Источник

Память святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила

Эти славные мученики жили в IV в. Они были родными братьями и происходили из знатной персидской семьи. Братья были наставлены в христианском учении матерью, затем отданы в обучение священнику Евноику и вели благочестивую жизнь. Это обстоятельство не уменьшило уважения, которым они пользовались при дворе царя Ватана682. Поэтому, когда император Юлиан Отступник передал Персии предложение заключить мир (362), царь избрал трех братьев, чтобы отправить с посольством в Константинополь.

Свв. Мануил, Савел и Исмаил были приняты Юлианом с большими почестями. Он пригласил их вместе с императорским двором участвовать в пышных празднествах в окрестностях Халкидона, во время которых должны были совершаться жертвоприношения языческим богам. Все совершили жертвоприношения, кроме трех юных персидских послов. Они с презрением отвернулись от нечестивого действа, отошли в сторону и со слезами молили Господа явить свет разума блуждающим во мраке. Один из придворных подошел позвать их принять участие в жертвоприношении, но святые ответили, что их послали вести переговоры о мире между двумя государствами, а отнюдь не давать Отступнику какие-либо ручательства, отрекаясь от своей веры. Юлиану донесли об неожиданном упорстве персов, и он тотчас велел заключить их в тюрьму.

Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил. Минологий Симеона Метафраста. XI в.

На следующий день они предстали перед императором. Вначале Юлиан попытался убедить их лестью, восхваляя распространенный в Персии маздеизм – культ огня и солнца. Но юноши отвечали через переводчика, что они – последователи Христа и ни за что не согласятся вернуться к бессмысленной религии своих предков и отречься от Творца ради поклонения тварным вещам. Юлиан в гневе приказал четырем воинам бичевать их. Затем руки христиан прибили гвоздями к деревянному столбу и стали раздирать тела железными крючьями. Святые мученики твердо держали в уме Страсти Христовы и молили Господа даровать им терпение, чтобы перенести пытки. Тотчас же явился Ангел, исцелил их раны и воодушевил на борьбу.

Братья, вновь представ перед тираном, заявили, что готовы принять с радостью любые страдания. Тогда Юлиан отвел в сторону Савела и Исмаила и попытался привлечь их на свою сторону, обвиняя Мануила. Но это не принесло никакого результата, и он опять предал братьев палачам, которые стали жечь их тела факелами. Святые так радовались соучастию в Страстях Господних, что не чувствовали никакой боли. Они продолжали громко восхвалять всемогущество Спасителя.

Тогда Юлиан стал убеждать Мануила, но святой, не обращая никакого внимания на угрозы, сказал: «К чему ты прилагаешь столько усилий, безумец? Бесполезны твои попытки разъединить нас, ибо нас троих соединяет вера в Святую Троицу. То, что возвещает один из нас, исповедуют неколебимо и двое других. Ничто не может изменить нас. Мы не променяем вечные блага на бесплодные и временные!» Юлиан понял, что ничего больше не добьется, а дальнейшие истязания приведут только к обращению его собственных людей. Тогда он приказал жечь Мануилу подмышки, крепко связать его веревками и пронзить стрелами. Затем он велел палачам вбить трем мученикам гвозди в головы и лопатки, вонзить им шипы под ногти и после этого обезглавить, а тела бросить в огонь.

Святых вывели за пределы Константинополя, на обрывистый склон к востоку от Константиновых стен. Здесь они вознесли Господу последнюю благодарственную молитву и услышали в ответ небесный глас. Сразу после этого братья были казнены. В ту минуту, когда мученики издали последний вздох, земля расступилась и поглотила их тела. Два дня язычники напрасно их искали. Затем святые мощи чудесным образом появились, и находившиеся в том месте христиане с почестями похоронили их. Впоследствии на могиле мучеников была построена церковь, в которой святые совершили множество чудес.

* * *

682

Это имя не фигурирует в источниках по истории Ирана. В то время царем Персии был Шапур II – известный противник христианства.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle