве. Однажды ему явился Ангел и предсказал скорое освобождение, а впоследствии мученический венец.

У царя Самуила была дочь по имени Косара, которая часто посещала тюрьмы, чтобы омыть ноги узникам и поддержать их. Так она познакомилась с Владимиром, полюбила его и отправилась к отцу, чтобы заступиться за князя и попросить отца выдать ее за Владимира замуж. Царь Самуил дал согласие, а потом с почестями отправил святого на родину. Вернувшись в свое княжество, святой предложил супруге хранить девство, чтобы на земле подражать Ангелам. Так они вместе стали вести благочестивую жизнь.

Через некоторое время умер царь Самуил, и ему наследовал его сын Радомир. Но вскоре он был убит двоюродным братом Иоанном-Владиславом, жестоким и властолюбивым, который завладел болгарским троном и стал стремиться покорить княжество Владимира. Замыслив убийство, он пригласил его ко двору, а в залог доброй воли подарил через посланника золотой крест. Святой велел передать ему: «Известно, что Господь наш Иисус Христос, положивший жизнь за нас, был распят не на золотом, не на серебряном, а на деревянном кресте. Если вера твоя истинна, а слова искренни, пошли мне через своих священнослужителей деревянный крест, и я приду во имя нашей веры в Господа Иисуса Христа».

Не останавливаясь перед вероломством, царь отправил к нему двух священников и одного пустынника, которые вручили князю деревянный крест. С доброй верой тронулся Владимир в путь. Милостью Божией он избежал нескольких расставленных на его пути ловушек и прибыл к царскому двору. Царь был потрясен, увидев живого Владимира. Он бросился к нему, желая убить, но не смог причинить вреда. Тогда Владимир сам протянул царю свой меч со словами: «Возьми и убей меня, ибо я готов на смерть, как Авель!» Ослепленный и обезумевший от гнева Иоанн-Владислав схватил меч и обезглавил благоверного князя.

По преданию, святой поднял свою главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он спустился с коня, сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» – и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец. Это произошло 22 мая 1015 г. Мученик был похоронен в этой церкви, а его могила, над которой часто появлялся небесный свет, стала местом исцелений молящихся.

Услышав о чудесах и исцелениях, царь-убийца разрешил супруге благоверного князя перенести святые мощи на родину, в монастырь Святого Иоанна в Элбасане (в нынешней Албании). Сообщается, что во время нового похода против Сербии Иоанн-Владислав увидел перед собой воина в облике Иоанна-Владимира. Испуганный царь решил спастись бегством, но Ангел пронзил его, и он упал замертво (1018).

Впоследствии святые мощи были обретены нетленными и источали чудесное благоухание. В руке князь держал крест, посланный ему убийцей в залог доброй воли. Мощи почитаются православными Албании как одно из самых ценных сокровищ.

* * *

310

По другим источникам, он был сыном Неемана, сына болгарского царя Симеона Охридского (890–927).

311

Об этом чуде, напоминающем чудо обращения в веру свв. Евстафия и Константина, указывается только в греческом «Синаксаре» св. Никодима и не упоминается в славянских источниках.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle