Источник

Память святителя Иова, патриарха Московского и всея России

Свт. Иов родился ок. 1530 г. в благочестивой купеческой семье из гор. Старицы, в Тверской земле. Он получил начальное образование в Успенском монастыре родного города и здесь же принял монашеский постриг. В течение многих лет он являл пример монашеской жизни и особенно отличался благочестием и способностью читать по памяти многочисленные молитвы и отрывки из Священного Писания.

В 1559 г. Успенский монастырь посетил царь Иван IV Грозный. Он отметил образованность и способности молодого монаха. Через некоторое время свт. Иов был избран игуменом монастыря и вскоре вызван в Москву, где его поставили во главе Симонова (1571), а затем Новоспасского монастырей (1575).

В этой должности свт. Иов участвовал в нескольких поместных соборах Русской Церкви, прежде всего в Соборе 1580 г., принявшем постановления о монастырском землевладении. Сам святой всю жизнь провел в крайней бедности, щедро раздавая деньги нуждающимся, так что после его смерти в келье нашли только пятнадцать рублей, одежду и несколько икон. Свт. Иов отличался кротостью и благочестием. Пребывая в непрестанной молитве, он ежедневно служил Божественную литургию.

В 1582 г. свт. Иов был рукоположен в епископа Коломенского, пятью годами позже переведен в Ростов, а 11 декабря 1587 г. был наименован митрополитом Московским.

В 1580-е гг. Иван IV получил царский титул и Россия окончательно превратилась в единственную христианскую империю, сменившую Византийскую. После этого началось обсуждение вопроса о даровании Русской Церкви патриаршества. Константинопольский патриарх Иеремия II приехал в Москву в 1588 г., и по окончании переговоров, которые вел Борис Годунов, царь объявил о том, что Константинопольская Церковь даровала согласие на учреждение Московской Патриархии. Собор Русской Церкви представил трех кандидатов царю Федору Иоанновичу, который остановил свой выбор на свт. Иове. Двадцать шестого января 1589 г. была совершена интронизация, во время которой патриарх Иеремия поднял Евангелие над головой свт. Иова и молился о том, чтобы он стал неугасимым светильником веры. Затем они вместе отслужили Божественную литургию693.

Вскоре после этого свт. Иов сделал митрополиями Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Сарайскую епархии694. Он старался укрепить духовно-нравственное состояние священнослужителей, радел о поддержании в храмах благочиния. Несмотря на трудности и отсутствие учителей, он приложил много усилий для совершенствования образования, исправлял богослужебные книги и впервые начал издавать их печатным способом, даже в голодные годы.

На землях Сибири и Дальнего Востока, только что присоединенных к России, патриарх основывал монастыри. Их миссия состояла в проповеди Евангелия среди местных жителей, многие из которых желали принять крещение. Свт. Иову приписывают решающую роль в христианизации Сибири. Он основал более десятка монастырей, и каждый год его патриаршества был отмечен строительством новой церкви в Москве. Он также много сделал для утверждения почитания русских святых, продолжая дело свт. Макария, митрополита Московского [30 дек.].

По смерти царя Федора Иоанновича (1598) свт. Иов оказал поддержку в восшествии на престол Борису Годунову695, брату царицы Ирины, отказавшейся от власти и удалившейся в монастырь. Патриарх сделал всё возможное, чтобы вернуть в состав России юго-восточные земли, отпавшие при Лжедимитрии696.

Святитель Иов, первый патриарх Московский. Современная икона

По смерти Бориса (1605) самозванец захватил московский престол и потребовал низложения святого патриарха. Когда Лжедимитрий вошел в Москву, патриарх был обвинен в отравлении царей Иоанна IV и Федора Иоанновича. Свт. Иов с амвона обличал самозванца и истинных цареубийц. Страдая вместе со страждущей страной, он проводил всё время, молясь в Успенском соборе.

Однажды, когда патриарх служил Божественную литургию, слуги Лжедимитрия ворвались в собор. Они оттолкнули предстоятеля от престола и разорвали его облачения. Свт. Иов отбросил их и припал к Владимирской иконе Божией Матери. Возложив на нее свою панагию, полученную от патриарха Константинопольского девятнадцать лет назад, он молил Пресвятую Богородицу сохранить Православную Церковь. Мятежники схватили старца и грубо поволокли по улицам. Затем его облачили в простую черную рясу и сослали в тот монастырь в Старице, где он принял постриг. Мятежники пытались добиться от свт. Иова согласия на то, чтобы его место занял архиепископ Рязанский Игнатий, но патриарх наотрез отказался таким образом давать им какие-либо ручательства.

После низложения Лжедимитрия и избрания на царство Василия Шуйского русские епископы созвали Собор и просили свт. Иова вернуться на патриарший престол и венчать нового царя. Но патриарх к этому времени уже почти ослеп. Он назначил своим преемником свт. Ермогена [17 фев.].

Однако на этом бедствия не кончились, а только усугубились из-за интриг поляков и несогласия между русскими князьями и боярами. Патриарх Ермоген и царь желали дать народу возможность принести покаяние и призвали свт. Иова в Москву. Святой старец прибыл в столицу. Четырнадцатого февраля 1607 г. он вышел к народу в простом монашеском облачении и даровал всем прощение за нанесенные ему оскорбления, а также разрешение от тягчайшего греха – преступления против клятвы в верности законному правителю.

Вернувшись в Старицу, свт. Иов через четыре месяца мирно отошел ко Господу (19 ин. 1607). В 1652 г. его святые мощи были взяты из Старицкого монастыря и перенесены в Успенский собор в Москве. Они источали Небесное благоухание и впоследствии стали источником многочисленных исцелений.

* * *

693

Во время Соборов 1590 и 1593 гг. восточные патриархи признали учреждение Московского Патриархата и закрепили за ним пятое место в иерархии автокефальных Церквей.

694

Епископы Вологодский, Суздальский, Нижегородский, Рязанский, Тверской и Смоленский были возведены в сан архиепископов. Кроме того, были учреждены епархии Псковская, Карельская и Астраханская.

695

Впервые в истории Русской Церкви патриарх в Успенском Соборе венчал на царство Бориса Годунова.

696

См. статью о свт. Ермогене под 17 февраля.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle