иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память прп. Антония Печерского, Киевского, нач.всех русских монахов

Прп.Антоний родился в 983 г. в Любече недалеко от Чернигова и получил имя Антипа в святом крещении. С самого раннего возраста желая посвятить себя Богу, он покинул отечество и прибыл на Святую Гору Афон. Ангельская жизнь афонских монахов преисполнила его сердце еще большей любовью к Господу. Посетив различные обители, он был принят в монастыре Эсфигмен и стал учеником игумена Феоктиста, человека выдающихся добродетелей. Ради совершенного соблюдения заповедей Божиих Антоний ограничивал себя во всем и явился радостью для братии.

Через несколько лет Феоктист, получив откровение, отправил ученика в Русскую землю со словами: «Отправляйся на Русь, Антоний, дабы сделаться там образцом и наставником народа. Да пребудет с тобой благословение Святой Горы!» Придя в Киев в 1013 г., инок обошел городские монастыри, но не обрел того места, которое искал. Отправившись к соседним холмам, он обнаружил неподалеку от села Берестова пещеру, некогда выкопанную варягами, и поселился в ней, дабы пребывать в подвиге и молитве.

В 1015 г. скончался св. князь Владимир [15 ил.], и на Киевском престоле воссел его сын, нечестивый Святополк. Желая завладеть всей полнотой власти, он убил своих братьев, святых князей Бориса и Глеба [24 ил.], и подверг жестоким преследованиям людей Божиих. Видя такое кровопролитие, св. Антоний вновь ушел на Святую Гору. Вкусив сладости безмолвия, он получил от Феоктиста благословение удалиться на Самарийскую гору на некотором расстоянии от обители Эсфигмен134.

Благочестивый князь Ярослав, одержав победу над Святополком (1019), собрал рассеявшихся монахов и возвел многие церкви. Священник из Берестова по имени Иларион, прославившийся подвижнической жизнью и знанием Писаний, пришел тогда и поселился на поросшем лесом холме недалеко от Днепра, на месте, где сегодня находится Киево-Печерский монастырь. Он выкопал маленькую пещеру и втайне от всех вел духовную брань перед лицом Господним до того дня, когда был возведен на епископскую кафедру в Киеве (1051). В это же время Феоктист получил откровение, в котором ему было велено отправить Антония на Русь. Господь споспешествовал святому до самой пещеры, в которой подвизался Иларион135.

Это место, напоминавшее Афон, понравилось подвижнику, и он молился о том, чтобы благодать Господня почила на этом месте. Он жил в великой строгости, неустанно творя молитву. Питался Антоний хлебом и водой раз в два или три дня, а когда бывал погружен в созерцание, мог целую неделю не принимать ни воды, ни пищи. Его ангельская жизнь скоро стала известна местным жителям, и множество благочестивых людей стало приходить к нему. Некоторые просили позволения остаться, дабы жить под его руководством: вначале священник св. Никон [23 мар.], а затем св. Феодосий [3 м.], которому было тогда двадцать три года.

Когда слава о св. Антонии распространилась по всей Русской земле, Киевский князь Изяслав, преемник Ярослава (1054), лично отправился к святому за благословением со всем княжеским двором. Это событие привлекло к подвижнику новых учеников, среди которых выделялись блж. Варлаам, сын боярина Иоанна [19 н.], и Ефрем скопец, приемный сын Великого князя [28 ян.]. Когда боярин Иоанн узнал, что его сын стал монахом, он в ярости приехал в лавру, разогнал монахов и, схватив сына, в бешенстве разорвал его монашеское облачение и силой привез домой. Со своей стороны князь Изяслав повелел схватить св. Никона, который постриг Ефрема, и угрожал разрушить лавру и заточить монахов в темницу. Тогда св. Антоний с учениками удалился в другое место.

Однако супруга Изяслава умолила князя прекратить преследование, боясь, как бы гнев Господень не постиг их, как это было у нее на родине, в Польше, когда ее отец изгнал монахов.136 Князь смирился и отправил к св. Антонию посланцев, приглашая вернуться. Вскоре после его возвращения в пещеру Господь, вняв молитвам раба Своего, собрал рассеянных учеников, к которым присоединились и новые братия, так что вскоре число их достигло двенадцати – числа апостолов у Господа. Так как пещера стала слишком тесной, ее расширили, а затем пристроили часовню и кельи в окрестностях.

Св.Антоний, душа которого всегда стремилась к уединению, собрал однажды учеников и сказал: «Дети мои, вы знаете, что Господь собрал нас здесь как начатки благословения всего народа нашего. На вас – благословение Святой Горы Афонской и Пресвятой Матери Божией. Это благословение я оставляю вам в наследство. Живите сообща. Я поставлю над вами настоятеля, так как надлежит мне удалиться в уединенное место. Однако я пребуду с вами и до тех пор, пока жив, останусь вашим духовным отцом». Он поставил игуменом Варлаама и удалился на соседний холм, где выкопал пещеру137.

Община быстро возрастала под мудрым управлением св. Варлаама. Возникла необходимость возвести более просторную церковь за пределами пещеры. Братья построили над первой пещерой большую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В скором времени Великий князь сделал св. Варлаама игуменом построенного им монастыря Святого Димитрия, и братья обратились к св. Антонию с просьбой дать им нового настоятеля. За послушание, доброту и смирение был выбран св. Феодосий.

Под его управлением община увеличилась с двадцати до более чем ста монахов, и потребовалось срочно построить монастырь, дабы дать им кров. Св.Антоний послал одного монаха к князю Изяславу с просьбой уступить монастырю в собственность весь холм и предоставить средства, необходимые для постройки монастыря. Братия под руководством св. Феодосия построили просторную деревянную церковь и кельи в достаточном количестве. После этого они оставили пещеры и поселились в обители, за которой, однако, сохранилось имя Киево-Печерской лавры.

Благодаря молитвам св. Антония Феодосий познакомился с монахом Михаилом Студитом, пребывавшим в то время на Руси. Он расспросил его обо всех обычаях, богослужебных и монастырских, знаменитого Студийского монастыря. Получив Студийский устав св. Ефрема, Феодосий сделал его правилом монашеской жизни, по которому с тех пор живут русские монастыри.

В это время св. Антоний, живя в пещере, восходил на новые духовные высоты и в изобилии получил дары прозорливости и исцеления. Он благословлял ядовитые растения и изготовлял из них напиток, который давал больным, – они тотчас исцелялись от всех недугов138.

Человек Божий предсказал князьям Изяславу Киевскому, Святославу Черниговскому и Всеволоду Переяславскому поражение, которое они потерпели нар. Альте от половцев139. Неверные затем обрушились на Русскую землю, разоряя города и уводя множество людей в плен. Жители Киева требовали от Изяслава, чтобы он оказал сопротивление варварам, но князь не отважился на новую битву. Он был низложен и бежал в Польшу. Собрав там войско, он сумел через семь месяцев отвоевать Киев (1069).

Один из приближенных князя обвинил Антония в том, что тот поддерживал отношения с узурпатором Всеславом, поэтому Изяслав сильно разгневался на человека Божия. В это время Антоний посвятил себя заботам о затворнике Исааке, которого бес ввел в соблазн [14 фев.]. Враг рода человеческого, видя себя побежденным молитвами святого, научил князя изгнать Антония из своей земли, дабы помешать исцелению Исаака. Черниговский князь Святослав, узнав о том, какую ненависть питает брат к святому, пригласил Антония в свое княжество. Там Антоний выбрал место недалеко от города и выкопал пещеру, где и продолжил в мире вести подвижническую жизнь. Когда Изяслав понял, что святой был невиновен, и осознал коварство беса, он послал гонцов к Антонию, умоляя его вернуться к духовному стаду.

По возвращении в Киев св. Антоний с еще большим рвением посвятил себя подвигам аскезы: дни и ночи он проводил в неустанной брани с князем тьмы, приближая Царство Владыки света. Подвижник благословил место, на котором надлежало построить монастырскую церковь, и узнал, что по его молитвам из Константинополя уже прибыли каменщики. Преподобный подвизался в своей второй пещере шестнадцать лет.

Чувствуя приближение кончины, св. Антоний собрал братию и утешал монахов, обещая и после смерти не оставлять монастырь своим заступничеством, обещая молиться о братии многие века. Духовный отец радовался преуспеянию своих чад и молился, чтобы они сподобились милосердия в Судный день. Св.Антоний, патриарх русского монашества, подобный Антонию Великому в Египте, отошел ко Господу 10 июля 1073 г.140 в возрасте девяноста лет.

Тело его было положено в пещере. Как при жизни святой желал оставаться скрытым от человеческого взора, так и после смерти его драгоценные останки, погребенные в пещере под великим монастырем, оставались сокрыты. Каждый раз при попытке раскопать пещеру и обрести мощи из земли вырывался огонь и опалял дерзких людей. Но, даже оставаясь скрытыми, его мощи являются источником исцелений и благодеяний для христиан.

* * *

134

В том месте, где с тех пор стоит часовня, ему посвященная.

135

Изучение источников, как представляется, показывает, что Антоний пришел в Киев ранее этой даты, возможно, ок.1025 г.

136

См.житие св. Моисея Угрина [26 ил.].

137

Сегодня она располагается под великим Печерским монастырем.

138

Этот дар он передал св. Агапиту [1 ин.].

139

Позже на этом месте был построен монастырь.

140

По другим источникам, 7 мая.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle