Источник

Память святого пророка Иеремии

Св. пророк Иеремия был освящен и избран Богом еще до своего рождения (см.: Иер. 1:5). Он появился на свет ок. 650 г. до Р.X. в гор. Анафофе и происходил из семьи священника колена Вениаминова. С ранней юности Иеремия был призван Богом к пророческому служению. Он колебался и противопоставлял этому призванию свою молодость и неопытность, но Господь притронулся к его устам и сказал: Вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер. 1:10).

Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путъ их (Иер. 6:27). Бог поставил его наблюдателем, чтобы возвестить народу иудейскому, закосневшему в идолопоклонстве, о неминуемом приходе ассирийцев с севера. На протяжении всего пророческого служения Иеремия, уста Господа Бога, твердо и смело обличал царей, князей, священников и лжепророков в отступлении от Господа и почитании иноплеменных идолов. Он сравнивал Божий народ с неверной женой, забывшей, как невестой она возлюбила Господа своего, когда следовала за Ним в пустыне (см.: Иер. 2:1–2). Раз она отказывается покаяться, она будет отлучена и предана ассирийцам как блудница, и они покроют ее стыдом.

Преисполненный жалости к иудейскому народу, пророк всем своим существом предчувствовал его будущие страдания и восклицал: Утроба моя! Утроба моя! Скорблю... волнуется во мне сердце мое, не могу молчать! (Иер. 4:19). Иеремия явился не только посланником, которому поручено объявить о суде Божием, но и прообразовал служение Господа нашего, взяв на себя судьбу народа израильского и пострадав ради его спасения. Многие годы он без устали возвещал Божественные пророчества либо словами, преисполненными величественного лиризма, либо символическими действиями, указанными ему Богом, либо собственной жизнью и скорбями, предвещающими спасительные Страсти Христовы.

Однажды Бог показал пророку в видении кипящий котел, отверстие которого было повернуто к северу, и сказал, что несчастье выплеснется с севера. В другой раз Бог послал Иеремию к горшечнику. Тот работал на гончарном круге. Если сосуд не получался, он разбивал его и из той же глины лепил новый. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев (Иер. 18:6).

Пророк должен являться зна́ком, поэтому Бог запретил ему жениться и иметь детей в стране, осужденной на истребление мечом и голодом. Он ему также запретил входить в дом, где идет пиршество, ибо Он вскоре заставит умолкнуть голоса радости и веселья (см.: Иер. 16). Бог вознамерился отнять у народа милость Свою и извергнуть его в дальнюю страну, поэтому Иеремия всю жизнь доказывал народу, прельщенному лжепророками, что он напрасно надеется. Избранник Господа возвещает беду, но также и предсказывает, что со временем произойдет мессианское примирение Бога со Своим обновленным народом.

С первых лет пророческого служения Иеремия сталкивался с презрением и издевательством сограждан, поэтому он сравнивал упрямый народ с виноградным полем после урожая, когда оно больше никому не нужно. Тогда Бог явился ему и призвал еще раз попытаться найти хотя бы одну кисть на лозе, то есть душу, готовую к обращению (см.: Иер. 6). Но и эта попытка оказалась бесплодной. Пророк подобен кузнецу, которому после испытания железа в огне слова Божия приходится в итоге признать, что ржавчина не отстает и железу место среди мусора (ср.: Иер. 6:29–30).

Святой пророк Иеремия. Церковь Богородицы в Грачанице. XIV в.

Еще раз Господь повелел Своему пророку встать во вратах дома Господня и сказать: Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень»... Вы кадите Ваалу, и ходите вослед иных богов... и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (Иер. 7:4, 9–11). Иеремия возвестил, что Храм скоро будет разрушен гневом Божиим, если евреи не раскаются (см.: Иер. 7:12–14).

В 612 г. Ниневия пала и вместе с ней Ассирийское царство. Казалось, пришло время свободы для порабощенных народов. Однако спустя три года войска фараона Нехо (609–595) решили пересечь Палестину для войны с мидянами и персами. Опасаясь гибельных последствий для своего государства, царь Иосия (640–609) попытался преградить им путь, но погиб во время сражения в Мегиддо. Иудейское царство было подчинено Египту. Вскоре после этого Навуходоносор победил фараона при сражении в Каркемише на р. Евфрат (605). Палестина вновь попала под иго Вавилона. На этом, казалось, угасли все надежды на религиозное и моральное возрождение, начатое реформами царя Иосии после обретения Книги Закона (см.: 4Цар. 22–23 – LXX).

Сразу после гибели царя народ снова впал в беззаконие и нечестие, вернулся к языческому поклонению Ваалу, Молоху и другим вавилонским божествам. Иудеи довольствовались внешним почитанием Закона, примешивая к нему множество суеверий и магических обрядов. Видя вокруг себя только ложь и обман, Иеремия потерял надежду и пожелал уединиться в пустыне, далеко от прелюбодейного народа, который переходит от одного зла к другому (Иер. 9:1) и отказывается обратиться к Господу. Пророк, будучи утвержден словом Божиим, которое было ему в радость и веселье сердца (Иер. 15:16), не оставил своего служения. Вопреки всем он стал возвещать о скором разрушении царства Иудейского и о переселении его жителей. Это пророчество вызвало такое возмущение, что даже на его родине, в Анафофе, священники и некоторые члены семьи Иеремии попытались отравить пророка, отдавшегося им, как кроткий агнец, ведомый на заклание (Иер. 11:19).

Покинутый всеми, проклинаемый соотечественниками, Иеремия вознес плач к Богу – и Господь ответил ему: Они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя... (Иер. 15:20). По указанию Божию в присутствии священников и старейшин народа Иеремия разбил кувшин о ворота Харшиф и предсказал скорую осаду города, а также то, что лежащая внизу долина будет названа Долиной Убиения (Иер. 7:32; 19:6).

Он повторял эти слова изо дня в день. И однажды в праздник священник Пасхор, начальник храмовой стражи, ударил его прямо во дворе Храма и посадил в колоду у верхних ворот Вениаминовых. Иеремию освободили на следующее утро, и он продолжил пророчествовать (см.: Иер. 19–20). Однако входить в Храм ему запретили. Во все места, где он проповедовал, посылали шпионов, которые сообщали обо всех словах пророка.

Победа халдеев над Египтом в Каркемише дала Иеремии повод с особой силой возвестить, насколько опасность близка, и возобновить призывы к покаянию. Он продиктовал своему писцу Варуху [28 сен.] пророчество Господне и послал огласить эту рукопись в Храме перед собравшимся народом (см.: Иер. 36). Сам царь, узнав об этом, повелел читать свиток. По мере чтения он разрывал его на части и бросал в огонь. Затем велел арестовать Иеремию и Варуха. Но они сумели скрыться от преследования.

После многих лет подчинения Навуходоносору царь Иоаким восстал против него (599). Вавилоняне послали карательные отряды, которые и опустошили Иудею. В следующем году сам Навуходоносор осадил Иерусалим. Через три месяца город оказался в руках халдеев – новый молодой царь Иоаким был сослан в Вавилон вместе с матерью, приближенными и десятью тысячами людей из народа.

Несмотря на бедствие, оставшиеся в Иерусалиме не изменили испорченных нравов. Лжепророки продолжали поддерживать в народе надежду на скорое возвращение пленных и на победное восстание. Послы соседних племен пришли в Иерусалим, чтобы переговорить с новым царем Иудеи Седекией о союзе против халдеев. Тогда Иеремия встал перед народом, неся ярмо и обвязанный веревками, и говорил во имя Господне: Если какой народ не захочет служить царю Вавилонскому, этот народ Я накажу мечом, голодом и моровой язвой (Иер. 27:8). Вскоре лжепророк Анания пришел в Храм, снял ярмо с Иеремии, сокрушил его и сказал, что после двухлетнего плена изгнанники вернутся и Бог сокрушит ярмо вавилонское (см.: Иер. 28:1–3). Но вдохновленный Богом Иеремия обличил его ложь, предсказал ему скорую смерть и объявил, что железное ярмо заменит сокрушенное деревянное (см.: Иер. 28:12).

Седекия был убежден истинным пророком, отказался от союза и отправил в Вавилон послов засвидетельствовать свою верность. Послы также доставили пленным письмо от Иеремии. В нем пророк предвещал, что изгнание продлится семьдесят лет, после чего Бог примирится с народом и откроет Себя тем, кто взыщет Его всем сердцем (см.: Иер 29:13), а изгнанники царств Израиля и Иудеи вернутся в Землю Обетованную с песнями радости. Тогда Бог соберет своих рассеянных овец и вступит со своим народом в Новый Завет – завет духовный и вечный. Я вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер. 31:33).

После мирного периода новая волна восстаний поднялась в Иудейском царстве и среди соседних народов (588) под предводительством Египта. Доверившись обещаниям египтян и понадеявшись на прочность иерусалимских стен, Седекия отказался прислушаться к советам пророка, который призывал к осмотрительности и покорности. События подтвердили правоту Иеремии.

Вавилоняне подошли к Иерусалиму, опустошив всё на своем пути. Египтяне пришли на помощь иудеям и на время приостановили осаду. Однако вавилонские войска перешли в новое наступление и еще раз осадили Иерусалим. Это привело к падению и разрушению города.

Во время перемирия пророк вышел из Иерусалима, так как должен был получить наследство в колене Вениаминовом. Его схватили и обвинили в желании перейти на сторону врага. Иеремия не смог оправдаться, воины его избили, бросили в сырой подвал и подвергли истязаниям. Царь тайно вызвал его, чтобы спросить об исходе осады. Именем Божиим пророк возвестил Седекии, что он будет предан в руки царя вавилонского.

Когда халдеи возобновили осаду, Иеремию заперли во дворе дворцовой стражи. Город страдал от голода и эпидемий. Князья сообщили царю, что из тюрьмы пророк продолжает приводить народ в уныние, говоря, что останутся в живых только те, которые предадутся халдеям. С согласия Седекии Иеремию опустили в грязную яму, обрекая на верную смерть1. Но некий эфиоп по имени Авдемелех, служивший при дворе, сжалился над ним и убедил царя вызволить его оттуда. Иеремия оставался во дворе стражи до взятия города (см.: Иер. 38).

В июле 586 г. городская стена была проломлена, и в конце следующего месяца гордый Иерусалим стал добычей яростных халдеев. Седекия попытался бежать, но враги его поймали и привели к Навуходоносору. Тот на глазах Седекии заколол его сыновей, затем ослепил его самого и сослал в Вавилон. Город и Храм были сожжены, стена разрушена, сокровища разграблены, большая часть народа уведена в плен. Так свершились пророчества Иеремии (см.: Иер. 39).

Престарелого пророка вавилоняне освободили от уз и отправили вместе с пленниками. Говорят, что он произнес свой изумительный Плач, когда оставлял за собой город, объятый пламенем. В Раме пророка отпустили и позволили идти куда захочет. Он отказался идти в Вавилон и решил отправиться в Массифу к Годолию, которому было поручено управлять малым числом несосланных людей.

Но уже через два месяца Годолию убили (см.: Иер. 41:3). Народ, опасаясь мести халдеев, попытался бежать в Египет, несмотря на то что Иеремия убеждал их не страшиться царя вавилонского и довериться Богу. И вновь ни начальники, ни народ не захотели подчиниться слову Божию и отправились в Египет. Против своей воли Иеремия последовал за беженцами, которые дошли до Тафниса, что на востоке дельты Нила. Иеремия объявил народу о скором нашествии Навуходоносора на Египет, где фараон снова послужит орудием в руках Господа, Который гневается на Свой народ из-за его идолопоклонства и очерствения сердца. В 568 г. Навуходоносор действительно вошел в Египет, уничтожая все признаки египетской религии и сея смерть и разрушение вокруг себя. Лишь малая часть иудеев уцелела и сумела вернуться в Палестину.

По апокрифическому преданию, соотечественники пророка забили его камнями в египетском гор. Тафнисе. Своей смертью Иеремия утвердил пророческую весть о Том, Кто предаст Себя на смерть во спасение всех2.

* * *

1

По мнению некоторых святых отцов, это событие предвосхищает сошествие Господа нашего Иисуса Христа во ад.

2

По преданию, засвидетельствованному в Книге Маккавейской (см.: 2Мак. 2:4–8), Иеремия спрятал скинию, ковчег и жертвенник в пещере на горе Нево, где упокоился Моисей, и объявил, что место должно оставаться скрытым до тех пор, пока сосланные не вернутся и не возобновится истинное богопочитание.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle