Источник

Собор святых славных и всехвальных Двенадцати апостолов836

В этот день, осененный славой первоверховных апостолов, Церковь прибавляет к их празднованию память других славных апостолов Господних, составивших хоровод новых звезд на духовном небосводе. Основания и столпы Цекви, они являются также Ангелами-стражами двенадцати ворот, ведущих в Небесный Иерусалим (см.: Откр. 21:10, 12, 14).

Как у Иакова было двенадцать сыновей, ставших прародителями народа Израиля, так и Господь избрал двенадцать учеников, которых сделал свидетелями Своего учения и Своих чудес. Их он послал837 проповедовать Царство Божие, дав власть изгонять бесов и исцелять всякую болезнь (см.: Мф. 10). И после Воскресения они были посланы Им идти по всему миру проповедовать Евангелие всей твари (см.: Мк. 16:15) и крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (см.: Мф. 28:19).

Собор двенадцати святых апостолов. ГМИИ им. А.С. Пушкина. XIV в.

Как Сын был послан Отцом в этот мир ради нашего Спасения, так же и Он, отделив этих учеников, послал их возвещать о том, что приблизилось Царство Небесное: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20:21). Чтобы стать Его апостолами, ученики должны были отказаться от всех земных привязанностей по слову Господа: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха... (Мф. 10:9–10). Он возвестил им, что они должны будут претерпеть многие скорби и гонения, свидетельствуя о Нем: Я посылаю вас, как овец среди волков... (Мф. 10:16) ; и будете ненавидимы всеми за имя Мое... (Мф. 10:22); и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10:18–20).

Свидетельствуя о Воскресении Господа и своей жизнью, и своей проповедью, апостолы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков, говоря вместе со св. Павлом: даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками... мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1Кор. 4:11–12). Их жертвой Церковь утверждается не на силе человеческой, но на силе Божией (ср.: 1Кор. 2:5).

И вот ныне вместе со славными всехвальными первоверховными апостолами предстоит согласный хор.

Андрей Первозванный, брат Петра, проповедовавший Евангелие на побережье Черного моря. Через Византий св. Андрей пришел в Грецию и был распят в Патрах, в Ахайе [30 н.].

Иаков, сын Зеведеев, свидетельствовавший о Воскресении по всей Иудее. Он погиб от меча по воле царя Ирода Агриппы, завидовавшего его славе [30 ап.].

Иоанн Богослов, брат Иакова, преклонивший главу на грудь Господа. Возвестив Христа по всей Асии, он был сослан на Патмос по приказанию Домициана и там написал Евангелие и Откровение. По возвращении в Ефес он почил в мире в весьма преклонном возрасте [26 сен.].

Филипп из Вифсаиды Галилейской, соплеменник Петра и Андрея, возвещал Благую Весть в провинции Асия и в окрестностях Иераполя Фригийского вместе со своей сестрой Мариамной и св. Варфоломеем. Он принял смерть в Иераполе, где его распяли язычники [14 н.].

Фома, прозванный также Близнец, распространял Евангелие среди парфян, мидян, персов и жителей Индии. Язычники пронзили его копьями [6 окт.].

Варфоломей проповедовал в Лидии и Мисии вместе с апостолом Филиппом. По смерти последнего он продолжал апостольские труды в Счастливой Аравии, Персии и Индии и закончил свой путь в Армении, где был распят в Альбанополе (или Урванополе). Его святые мощи были запечатаны в свинцовом гробу и брошены в море, а затем обретены на Сицилии [11 ин.].

Матфей мытарь, раньше называвшийся Левием, был братом Иакова Алфеева. Он написал Евангелие и отправился проповедовать парфянам. По преданию, он принял смерть в огне в Иераполе на Евфрате [16 н.].

Иаков Алфеев, брат Матфея, возвещал Христа в Газе, Елевферополе и их окрестностях. Он был распят в гор. Остракине в Египте [9 окт.].

Симон Зилот из Каны Галилейской, названный также Нафанаилом в Евангелии от Иоанна, принес Благую Весть в Мавританию и Северную Африку. Затем, согласно преданию, он отправился в Британию, где был распят [10 м.].

Иуда, родственник Господа, называемый также Фаддеем и Левием в Евангелии от Матфея, был послан в Месопотамию и окончил свои дни в окрестностях горы Арарат, где язычники повесили его и пронзили стрелами [19 ин.].

Матфий присоединился к числу апостолов после Вознесения вместо предателя Иуды. Он проповедовал Евангелие в Эфиопии, где предал Богу душу после многих мучений, причиненных ему язычниками [9 авг.].

К этим блаженным апостолам обычно прибавляют и святых евангелистов Марка и Луку. Марк, духовный сын св. Петра, проповедовал в Александрии и Пентаполе и претерпел мученичество, будучи завален камнем [25 ап.]. Лука, целитель и первый иконописец, следовал за апостолом Павлом во всех странствиях и, будучи вдохновлен им, написал Евангелие. Он мирно скончался в Фивах, в Беотии, достигнув восьмидесяти лет [8 окт.].

Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5). Так, на свидетельстве этих святых апостолов, возвестивших действительное Воскресение Христово, была основана Церковь. Они по праву заняли первое место в сонме святых. Оставив всё ради того, чтобы следовать за Господом, они достигли совершенства в подражании Ему и возглашали ко всем людям: будьте подражателями нам, как мы Христу (см.: 1Кор. 11:1).

Когда ушло поколение знавших Господа во время Его земной жизни, апостольское служение не прекратилось (как свидетельствует о том св. Павел), но перешло ко всем тем, кто видел Воскресение Христово838, будучи просвещен озарением Святого Духа. Итак, благодать апостольского служения не ограничивается устной проповедью Благой Вести, но распространяется на всех святых, содействовавших основанию Церкви своим свидетельством о Воскресении.

* * *

836

И агиографическая, и иконографическая традиции включают иногда в число двенадцати апостолов св. Павла и святых евангелистов Марка и Луку и ради удобства не включают Иуду, Иакова Алфеева и Матфея, хотя апостольское достоинство последних ни в коей мере не умаляется. В этот день в «Синаксаре» св. Никодима поминаются и другие апостолы из числа семидесяти, но есть и особый день их памяти – Собор семидесяти апостолов 4 января. Кроме того, в «Синаксаре» св. Никодима к ним прибавляется св. Иаков, брат Господень, святые жены-мироносицы и другие сто двадцать апостолов, собравшиеся в Сионской горнице в день Пятидесятницы и получившие полноту благодати Святого Духа. Не все из них известны по именам.

837

«Апостол» означает «посланник».

838

См. молитву на воскресной утрени, следующую за чтением Евангелия.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle