Источник

Память священномученика Михаила Вотякова, пресвитера (1931), священномученика Николая Рюрикова, пресвитера (1943). Память преподобного Дорофея Хилиокомского490

Память преподобного Дорофея Хилиокомского

Св. Дорофей жил в X или XI вв. Он родился в Трапезунде и происходил из семьи влиятельных чиновников. Двенадцатилетним мальчиком он сбежал из отчего дома, не желая вступать в брак, уготованный ему родителями.

Странствуя в поисках духовного наставника, Дорофей пришел в область гор. Амиса в области Понт между Трапезундом и Синопой. Здесь он познакомился с прозорливым подвижником по имени Иоанн. Тот, предвидя блестящее будущее, уготованное юноше Богом, принял его в общину и облек в Ангельский образ в монастыре Рождества, который был им основан незадолго до этого.

Обретя в монашестве живоносный источник, Дорофей стал еще больше испытывать духовную жажду. С огромным рвением он возрастал в подвиге. Святой являл особое послушание не только перед игуменом, но и перед всей братией, считая себя негодным рабом (см.: Мф. 25:30; Лк. 17:10), недостойным даже принять их благословение.

После долгих лет, проведенных в услужении у братии, он был рукоположен в священника. С тех пор он на протяжении шестидесяти двух лет каждый день служил Божественную литургию.

При этом св. Дорофей вел уединенную жизнь, целиком обратившись к Богу. Сердце его было снедаемо сокрушением, а пол в келье орошали слезы. Когда он оканчивал богослужение, его лицо, казалось, снило божественным огнем, как у Моисея, когда тот спустился с горы Синай (ср.: Исх. 34:35).

Однажды Господь в видении приказал ему воздвигнуть на ближнем холме, называемой Хилиоком, церковь, посвященную Святой Троице, и основать там монастырь. Преподобный поведал об этом видении Иоанну. Со слезами он целовал ноги наставника, умоляя не отпускать его, чтобы не потерять благодать послушания. Духовник ответил, что не подобает противиться божественным указаниям, и выбрал ему в товарищи одного из братий. Два монаха ценой неимоверных усилий распахали это заброшенное место. Через некоторое время жители края стали приходить к ним и помогать в строительстве. Таким образом храм вскоре был возведен.

Тогда Дорофей смог вернуться к безмолвной уединенной жизни. Но слава о его святости стала привлекать к нему всё больше учеников. Он устроил общину по подобию лавры, согласно уставу Арсения из Златокаменного монастыря491. Монахи жили в отдельных кельях, но собирались в церкви на ежедневную службу, совместно подвизаясь в молитве, свободные от всяких мирских забот. По примеру св. ап. Павла иноки, чтобы обеспечить себя необходимым, трудились своими руками. Таким образом они избегали выходов за пределы монастыря. От пожертвований община отказывалась, ибо, по слову Писания, блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35).

Бог, прославляющий прославляющих Его (ср.: 1Цар. 2:30), даровал преподобному благодать и силу чудотворения. Это помогало ему созидать общину и приносить утешение обитателям того края.

В предчувствии близкой кончины прп. Дорофей прошел по всем кельям, прося у братии прощения, а затем мирно в уединении отошел ко Господу.

* * *

490

Его «Житие» было написано его современником св. Иоанном Евхаитским [5 окт.] ок. 1050 г. (PG 120, 1051–1074). Однако он не упоминается в Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

491

Этот монастырь находился в Пафлагонии и был одной из наиболее прославленных обителей своей эпохи. См. статьи о св. Никоне Метаноите [26 н.] и св. Григории Златокаменном [24 н.]. Этот Арсений неизвестен по другим источникам.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle