Источник

Память преподобного Кирилла, игумена Белоезерского

Прп. Кирилл родился в Москве в 1337 г. и при крещении получил имя Косма. Его родители были знатными благочестивыми людьми. Когда Косма остался сиротой, его воспитание поручили одному из близких родственников, Тимофею Вельяминову, боярину при дворе великого князя Димитрия Донского. Тимофей Вельяминов быстро оценил ум и большие достоинства питомца и передал ему управление всем своим имуществом.

Однако, несмотря на оказанную честь, Косма оставался печален, потому что в его сердце уже загорелась любовь к ангельской жизни. Ни в один из монастырей, которые он посещал, его не приняли, опасаясь гнева влиятельного боярина Тимофея. Косма тайно молился Богу освободить его от суетных мирских привязанностей. Узнав о приезде в Москву игумена Махрищского монастыря прп. Стефана [14 ил.], Косма разыскал его и со слезами поведал о своем святом желании. Стефан облек его в монашескую одежду, поменял имя, назвав Кириллом, хотя и не совершил над ним пострига, и сообщил эту новость Тимофею. Боярин в ярости оскорбил и выгнал человека Божия, но благодаря увещаниям супруги вскоре раскаялся, попросил прощения у святого игумена и позволил Кириллу следовать путем, который Бог ему предначертал.

Раздав всё свое имущество, Кирилл ушел в Симонов монастырь, где и принял постриг от св. Феодора [28 н.], племянника прп. Сергия Радонежского. Его духовным наставником стал благочестивый монах Михаил, рукоположенный впоследствии в епископа Смоленского. Молодой монах был послушен старцу, как Самому Богу, и с радостью соблюдал все правила монашеской жизни.

Охваченный ревностью сверх меры, он просил у духовного отца благословения поститься больше, чем другие братия, и вкушать пищу через два-три дня. Михаил не разрешил этого, а благословил кушать за общим столом с братиями, только не до сытости. Они вставали ночью на молитву, и пока старец читал Псалтирь, Кирилл клал поклоны до начала утрени. Это ночное бдение стало для святого важнее пищи и питья, и даже получив тяжелое послушание в хлебопекарне, Кирилл от него не отказался. Когда появлялись бесовские видения, особенно в отсутствие старца, св. Кирилл читал Иисусову молитву и творил крестное знамение. Он достиг таких успехов в обуздании плоти, что братия почитали его ангелом, а не человеком.

Сергий Радонежский, приезжая в монастырь, первым делом шел в пекарню, чтобы побеседовать с прп. Кириллом о духовных предметах. Потом Кирилла перевели на кухню, где, глядя на раскаленную печь, святой без конца говорил себе: «Терпи этот огонь, чтобы не попасть в вечное пламя».

Опасаясь снискать славу среди людей, преподобный стал юродствовать. Он шутил и смеялся при каждом удобном случае, так что игумен в наказание повелел ему принимать в пищу хлеб и воду раз в три дня. Кирилл обрадовался возможности поститься «не по собственной воле, а по принуждению». Когда через полгода епитимья была снята, он пожелал затвориться в келье и полностью посвятить себя молитве. Не решаясь просить настоятеля освободить его от послушания, он поведал о своем желании Матери Божией. Через несколько дней игумен освободил его от послушания на кухне и поручил переписывать книгу. Кирилл возблагодарил Пресвятую Богородицу и с большой радостью принялся за это дело. Однако очень быстро он заметил, что, несмотря на тишину кельи, его молитва была менее глубокой и сокрушенной, чем ранее. Когда работа была закончена, он с благодарностью вернулся на кухню, где занимался тяжелым трудом девять лет.

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский. ГРМ. XVI в.

Приняв священнический сан, святой продолжал много трудиться. Когда св. Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, прп. Кирилл против своей воли взял на себя тяжелое бремя настоятельства (1390). Он оставался таким же смиренным и кротким, как и раньше, не ослаблял подвижнических трудов и мудро управлял монастырем. Его духовные советы помогали как знатным, так и самым простым людям, которые во множестве шли к святому, привлеченные славой его добродетельной жизни. Видя, что он может потерять величайшее сокровище монаха – безмолвие, прп. Кирилл, как ни упрашивали братия, перестал исполнять обязанности настоятеля, а затворился в своей прежней келье.

Однако результат оказался совсем иным, чем тот, которого он желал. Затворничество принесло ему еще большую славу и последовавшую за ней зависть нового игумена. Поэтому св. Кирилл перешел на некоторое время в соседний монастырь, посвященный Рождеству Богородицы. Но его душа, стремящаяся к созерцанию и нерассеянной молитве, желала уединения.

Однажды ночью, когда преподобный читал акафист, его сердце наполнилось сокрушением и он услышал небесный голос, сказавший: «Кирилл, уходи отсюда и иди на Белоозеро. Ты найдешь покой, потому что там Я приготовила место твоего спасения». Посмотрев на улицу, он увидел великий свет, сиявший на севере в направлении Белого озера. Охваченный радостью, святой провел в молитве всю ночь, ставшую для него светлее лучезарного утра.

Через некоторое время он отправился к Белому озеру вместе со св. Ферапонтом [27 м.], одним из своих духовных братьев, который только недавно вернулся из того края. Найдя место, указанное Богородицей, на холме в дремучем и пустынном лесу, монахи поставили там крест и стали вести безмолвную жизнь, лишенную всякого мирского попечения. Впоследствии прп. Ферапонт ушел, дабы основать монастырь в некотором отдалении.

Св. Кирилл, которому было уже шестьдесят лет, недолго оставался в полном одиночестве, которого так желал. Из Симонова монастыря к нему пришли дорогие его сердцу монахи Зеведей и Дионисий. Затем к ним присоединился Нафанаил, впоследствии келарь обители. Святой сначала отказался быть духовным отцом, но потом был вынужден уступить их неотступным просьбам. Братия построили маленькие кельи рядом с кельей наставника.

Один местный житель, по имени Андрей, возненавидел монахов и несколько раз пытался поджечь изгородь, окружавшую жилища отшельников. Благодаря заступничеству Пресвятой Девы, изгородь не загорелась. Андрей осознал свой грех, попросил прощения у преподобного и некоторое время спустя принял монашество.

Помня слова Господа: Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37), св. Кирилл, несмотря на горячее стремление к уединению, принимал каждого, кто из любви к Богу был готов переносить трудности жизни в этом пустынном месте. Общежительный монастырь начали строить со скромных келий подвижников, потом с помощью дровосеков, посланных Богородицей, воздвигли церковь, посвященную Успению.

Однажды ночью алчный и жестокий боярин по имени Феодор, полагавший, что бывший игумен Симонова монастыря принес с собой на новое место несметные богатства, послал разбойников ограбить преподобного. Придя на святое место, разбойники увидели множество неусыпных лучников, которые стерегли монастырь, а на следующую ночь их глазам предстало еще большее число грозных воинов. Испуганные грабители побежали к боярину и рассказали обо всём, что видели. Тот спешно послал слугу, чтобы узнать, не приехал ли в монастырь со своей свитой какой-нибудь влиятельный человек. В обители слуге сказали, что уже неделю в монастыре не было никакого посетителя. Тогда Феодор уразумел, что это Бог и Ангелы охраняют монастырь. Он пришел к святому и раскаялся в злом умысле. Прп. Кирилл сказал: «Поверь, Феодор, у меня нет ничего, кроме этого разорванного подрясника, который ты на мне видишь, и нескольких книг».

Устав монашеской жизни, принятый св. Кириллом, сделал его обитель похожей на преддверие Царства Небесного. В церкви никто не должен был беседовать и уходить со службы до ее окончания. Все монахи молились, стоя со страхом Божиим, каждый на своем месте, следуя примеру духовного отца, который, как непоколебимый столп, стоял, не прислоняясь к стене, даже когда был очень усталым. После общей скромной трапезы братия прекращали всякое дело и возвращались в кельи, чтобы совершить положенное молитвенное правило. Прп. Кирилл говорил, что келья учит монаха всему.

Имущество у монахов было общее, и было запрещено называть своим что бы то ни было или произносить слово «деньги». Они пребывали свободными от всех земных привязанностей, и их единственной заботой было угодить Богу и хранить между собой любовь. Когда в чем-то случалась нужда, святой призывал братию надеяться на Бога и запрещал покидать монастырь, чтобы собирать пожертвования. Одни монах выходил из монастыря раз в год, чтобы купить всё необходимое для братии, а если им посылали милостыню, монахи принимали ее как дар Божий. Кроме того, преподобный следил за тем, чтобы хранилось безмолвие и обитель пребывала независимой, пусть и бедной. Поэтому св. Кирилл не принимал пожертвования в виде земель или сел, дабы не обременять монахов ни тревогами, ни мирскими хлопотами.

Диавол вызвал в монахе по имени Феодот чувство ненависти к человеку Божию. Боровшись с искушением год, он наконец решился исповедать грех перед игуменом, но от стыда не мог вымолвить ни слова. Награжденный от Бога даром прозорливости, святой сам начал говорить с учеником о ненависти, точно описывая его внутреннее состояние, и признался ему в собственном недостоинстве и греховности. Пораженный смирением старца, Феодот упал перед ним на колени и попросил прощения, а потом с миром возвратился в келью. Также во многих других случаях св. Кирилл являл дар прозорливости, укрепляя души и исправляя грехи.

Он имел также дар исцелений. Святой врачевал больных, кропя их святой водой, помазывая маслом или являясь им во сне. Преподобный обладал властью изгонять бесов. Он даже воскресил одного умершего, чтобы тот смог причаститься и почить в мире. При этом Кирилл отказывался исцелять тех, которые получали болезнь в качестве наказания за грехи, чтобы благодаря этому испытанию их души спаслись. Во время голода, длившегося год, он приказал кормить всех приходивших в монастырь. Муки́ становилось больше по мере того, как ее раздавали. Однажды начался пожар, который святой потушил, встав перед высоким пламенем с крестом в руке. Подвижник носил вериги557. И его сердце было настолько исполнено божественной любви, что он не мог сдерживать слез, когда совершал литургию, читал или молился в келье.

Почитание св. Кирилла распространилось далеко за пределы его монастыря. Многие знатные люди писали ему и получали смиренный совет управлять подчиненными согласно заповедям Божиим и творить милостыню. Например, Великому князю Московскому Василию он писал: «Как на корабле недостаток в одном простом гребце не представляет большого зла, а отсутствие капитана подвергает судно опасности, так грех, совершенный князем, приносит вред всем, кто ему подчинен».

В возрасте девяноста лет святой, изнуренный подвижническими трудами, почувствовал, что пришло время его перехода в Небесное отечество. Он собрал всех учеников (их было пятьдесят три) и посоветовал ничего не менять в общежительном уставе, который он принял в монастыре, назначил своим преемником добродетельного монаха по имени Иннокентий, а затем погрузился в молчание и молитву. В последние минуты перед уходом в мир иной он пообещал братиям, горевавшим, что монастырь опустеет после его смерти, что не оставит их и община возрастет, если они будут хранить между собой братскую любовь. Благословив их и облобызав, он причастился Святых Таин и с молитвой на устах предал душу в руки Божии 9 июня 1427 г. Лицо преподобного тотчас просияло, и божественное благоухание наполнило келью.

Впоследствии от его честных мощей произошло множество чудес, монастырь приобрел большую известность и его назвали Северной Фиваидой. Многие из его учеников прославились святостью жизни и основали новые монастыри, в которых неукоснительно соблюдался Устав прп. Кирилла558.

* * *

557

Они сохранились до нашего времени.

558

Среди святых, прославивших впоследствии Кирилло-Белоезерский монастырь, можно особенно выделить прпп. Нила Сорского [7 м.] и Савватия Соловецкого [27 сен.].


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle