Источник

Память святого благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом крещении Михаила, Болгарского

Славный царь Борис родился в IX в. и был воспитан в язычестве. Христианской вере его научили сестра и дядя по имени Энработ (Боян). Энработ принял мученическую смерть во время гонения, начатого Маломиром, предшественником Бориса.

Придя к власти в 852 г., Борис вначале обратился к латинским миссионерам, поскольку в то время Болгария заключила военный союз с франками против Моравского князя27. Но вскоре царь Борис осознал религиозное и культурное превосходство Византии. Он попросил императора Михаила III крестить его самого и весь его народ.

Князя крестили с великим торжеством в 864 г. в гор. Плиске – древней столице Дунайской Болгарии. Для этого события специально приехал епископ из Византии. Борис был наречен Михаилом, по имени своего крестного отца, императора Михаила. Вслед за ним обратилась большая часть народа – бояре и люди всех сословий. Патриарх Константинопольский св. Фотий [6 фев.] направил князю письмо, в котором разъяснял обязанности христианского государя. Затем он послал в Болгарию миссионеров.

Борис стремился устроить юную Церковь по примеру Византийской и надеялся добиться ее самостоятельности. Константинополь отнесся к этому неблагосклонно, и Борис обратился к папе Римскому. Тот послал в Болгарию миссионеров для распространения литургической практики латинской Церкви и ее ложного учения об исхождении Святого Духа и от Сына28. Однако царь очень скоро понял, как опасно зависеть от Запада не только с церковной, но и с политической точки зрения, и изгнал из Болгарии латинских миссионеров.

В марте 870 г. Собор подчинил Болгарскую Церковь Константинополю. Из Византии прибыл архиепископ в сопровождении десяти епископов. Он обосновался в Преславе, откуда руководил юной Церковью. Впоследствии патриарх Игнатий послал в Болгарию клириков возглавить местное духовенство. В 885 г. пять учеников свв. Кирилла и Мефодия – Климент, Наум, Ангеляр, Горазд и Савва, так называемая Охридская Пятерица29, – взяли на себя выполнение миссионерской задачи. Они проповедовали веру на славянском языке и постепенно крестили весь народ. Скоро благодаря поддержке царя Болгарская земля процвела храмами, в которых воздавали хвалу Господу Богу на славянском языке.

В 888 г. царь Борис-Михаил отрекся от престола и ушел в монастырь. Но когда его сын Владимир (888–893) начал разрушать всё созданное отцом и поощрять язычество30, Михаил сменил монашескую одежду на военную. Он лишил Владимира трона и посадил вместо него младшего сына Симеона. Восстановив порядок, Михаил вернулся в монастырь и всю оставшуюся жизнь провел в подвиге, молчании и молитве. Он упокоился в мире 2 мая 907 г.31

* * *

27

См. статью о свв. Кирилле и Мефодии под 11 мая.

28

См. статью о св. Фотии под 6 февраля.

29

См. статьи о них под 27 июля и 11 мая.

30

По другим свидетельствам, он обратился к франкам и преследовал византийских священников.

31

Его почитание было признано патриархом Николаем Мистиком [16 м.] в письме, адресованном царю Симеону.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle