иером. Макарий Симонопетрский

Память свв.бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших1

Святые страстотерпцы Косма и Дамиан жили в Риме ок.284 г., в правление императора Карина. Они были братьями по плоти, но еще более сплотила их вера во Христа и общие устремления. В сумерках языческих заблуждений они благочестием и подвигами прокладывали сияющий путь к Небу, став в мире дольнем носителями божественного милосердия. Переняв искусство врачевания от одного язычника, владевшего учением Гиппократа и Галена, братья щедро раздавали благодеяния, подражая Спасителю душ человеческих, и служили страждущим людям. В их руках снадобья и врачебный уход были, скорее, вспомогательными средствами, ибо они исцеляли все болезни как людей, так и животных обращением к имени Спасителя – Целителя душ и тел, взявшего на Себя наши немощи и болезни (ср.:Мф.8:17).

Косма и Дамиан отказывались брать плату деньгами и подношениями, а взамен за исцеление телесных недугов предлагали страждущим веру во Христа, дающую надежду на вечное спасение. Слава о них распространилась далеко за пределы небольшого селения около Рима, где они жили: к святым отовсюду шли люди, прося их молитв. Те, кто уже получил исцеление, вновь приходили к ним, просвещенные верой и славящие милость Божию.

Такое народное почитание вызвало зависть и ненависть местных фанатичных язычников, которые отправились в Рим и донесли на братьев императору. Они настаивали на том, что успех святых колеблет культ идолов, оберегающих императорскую власть, обвиняли их в том, что они пользуются магическими заклинаниями для распространения христианской веры. Обеспокоенный такими словами, император послал воинов за Космой и Дамианом. Однако жители селения вовремя узнали об этом и укрыли святых в дальней пещере в горах. Там братья пребывали несколько дней, поддерживая силы лишь молитвами и непрерывным прославлением Господа.

Воины, не нашедшие бессребреников, побоялись возвращаться во дворец, не выполнив приказа, и потому схватили простых жителей, мужчин и женщин, наложили на них оковы и повели в Рим. Святые, узнав об этом, решили, что негоже другим страдать из-за них, а им самим лишиться столь желанной мученической славы. Несмотря на слезы тех, кто хотел удержать целителей и наставников, они бросились вслед за захваченными людьми, шли целый день и всю ночь, а когда увидели воинов, крикнули им: «Мы – Косма и Дамиан, за которыми вас послали! Отпустите тех, кого захватили вместо нас, а нас ведите куда пожелаете!» Изумленные воины послушались и на следующий день предстали с христианами перед императором, рассказав обо всех событиях.

Император Карин, восседающий на высоком троне, окруженный многочисленной свитой, велел привести святых и спросил: «Те ли вы, кто отвергает богов и тех, кто поклоняется им, те ли, кто исцеления, полученные колдовством, приписывает казненному злоумышленнику, называемому Спасителем?» Твердо и спокойно святые отвечали: «Мы не обманываем и не колдуем, о император, ибо это бесовское дело. Но мы признаем Того, кого ты называешь мертвым Иисусом, как единого истинного Бога, пришедшего добровольно пострадать за нас и получить за это жизнь вечную через Воскресение на третий день. Потому мы и отвергли поклонение ложным богам и тленные ценности, посвятив себя Живому Богу. Именно Его именем исцеляются все болезни и изгоняются бессильные бесы. А исцеляем мы безвозмездно потому, что следуем словам нашего Божественного Учителя, заповедовавшего давать даром то, что даром получили от Него (ср.: Мф.10:9). Это и есть наше учение – христианское врачевание, которое исцеляет и спасает».

Правитель разгневался и приказал им под страхом жестоких мучений подчиниться древней вере римлян, согласно которой все науки и искусства передаются людям божествами, в их числе и великий Асклепий, чьей волей происходят все исцеления. На это святые отвечали, что готовы претерпеть любые мучения за Христа, истинного Бога, ибо за них Господь наградит истинным блаженством. А затем сами попросили: «Как в конце пира подносят гостям кубок прощального напитка, так и ты дай нам перед смертью за Спасителя хоть толику тех мучений, которые Он претерпел за нас».

Святые врачи предупредили Карина, что он, не желая разумением понять, что есть истина, вскоре постигнет это на своем опыте. Тут внезапно судорога прошла по всему телу императора, скрутила позвоночник, голова его обернулась лицом назад, так что он не мог повернуть ее ни вправо, ни влево. Собравшиеся оцепенели, а потом в один голос прославили христианского Бога. Сам император, смирив высокомерие, сбросил с себя пурпурную мантию, кинул ее к ногам святых и стал умолять вступиться за него. Христиане объяснили, что только вера и исповедание Бога Спасителя могут излечить его. Тогда император воскликнул: «Верую в Тебя, Христе Боже, признаю, что Ты единственный истинный Бог!» Как только святые бессребреники с молитвой возложили на него руки, шея правителя выправилась, а исцеление правителя укрепило в вере и всех находившихся там.

Вскоре после этого Карин велел разрушить все языческие капища и создать места поклонения Христу, призвав к истинной вере своих подданных как в Риме, так и по всей империи. Затем он призвал епископа Феликса2 и приготовился к принятию святого крещения. Бессребреники, как обычно, отказались от вознаграждения золотом и всевозможными богатствами, которые предлагал император. Они вернулись в родное селение, где их окружили всеобщим почитанием.

Между тем их учитель-язычник возревновал к славе братьев, продолжавших совершать многочисленные исцеления, и тайно замыслил убить их, но при этом внешне выказывал самую нежную дружбу. Когда наступило время сбора целебных трав в известных только ему труднодоступных высокогорных местах, он предложил Косме и Дамиану пойти с ним. Простодушные и чистосердечные молодые люди последовали за ним, как некогда Исаак за своим отцом на жертвоприношение (ср.:Быт. 22). Разлучив их и послав собирать травы в разные места, преступный целитель сбросил с высокой скалы тяжелый камень на голову одного из братьев, а затем, наущаемый бесами, в гневе бросился за вторым и забил его камнями, раздробив кости. Затем он вырыл острым ножом яму и закопал тела святых мучеников. Вернувшись в селение, он распространил слух о том, что братья уединились на некоторое время для молитв.

Вскоре жителям стало очень тяжело без помощи святых врачей, и почитатели отправились в горы на их поиски. Дорогой они встретили нескольких мужей, которые только что были исцелены божественной силой от одержимости бесами. Они велели привести их туда, где произошло чудо, тщательно обыскали место и обнаружили погребенные тела братьев. Верующие благоговейно извлекли останки святых, перенесли их с пением благодарственного молебна и гимнов и похоронили в одной могиле.

С тех пор свв.бессребреники являют многочисленные чудеса: одни исцеляются, поклоняясь их святым мощам, к другим они приходят в видениях, третьим достаточно только призывания их имени, чтобы полностью излечиться.

* * *

1

Агиографическая традиция отличает их от одноименных святых, память которых отмечается 1 ноября и 17 октября. Скорее всего, это объясняется развитием почитания свв. Космы и Дамиана Сирийских, которое из Кирра быстро распространилось до Константинополя и Рима, в результате чего и произошло такое различение. Их почитание в Риме связано с посвященной бессребреникам церковью Санти-Косма-э-Дамиано. Она была построена папой Симмахом ок.498–514 гг. возле храма Санта-Мария-Маджоре. Наша статья составлена на основе греческого «Мученичества» и дополнена сведениями из сохранившегося на грузинском языке Минология Иоанна Ксифилина.

2

Феликс I был Римским папой с 269 по 274 г., а император Карин правил с 283 по 284 г. Возможно, здесь обнаруживаются отголоски деяний папы Феликса IV (526–530), превратившего храм на Виа Сакра в церковь Свв.Космы и Дамиана.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle