иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого мученика Емилиана

В 361 г. Юлиан Отступник захватил императорскую власть. Он произвел переворот общественного строя, введя тиранию. Не ставя ни во что благодеяния св. Константина Великого, оказанные народу империи, и свое христианское воспитание, Юлиан оскорблял Господа стремлением восстановить языческие порядки. Он разослал верных ему людей по разным областям, дабы принудить народ к подчинению.

Капитолин, фракийский наместник, для этого отправился в Доростол247, столицу Малой Скифии. Тотчас воссев на судейском месте, он стал угрожать смертью не только христианам, но и тем, кто уклонится от их изобличения. Присутствующие, испугавшись, стали утверждать, что в их городе нет ни одного христианина и что все приносят жертвы богам императора. Удовлетворенный и исполненный радости, Капитолин отправился на пир, устроенный в его честь.

Пока все шумно веселились, молодой христианин благородного происхождения по имени Емилиан, не в силах более терпеть оскорбления, нанесенные истинному Богу, и возжелав славы мученика, вооружился молотом и тайком пробрался в языческое капище. Он разбил всех идолов, опрокинул светильники и алтари, на которых помещались приношения, и вылил на землю вино для возлияний, а затем удалился незамеченным.

Когда служители известили об этом Капитолина, тот пришел в ярость и приказал начать поиски и любой ценой найти виновного. Воины, не найдя никого и страшась вернуться к тирану ни с чем, схватили возвращавшегося с полей крестьянина и, избивая прутьями, привели в преторий. Емилиан, присутствовавший там, не желал, чтобы безвинный терпел за него, поэтому во всеуслышание объявил себя настоящим виновником. Воины, сперва недоумевая и колеблясь, тем не менее привели его к Капитолину. Магистрат, угрюмый, с налитыми кровью глазами, велел ему назвать свое имя и причину, побудившую совершить этот поступок. Емилиан сказал, что он в одно и то же время и раб и свободный, и пояснил: раб Божий, но свободный от идолов. А потом добавил: «Любовь к Господу и стремление угодить Христу, равным образом и отвращение к одному виду этих безжизненных статуй побудили меня и дали силу уничтожить позор рода человеческого. Ибо ничто не унижает нас, при творении наделенных разумом, более, чем почитание бездушных идолов и чем поклонение трудам собственных рук. Нас унижает и пренебрежение почестями, которые должно воздавать единственному Богу и Творцу». «Довольно риторики! Так это ты совершил святотатство?» – спросил магистрат. Емилиан отвечал, что он гордится этим деянием как самым благородным и благочестивым в своей жизни.

Капитолин приказал снять с него одежду, растянуть на земле и жестоко высечь. Поскольку святой продолжал насмехаться над языческим культом, магистрат велел бить его по груди и животу. Узнав из допроса, что Емилиан – сын городского префекта Савватия, Капитолин заявил, что благородное происхождение не оправдывает его и не избавляет от наказания. Однако святой сам отказался оправдываться, когда для его защиты пытались найти обстоятельства, смягчающие вину. Напротив, он потребовал, чтобы его покарали со всей возможной строгостью, дабы не лишиться мученического венца. В величайшей ярости Капитолин приговорил Емилиана к смерти на костре и наложил на его отца, виновного в недосмотре, тяжелый денежный штраф.

Воины тотчас схватили святого и вывели из города на место, где заранее разожгли костер. Когда его ввергли в огонь, языки пламени не коснулись тела святого, но обратились против мучителей и обожгли их. Емилиан же в это время воспевал хвалы Господу, как отроки в вавилонской печи. Он сотворил крестное знамение и, вручив душу Господу, мирно почил и был принят в сонме мужественных борцов за благочестие (18 ил.362).Жена Капитолина, тайная христианка, добилась у мужа разрешения забрать тело Емилиана. Она передала его благочестивым христианам, и те похоронили святые останки в селении Гизидин, близ Доростола248.

* * *

247

Ныне гор.Силистра в Болгарии

248

Его почитание известно с ранних времен и упоминается блж.Иеронимом, св. Амвросием, блж. Феодоритом Кирским и в «Пасхальной хронике» (VII в.).


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle