Источник

Память преподобного Дионисия Афонского, основателя монастыря святого Иоанна Предтечи, называемого ныне Дионисиат, и его преемника преподобного Дометия

Св. Дионисий родился ок. 1316 г. и был младшим ребенком в крестьянской семье, жившей в Коресе, близ македонского гор. Кастории. С детства он был охвачен стремлением к Богу. Едва достигнув подобающего возраста (ок. 18 лет), он, подобно жаждущему оленю, стремящемуся на источник, бежал на Афон к старшему брату, прп. Феодосию [11 ян.], который был игуменом монастыря Филофей. Через несколько дней юноша принял иноческий постриг.

Дионисий быстро воспринял основы ангельской жизни и сразу же с воодушевлением ринулся в битву за добродетель. Сначала он исполнял послушание пономаря, а в тридцать лет удостоился священного сана. Рукоположение не стало поводом для гордости, но, напротив, привело Дионисия к еще большему смирению и еще большим подвижническим трудам – он забывал о прошлом и стремился вперед (см.: Фил. 3:13).

Преподобный постоянно возрастал в посте, бдениях и, прежде всего, в молитве и властвовании над тайными движениями души. Однако жизнь среди многих братий, полная волнений и забот, стала для него препятствием в постоянном общении с Богом. Поэтому по совету опытных старцев подвижник тайно ушел из монастыря и отправился искать место, подходящее для безмолвной жизни.

Он поселился в пещере на южном склоне горы Антиафон766, рядом с которой протекал источник чистой воды. Прп. Дионисий ничего не взял с собой и всецело предался воле Промысла Божия. Он посвящал всё время молитве и созерцанию. Его пища состояла из трав и диких растений, а когда ему был нужен хлеб, он просил его как милостыню в одном из монастырей и затем сразу же возвращался в свое уединение, известное только Богу.

Через три года святого нашел другой монах, стремившийся к безмолвию. Прп. Дионисий позволил ему построить келью рядом со своей пещерой и вести такой же образ жизни. Вскоре к ним присоединился еще один отшельник и тоже сделал для себя хижину. Так, вопреки желанию прп. Дионисия жить незаметно, Господь являл сияние его добродетелей всё большему числу монахов и благочестивых людей. Они приходили к нему исповедоваться или просили принять их в ученики.

Когда это место уже не вмещало всех желающих подвизаться и им стало слишком тесно, иноки, по совету святого, нашли другое место к северу от пещеры и построили там кельи и часовню Святого Иоанна Предтечи. Сам прп. Дионисий только по субботам и воскресеньям оставлял свою пещеру, чтобы отслужить Божественную литургию и подать братиям мед своих наставлений.

Число монахов выросло до восемнадцати. Место, в котором они жили, не было защищено от зимних ветров и стужи. Поэтому святой повелел ученикам отойти на две стадии и построить другие кельи и новую церковь Предтечи на более ровном и удобном месте. Там они проводили зиму, а на лето приходили в Старый Предтеченский монастырь. Кроме того, братия приобрели небольшую лодку, чтобы добывать необходимое пропитание, и устроили пристань с небольшим сараем, который служил складом. Прп. Дионисий, который во всём был примером для своих учеников, часто помогал им перевозить провизию и проводил ночь в этом сарае.

Преподобный Дионисий Афонский. Монастырь Дионисиу на Афоне. XVI в.

Однажды он по обыкновению вышел, чтобы вознести ко Господу вечерние молитвы, и повернулся к западу. Вдруг подвижник увидел Божественный свет, горевший подобно факелу на скале на высоте около восьмидесяти метров над морем у выхода из ущелья. Боясь впасть в диавольское прельщение, прп. Дионисий ничего не сказал об этом ученикам и пошел посоветоваться к иеромонаху по имени Дометий. Тот славился даром духовного рассуждения и жил в Вулевтириях767. Они вместе вернулись на это место и наблюдали то же явление три ночи подряд. Тогда уже подвижники рассказали об этом братиям, и на следующую ночь все увидели сияние на скале. Дометий уверял их, что это – Божественное знамение и что в этом месте следует построить общежительный монастырь. Он тоже захотел присоединиться к ним и немедленно начать это дело во славу Божию.

Подвижники тотчас взялись за работу. Из-за угрозы нападения турецких пиратов, которые часто разоряли побережье Афона, братия вначале построили квадратную башню в двадцать метров высотой на те пожертвования, которые оставляли монахи и миряне, приходившие на исповедь к прп. Дионисию. Прот Святой Горы предоставил этот участок общине (1366), и строительство монастыря Святого Иоанна Предтечи смогло продолжиться768.

Вскоре прп. Дионисий узнал, что его брат, прп. Феодосий, рукоположен в митрополита Трапезундского (1370). Вместе с несколькими учениками подвижник предпринял плавание в столицу Понта, чтобы поздравить брата и при его поддержке получить помощь императора Алексея III Великого Комнина769. Прп. Феодосий представил Дионисия императору – тот был покорен смиренным сияющим обликом подвижника. Алексей III оказал ему весьма почтительный прием. Преподобный предложил императору стать ктитором Нового Предтеченского монастыря на Афоне, как это делали многие императоры и князья ради вечного поминовения и спасения своих душ. Император с готовностью согласился и своим хрисовулом (1374)770 пожертвовал деньги, необходимые для строительства монастыря, а также ежегодный доход. Единственным условием было вечное поминовение императора, его семьи и всей его династии в ежедневных богослужениях.

На обратном пути прп. Дионисий и его спутники едва избежали нападения пиратов на Геллеспонте благодаря заступничеству св. Иоанна Крестителя. Предтеча явился им и, потрясая посохом, прогнал варваров.

Прибыв на Афон, братия наняли рабочих и быстро построили церковь, кельи, трапезную, деревянный водопровод и стены с башнями вокруг. Когда деньги кончились, прп. Дионисий вновь отправился в Трапезунд за второй долей пожертвования, обещанной императором. Но во время его отсутствия на Афон напали пираты, которые разграбили монастырь и увели всех монахов в плен в Малую Азию. По возвращении прп. Дионисий нашел свой монастырь пустым и разрушенным. Подобно Иову, он возносил ко Господу скорбный плач, но затем набрался мужества и отправился разыскивать учеников. Как добрый пастырь, он пошел искать заблудших овец и, найдя их, истратил на выкуп все деньги, которые у него были.

Все вернулись в монастырь и возобновили труды, но доходов не хватало даже для содержания общины, которая постоянно росла. Тогда прп. Дионисий решился в третий раз отправиться в Трапезунд. Император, сочувствуя, пообещал снова дать пожертвование.

Однако святой не дожил до исполнения обещания. Он заболел и отошел ко Господу вдали от паствы. Ему было около семидесяти лет (ок. 1389)771. Прп. Дионисия похоронили в соборной церкви Трапезунда, где сразу стали происходить чудеса, и почитание святого распространилось по всему городу. Когда спутники св. Дионисия принесли печальное известие на Афон, все его духовные чада были убиты горем. Дометий, которого преподобный назначил своим заместителем, утешал их и говорил, что духовный отец и на Небесах не оставит их своей помощью и вечно будет хранить свой монастырь. Отшельник собирался удалиться в уединение, но братия умолили его стать преемником Дионисия. Дометий был их наставником на пути ко Господу вплоть до своей блаженной кончины (между 1405 и 1410).

Прп. Дионисий имел обыкновение повторять братиям, что нужно с бдительностью хранить сердце от натиска дурных помыслов, загрязняющих душу и открывающих путь для согрешений делом. Средствами для хранения сердечной чистоты он называл умеренность, послушание, терпение, безмолвие, молитву, но прежде всего – нелицемерную любовь к Господу и стремление к вечным благам, которые Он уготовал для нас.

* * *

766

Или Малый Афон, вторая гора к северу от Афона.

767

См. статьи о св. Нифонте под 14 июня и св. Геронтии под 26 июля.

768

Его также называли Неа Петра, в отличие от монастыря Симоно́петра, построенного неподалеку несколько ранее [28 дек.]. Ныне этот монастырь обычно называют Дионисиат.

769

1349–1390 гг. Трапезундская империя, Никейская империя и Эпирский деспотат были тремя государствами, обеспечившими продолжение жизни Византийской империи после взятия Константинополя крестоносцами (1204). Трапезундская империя сократилась до узкой полоски земли, вытянутой вдоль юго-восточного побережья Черного моря. Несмотря на постоянную турецкую угрозу, это государство, управляемое династией Великих Комнинов, которую в Византии свергла династия Ангелов, просуществовало вплоть до 1461 г.

770

Этот хрисовул хранится в Дионисиате.

771

Его память была установлена на следующий день после престольного праздника монастыря, как и дни памяти основателей многих других афонских монастырей (см. 9 н., 7 дек., 28 дек. и др.).


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle