Источник

Память преподобного Афанасия Паросского754

Св. Афанасий родился в 1722 г. в благочестивой семье, жившей на о. Парос. Начальное образование он получил у себя на родине и в разных школах на других островах. Горячо желая углубить свои познания, он в 1745 г. записался в знаменитую Евангельскую школу в Смирне и учился там шесть лет.

Оттуда прп. Афанасий отправился в Афониаду – Афонскую академию, целью которой было соединение энциклопедического образования и православной традиции в том виде, в каком она целиком сохранилась на Святой Горе. Прп. Афанасий мог насыщать жажду знаний, учась у двух величайших ученых, которые по очереди возглавляли это заведение: Неофита Кавсокаливита и Евгения Вулгариса. Он отличался большими успехами во всех предметах, но в особенности – в изучении Священного Писания и в составлении проповедей. Прп. Афанасий стал преподавателем в 1757 г., и очень быстро молва о нем распространилась далеко за пределы Афона.

Вскоре ему доверили руководство Солунской школой (1758–1762). Четыре года Афанасий блистал не только как преподаватель, но и как проповедник. Его слова, насыщенные верой и упованием на Господа, стяжали ему всенародную любовь. Когда из-за эпидемии чумы школа была закрыта, прп. Афанасий отправился на о. Корфу, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и риторики. Здесь он учился у Никифора Феотоки († 1800), одного из наиболее образованных церковных деятелей того времени.

Затем прп. Афанасий был приглашен преподавать в школе в Месолонги, основанной его соучеником и другом Панайотисом Паламой. Прп. Афанасий много сделал для развития этого учебного заведения, которое было очень известно вплоть дореволюции 1821 г.

В 1771 г. Патриархия поставила святого преемником Евгения Вулгариса, и на протяжении шести лет преподобный возглавлял Афониаду. Подвизавшийся в то время на Афоне св. Макарий Коринфский [17 ап.] рукоположил прп. Афанасия в священный сан, несмотря на его смиренные отказы. Вместе со св. Никодимом [14 ил.] Афанасий принимал участие в трудах по изданию и восстановлению первоисточников православной духовности. Этим трудам, которые были справедливо названы «возрождением Добротолюбия», весьма содействовал и святой иерарх Макарий.

До тех пор пока на Афоне не вспыхнул спор о поминовении усопших по воскресеньям и о частом причащении, прп. Афанасий ревностно подвизался вместе с теми, кого впоследствии стали пренебрежительно называть колливадами: со св. Макарием, прп. Никодимом, Иаковом Пелопоннесским, Неофитом Кавсокаливитом, Христофором Продромитом и Агапием Кипрским. Суть возникшего спора отнюдь не сводилась к деталям обрядов. Речь шла о защите традиций Церкви от духа обмирщения, который питался идеологией европейского Просвещения и начинал распространяться в определенных кругах греческой элиты в Константинополе. Колливадов постыдно оклеветали, низложили и сослали в разные места. Они, тем не менее, продолжали исповедовать веру и придерживаться традиций, унаследованных от святых отцов. Так, по воле Промысла, их ссылка стала началом глубокого духовного обновления в Фессалии, Эпире, на Пелопоннесе, и прежде всего на островах Эгейского моря.

Вслед за низложением прп. Афанасий написал столь проникновенную и убедительную апологию позиции, защищаемой колливадами, что его оправдали (1777). Вскоре после восстановления в должности он был вновь приглашен возглавить Солунскую школу, которая возобновила свою деятельность (1778–1786). Прп. Афанасию предлагали даже стать главой Патриаршей школы в Константинополе и обещали поставить епископом, но он решительно отказался, объяснив, что предпочитает славе и материальным благам тишину монашеской жизни и служение народу Божию у себя на родине. Святой подал в отставку и отправился на Парос.

Однако во время плавания стало известно о начале русско-турецкой войны, и корабль был вынужден остановиться на Хиосе. Прп. Афанасий удалился в один из маленьких монастырей на этом острове, чтобы в безмолвии дождаться возможности продолжить путешествие. Вскоре о его присутствии стало известно местным жителям, и они попросили возглавить их школу на Хиосе. Подвижник ответил решительным отказом, но им все же удалось уговорить его по крайней мере преподавать риторику до конца войны.

Когда прп. Афанасий закончил вести курс, война всё еще продолжалась. Тогда он стал давать уроки догматического богословия и логики. Его преподавательская деятельность имела такой успех, что по окончании войны местные жители и знатные люди с помощью церковных властей сумели преодолеть сопротивление человека Божия. Подчиняясь воле Промысла, преподобный возглавлял Философскую школу на Хиосе до 1812 г. и поднял ее на такой уровень, что сотни учеников стекались к нему со всей Греции, а также из Египта, Палестины и даже из Армении. Он преподавал логику, метафизику, богословие, риторику и этику и, прежде всего, собственным поведением являл пример совершенной евангельской жизни.

Только в глубокой старости прп. Афанасий оставил преподавание и ушел в маленький монастырь вместе с несколькими последователями и бывшими учениками, чтобы наконец обрести тишину, которой желал всю жизнь. В это время святой написал множество сочинений, пополнивших его библиографию, которая состоит в основном из апологетических трактатов, защищающих чистоту православной традиции в противовес западным влияниям. Пламенный ревнитель этой традиции, прп. Афанасий прежде всего старался сохранить православное понимание веры, исповеданной через принесение в жертву собственной жизни. Именно поэтому он был одним из наиболее активных инициаторов почитания новомучеников.

Во время работы над книгой «Об истинной вере и о том, что есть истинная философия» его постиг апоплексический удар. Через несколько дней, 24 июня 1813 г., прп. Афанасий мирно отошел ко Господу. В его келье нашли только простую поношенную одежду, светильник и чернильницу.

* * *

754

Его почитание установлено Константинопольским Патриархатом в январе 1995 г. по прошению Элладской Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle