иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память прп. Германа Аляскинского и свв.Иувеналия и Петра Алеутских, первых мчч. Православной Церкви в Америке359

В 1741 г. русская экспедиция под руководством Беринга и Чирикова открыла Алеутские острова, положив тем самым начало колонизации огромных просторов Аляски. Вслед за купцами, охотниками на пушного зверя и искателями приключений, жаждущими природных богатств этой земли, вскоре последовали отважные миссионеры. Они принялись сеять среди коренных обитателей новооткрытых земель семена христианской веры, невзирая на многие опасности, суровость климата и враждебность колонистов. Усилиями этих людей Православие пришло в Новый Свет и вскоре утвердилось там на незыблемой скале веры, окропленной слезами подвижников и кровью мучеников.

Прп.Герман родился ок.1756 г. под Москвой в набожной купеческой семье. В шестнадцатилетнем возрасте он стал послушником в монастыре, находившемся в подчинении Троице-Сергиевой лавры, где приобщился к основам общежития. Преподобный был исцелен от рака щеки чудесным вмешательством Богородицы. Приняв монашеский постриг ок.1783 г., он поступил в знаменитый Валаамский монастырь на Ладожском озере360. Там он поступил под духовное руководство св. игумена Назария, который был также духовным отцом прп. Серафима Саровского [2 ян.]361. Вскоре прп. Герман получил дозволение поселиться отшельником в лесу и приходить в монастырь только по праздникам.

В 1793 г. по просьбе учредителей Российско-Американской торговой компании императрица Екатерина II поручила митрополиту Московскому Гавриилу направить на Аляску русских миссионеров. Митрополит же обратился к св. Назарию, который отрядил для этой цели восемь своих наилучших монахов, в числе которых оказался и прп. Герман, а также двух послушников.

Покинув Санкт-Петербург, экспедиция в сентябре 1794 г. достигла берегов о. Кадьяк у побережья Аляски, завершив продолжавшееся почти целый год путешествие через всю Сибирь. Миссионеры немедленно принялись за труды, доброжелательно встреченные местными жителями-алеутами, и за неполный год совершили семь тысяч крещений и тысячу пятьсот венчаний.

Преодолевая огромные покрытые льдом пространства пешком или же перебираясь с острова на остров на утлых челноках, миссионеры неустанно проповедовали Благую Весть, призывая туземцев уничтожить своих истуканов, оставить многоженство и прочие языческие обычаи, чтобы принять крещение и стать добрыми христианами. Встречая в целом благожелательный прием, проповедники подчас сталкивались и с открытым сопротивлением и проявлениями враждебности со стороны части местных жителей, научаемых шаманами. Так, летом 1796 г. на берегах о. Илиамна принял мученическую смерть иеромонах Иувеналий [2 ил.].

Дела миссии, тем не менее, шли весьма успешно, и вскоре руководители Российско-Американской компании стали ходатайствовать об учреждении на Аляске православного епископства для подготовки местного духовенства. В 1796 г. архимандрит Иоасаф, глава миссии, был рукоположен в Иркутске в епископа, однако на обратном пути он и его спутники погибли в результате кораблекрушения, после чего главой миссии стал прп. Герман.

В то время русская миссия сталкивалась с серьезными трудностями: с самого начала проповеднической деятельности новым апостолам препятствовали не столько суровые географические и климатические условия или враждебность языческих шаманов, сколько несправедливое и безнравственное отношение к алеутам русских колонистов. Положение еще более усугублялось жестоким и деспотичным правлением главы Российско-Американской компании Баранова, изо всех сил чинившего препятствия работе проповедников, потому что последние вставали на защиту местных жителей, страдавших от эксплуатации и произвола компании. Обескураженные бесчеловечным поведением соотечественников, три соратника прп. Германа покинули миссию, оставив его в одиночестве.

Пытаясь укрыться от Баранова, преподобный поселился на небольшом островке Еловом, близ Кадьяка, которому дал название Новый Валаам. Так он стал, по примеру древних отцов, миссионером в самом высоком значении этого слова – т.е. человеком, являющим самой своей жизнью образ Царства Небесного. Соорудив себе простую дощатую келью, открытую всем ударам стихии, одетый и зимой и летом в одну и ту же ветхую одежду, он без всякой жалости к самому себе подчинял плоть духу длительными постами, скудной пищей, состоявшей из ягод дикой ежевики, грибов и немногих овощей, и постоянным ношением на себе вериг весом более восьми килограммов. Прп. Герман неустанно трудился, спал очень мало и непрерывно возносил Господу молитву, не прекращавшуюся ни днем ни ночью, с помощью которой он отгонял от себя уныние, злые помыслы и бесовские искушения.

Преподобный имел при себе экземпляр только что вышедшего славянского перевода греческого «Добротолюбия»362 и творил умную молитву, обретя пустыню среди североамериканских лесов и льдов. На вопросы о том, не тягостно ли ему одиночество, он всегда отвечал так: «Я не один, Бог пребывает здесь, как и повсюду, и также Ангелы Господни. Нет ничего предпочтительнее такого общества». «Я, грешный, – говорил преподобный на склоне дней, – вот уже сорок лет силюсь любить Господа и до сих пор не знаю, люблю ли я Его так, как следует. Любить Бога означает всегда устремляться к Нему своими помыслами, служить Ему денно и нощно и во всем творить Его волю». Господь щедро изливал благодать на Своего преданного слугу, получившего великий дар любви ко всем людям, в особенности же к несчастным алеутам, к которым преподобный всегда относился с отеческим участием.

Питая особую любовь к детям, прп. Герман основал на свои скромные средства Ново-Валаамский сиротский приют, в котором детям прививалась любовь к Богу и Церкви. По воскресеньям святой собирал всех детей в построенной им своими руками часовне, куда приходили также члены нескольких обосновавшихся поблизости семей. Все вместе они слушали его проповедь и хором исполняли богослужебные песнопения. Летом преподобный обучал алеутских мальчиков, прибывавших к нему со всех окрестных островов, началам земледельческих знаний. Подобно Христу, он отдавал всего себя служению ближнему, при этом духом постоянно пребывал с Богом в непрестанной молитве.

Когда на Кадьяке случилась эпидемия, преподобный не покинул селение и, невзирая на опасность, переходил из дома в дом, ухаживая за больными, утешая скорбящих и молясь за усопших. Герман охотно помогал также тем русским поселенцам, которые относились к нему непредвзято, он сумел приобщить к монашеской жизни нового главу Российско- Американской компании Яновского, преемника Баранова, а также обратил в Православие одного немецкого мореплавателя-протестанта. По причине продолжительных бдений преподобный со временем потерял зрение – взамен Господь удостоил его созерцания Ангелов. Святой также приобрел власть над природными стихиями, дары исцелений и прозорливости.

Прп.Герман почил в мире, благодаря Бога за все, 15 ноября 1836 г., в возрасте восьмидесяти одного года. Когда душа преподобного поднималась к небесам, его ученик Герасим увидел, как лик старца просиял неземным светом, а жители соседнего острова наблюдали в эту минуту поднявшийся над Новым Валаамом сияющий столп. Прп.Герман и поныне продолжает творить чудеса по молитвам православных жителей Аляски и всей Америки, почитаемый как ее святой покровитель363.

Отрезанные от внешнего мира на долгие месяцы полярной зимы и сознававшие всю ненадежность морских сообщений в этих широтах, русские поселенцы на Аляске пытались решить проблему снабжения продовольствием через установление морского сообщения с Калифорнией, тогдашней испанской колонией. В 1812 г. Российско-Американская компания основала в Форт-Россе земледельческое поселение, в котором трудились как русские, так и прибывшие с Аляски алеуты. Поскольку испанцы подозревали новоприбывших поселенцев в намерении захватить Сан-Франциско, они всячески старались вытеснить их оттуда, провоцируя разного рода столкновения и инциденты. В 1815 г. они арестовали два десятка православных алеутов, перевезли некоторых из них в Сан-Франциско и направили на принудительные работы, где пленники подвергались бесчеловечному обращению. В конце концов четырнадцать человек из их числа были брошены в тюрьму364, где их пытались силой обратить в католичество. Однако православные алеуты держались стойко, указывая на свои нательные кресты и говоря: «Мы христиане, мы уже крещены!» Следующей ночью два пленника были отделены, и одного из них, по имени Петр, подвергли пытке на глазах у другого. Сначала ему переломали один за другим все пальцы на ногах, но мужественный воин Христов, достойный имени первоапостола, которое носил, неизменно отвечал: «Я христианин и не отрекусь от моей веры!» После этого мучители отрезали ему пальцы рук, а затем отрубили кисти и ступни. Истекая кровью, Петр предал дух в руки Божии, оставаясь до самого конца тверд и непреклонен в вере.

На следующий день все было уже готово к тому, чтобы подвергнуть подобной участи и прочих его товарищей, но в это время поступил приказ перевезти пленных в Монтеррей. Когда Яновский, узнавший обо всем случившемся от одного из очевидцев, передал рассказ своему духовному наставнику прп. Герману Аляскинскому, тот, повернувшись к иконам и осенив себя крестным знамением, промолвил: «Святой новомученик Петр, моли Бога о нас!» Св.Петр Алеутский стал первым православным святым из числа коренных жителей Америки.

* * *

359

Прп.Герман чествуется также в день кончины, 15 ноября, но на Аляске и вообще в Америке главным праздником, посвященным этому святому, считается день его канонизации – 27 июля. Память св. Иувеналия Церковь празднует отдельно, 2 июля. К числу основателей Православной Церкви на Аляске принадлежит также святитель митрополит Иннокентий (Попов-Вениаминов), посвятивший большую часть жизни евангелизации Аляски и Сибири (31 мар.).

360

Основан прпп. Сергием и Германом Валаамскими [28 ин.].

361

Перед прибытием на Валаам прп. Герман провел некоторое время в Сарове, где узнал о старце Нектарии.

362

Обширнейший сборник святоотеческих текстов о молитве и подвижнической жизни, переведенный на церковнославянский язык трудами прп. Паисия Величковского [15 н.] и опубликованный в 1793 г.

363

Официальная канонизация прп. Германа состоялась 9 августа 1970 года.

364

Вероятно, речь здесь идет о служащих католической миссии, а не о самих миссионерах.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle