Источник

Память преподобномученика Михаила Савваита321

Во времена халифа Абд-аль-Малика322 между христианами, евреями и мусульманами царили мир и спокойствие. Иерусалим привлекал паломников со всего света, и сам халиф совершал туда паломничество в сопровождении пышной свиты.

Святой мученик Михаил жил в лавре Святого Саввы под духовным руководством престарелого подвижника, который был, как и он сам, уроженцем гор. Тивериады323 в Галилее. Михаил был послан старцем в город, чтобы продать то, что они сделали своими руками. Он оставил свою ношу в странноприимном доме, принадлежавшем лавре Святого Саввы, и пошел поклониться Святому Гробу, а затем отправился на рынок.

Евнух супруги халифа, Сеиды, подошел к нему и под предлогом покупки товара привел к своей госпоже. Коварная женщина попыталась завлечь юного монаха в свои сети. Однако новый Иосиф воспротивился и отвечал ей резко. Тогда она велела подвергнуть его мучениям, а затем отослала к халифу, обвинив в оскорбительных намерениях по отношению к ней.

Самодержец, будучи сведущим и мудрым, удивляясь аскетическому облику юного монаха, побеседовал с ним о религиозных предметах и наконец сказал: «Покорись мне, юноша, и я буду считать тебя за моего сына. Только признай, что Мухаммед – пророк, посланный от Бога». Исполненный Святого Духа инок возразил: «Мухаммед – ни апостол, ни пророк, он – лжец!» После этих слов сарацины разгневались и вознегодовали, а христиане обрадовались, видя, как монах противостоит владыке вселенной. Халиф пригрозил предать его смерти, если он откажется обратиться в ислам, но Михаил ответил: «Либо ты меня отошлешь назад к моему господину-авве, либо ты отведешь меня ко Христу, либо сам сделаешься, как и я, христианином».

Тогда халиф повелел опустить его голыми ногами в сосуд с кипящей водой, но огонь погас, и Михаил остался невредимым, при этом лицо его сияло. Повелитель приказал сосуд с кипятком убрать и принести другой, со страшным ядом, называемым самсала. Святой выпил его без страха и благодаря могуществу Господа нашего Иисуса Христа не претерпел никакого зла. Тогда сарацины закричали: «Если ты немедленно не казнишь этого монаха, то придем к погибели мы». И халиф вынес смертный приговор.

Св. Михаила вывели за город и, когда он воздавал хвалу имени Святой Троицы, отрубили голову.

Жители Иерусалима хотели сохранить в городе тело мученика. Несмотря на их сопротивление, монахи лавры Святого Саввы сумели перенести его останки в лавру. На пути перед процессией явился столп света и предшествовал ей до монастыря. Братия встретила мощи со свечами в руках и с песнопениями в честь мучеников. Одного монаха, который в течение трех лет был прикован болезнью к постели, принесли поклониться мощам святого – и он тотчас получил исцеление.

* * *

321

Оставшееся неизвестным греческим Синаксарям, «Мученичество св. Михаила» было включено в «Житие Феодора Едесского» [19 ил.]. Но грузинский перевод, сохранивший его отдельную память под 20 марта (или 17 ап.), показывает, что Михаил не был отцом Феодора и что он умер ок. 691 г. Рассказ о его мученичестве вложен в уста Феодора Абу-Курры (Авукара), бывшего тогда отшельником в лавре Святого Саввы. Вероятно, именно там этот рассказ и внесли в текст «Жития Феодора Едесского».

322

Абд-аль-Малик (685–705) правил в Дамаске. Он запретил своим подданным совершать паломничество в Мекку, где его соперник был провозглашен халифом, и взамен поощрял паломничество в Иерусалим. Он создал в то время на месте Соломонова Храма величественное сооружение, неправильно именуемое мечетью Омара.

323

Совр. Тверия.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle