Источник

Память святого праведного Иова многострадального

Задолго до того, как пришел Христос и даровал жизнь вечную, в Авситидийской стране, на границе с Идумеей и Аравией82, жил человек непорочный, справедливый и богобоязненный, удаляющийся от зла (Иов. 1:1), по имени Иов. Он был самым богатым из всех сынов Востока и имел множество скота и слуг. Свое богатство он использовал для служения Богу.

Однажды сатана предстал перед Богом после прогулки по земле, где искал, кого поглотить и увлечь за собой в своем падении. Бог ему показал Иова как пример праведного и непорочного человека. Диавол ответил с недоброжелательной насмешкой, что легко богатому оставаться верным Богу. В ответ на вызов Господь отдал во власть диавола всё имущество Иова.

Вскоре к праведнику пришли вестники сообщить, что он лишился скота, а все его сыновья и дочери погибли насильственной смертью. Иов разорвал свою одежду, остриг голову в знак траура, затем пал ниц и произнес памятные слова: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21).

Тогда Бог отвечал сатане, что его раб Иов сохранил веру даже в несчастье. Но диавол не хотел признать поражения и отвечал: Простри руку Твою и коснись кости его и плоти егоблагословит ли он Тебя? (Иов. 2:5). И хотя Бог не делает зла и не желает страдания, Он позволил, чтобы Его раб был поражен лютой проказой от подошвы ноги по самое темя во испытание его добродетели.

Прежде богатый и влиятельный, а ныне отвергнутый всеми, патриарх взял черепицу, чтобы скоблить себе раны, и сел в пепел вне селения. Жене своей, которая призывала его проклинать Бога, он ответил: Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2:10).

Услышали о несчастном Иове три его друга, благородные и мудрые жители Востока: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин. Они пришли его утешить, но, увидев Иова на навозной куче, разрыдались и семь дней не могли произнести ни слова. Наконец сам Иов заговорил, проклял день своего рождения и пожелал смерти, которая избавит его от всех мук.

Вопрос, поставленный в Книге Иова,– это вопрос любого человека, столкнувшегося со страданием и предательством. Вопрос этот тем более тревожил людей в те времена, потому что они не знали, что только после смерти праведники будут вечно наслаждаться плодами своих добродетелей, что тогда злые раскаются в своей надежде на временную славу и удовольствия, но слишком поздно.

Святой праведный Иов. Книга Иова. XI в.

Услышав эти жалобы страждущего праведника, Елифаз противопоставил ему обыкновенный довод человеческого разума для объяснения печалей: несчастье и страдания посланы Богом в наказание за прежде содеянные грехи. Пусть Иов не выставляет непорочное поведение в свое оправдание перед Богом, но пусть он исповедует грехи и покается, чтобы получить прощение и вернуть себе здоровье и благополучие. Если он будет роптать на судьбу, то лишь навлечет на себя еще бо́льшие страдания. Человек, добавил мудрец, рождается для страданий. Во всяком случае, наши грехи и несправедливости должны быть наказаны в этой жизни.

Вместо того чтобы утешить Иова, слова мудреца только встревожили его и усилили печаль. Он упрекнул друзей в жестокости, ибо тот, кто не подвергался испытаниям, не может понять страданий невинного человека, переживающего такое горе. Праведник утверждал, что невиновен пред Господом. Иов не роптал на Бога и не просил, чтобы его освободили от страданий, он только желал, чтобы они закончились смертью. Тогда его единственным утешением будет то, что он никогда не восставал против слова Божия (см.: Иов. 6:10).

Вилдад прервал его и начал говорить то же самое, что его товарищ, ссылаясь на общий закон возмездия за дурные поступки, хотя он и неприменим к Иову: Бог совершенно справедлив, следовательно, Иов должен не ссылаться на свою невиновность, а просить о милости.

Иов ответил другу, что действительно можно согласиться с тем, что все наши несчастья суть наказание за грехи, но в любом случае, разве хоть одно создание может выглядеть совершенно праведным в очах Божиих? Даже такой человек, как Иов, не находя в себе ничего предосудительного, не может настаивать на оправдании и подвергается терзаниям как неправедный. Затем Иов добавил, обращаясь к Богу: «Ты знаешь, что я не беззаконник, но кто избавит меня от руки Твоей? Отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду – и уже не возвращусь – в страну тьмы и сени смертной, страну мрака, куда свет никогда не проникает, где нет человеческой жизни» (см.: Иов. 10; 7:20–22).

Иов понял, что не может рассчитывать на понимание своих друзей, потому что они, выступая в роли защитников Божией справедливости, выставляли против него ложные обвинения. Тогда, терзая тело своими зубами и душу свою полагая в руку свою (см.: Иов. 13:14), он с тревогой спросил Господа: Сколько у меня пороков и грехов? Покажи мне беззаконие мое и грех мой. Для чего скрываешь лице Твое? (Иов. 13:23–24).

Снова выступил Елифаз, обвиняя Иова в том, что он восстает против Промысла Божия. Иов, видя, что друзья становятся его истязателями, воскликнул: Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои! Ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог? (Иов. 19:21–22). Он перестал стонать и выразил ту, еще смутную надежду, носителями которой были все праведники Ветхого Завета: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога (Иов. 19:25–26)83.

Три мудреца оставались равнодушными и беспощадными, стараясь изо всех сил отстоять свое понимание Божией справедливости. Они снова напали на праведника, но в этот раз уже не довольствовались общими словами, а начали подробно перечислять всё зло, которое Иов наверняка совершил во времена своего благополучия, раз он так наказан.

Но вопреки всему Иов продолжал свидетельствовать о своей доброй совести. Будучи уверен в своей правоте, а также в том, что лишь Бог может его утешить, Иов просил предстать перед судом Божиим (см.: Иов. 23:4–7). Затем он произнес замечательные слова, в которых признал, что если мудрость Божия в творении недоступна человеческому разумению, значит невозможно понять, почему праведник страдает; однако последний не перестанет любить Бога и доверяться Ему (см.: Иов. 28:28). Он продолжил свою речь пространной апологией своего поведения и объявил, что готов отвечать за все свои поступки и при всём народе выслушать обвинительный акт, если таковой будет составлен против него.

Три мудреца молчали, не находя больше что сказать. Тогда Елиуй, до этого по своей молодости остававшийся в стороне, разгневался на Иова, который хотел оказаться правым перед Богом и добавлял бунт к своим грехам. Затем Елиуй умолк.

Тогда Бог начал говорить среди бури, как Он это делал некогда на Синайской горе, чтобы прекратить спор. Бог произнес величественную речь о тайне творения и Промысле Божием, подчиняющей своему благонамеренному замыслу всё, вплоть до чудовищ и природных катаклизмов. Он дал Своему рабу Иову ключ тайны, которую человеческая мудрость не могла решить. Испытания были посланы Иову не в наказание каких-либо прегрешений, а по непостижимому замыслу, чтобы свидетельствовать о справедливости: Не отвергай Моего суда. Разве Я действовал не для того, чтобы ты явился праведным? (Иов. 40:8.– LXX).

Иов понял, что все его страдания были откровением Бога «непостижимого, неисследимого и недоступного». Наконец Иов говорит: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42:5–6). Признание, полное смирения, стало для Иова венцом его добродетели и открыло ему доступ к истинному познанию Бога – «ощущению Его непостижимости» (св. Григорий Нисский). Он вышел из испытаний победителем и был осыпан благодеяниями, после того как по Божественному указанию испросил прощение для своих друзей за то, что они согрешили против него. Господь Бог вернул ему богатство, дал вдвое больше, чем прежде, и ниспослал многочисленное потомство. Иов жил еще сто сорок лет и умер в возрасте двухсот сорока лет84.

Книга Иова занимает в Священном Писании особое место. Во все времена она была великим утешением для всех рабов Божиих, подвергающихся испытаниям.

* * *

82

Биографические данные приведены по греческому переводу Семидесяти толковников (Септуагинте), отождествляющей Иова с Иовавом ( Быт. 36:33). Согласно еврейскому тексту Библии, он жил в земле Уц, находящейся, скорее всего, на юге Едома. По другим сведениям, он жил в Хауране (Васан).

83

По еврейскому тексту. В переводе Семидесяти следующее толкование: Я знаю, что Он Вечный, Тот, Который освободит меня от земли. Плоть моя, переносящая эти муки, воскреснет. И всё это совершит Господь.

84

По свидетельству галльской паломницы Этерии (Паломничество. 16, 6 / SC 296, 182), могила Иова была обнаружена в IV в. в Карнеасе (ныне Шейх Са’ад) в Аравии, в 35 км от Тивериады, по видению. На этом месте построили церковь, ставшую местом паломничества, о чем свидетельствует св. Иоанн Златоуст (Беседа V о статуях / PG 49, 69). Здесь показывали не только дом Иова, но и кучу навоза, на которой он провел дни своих страданий.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle