иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память свв.равноапп.Климента Охридского368, Наума369 , Саввы, Горазда и Ангеляра370

Св.Климент родился ок.840 г. и, вероятно, был по происхождению славянином371. Еще совсем молодым он стал учеником св. Мефодия [11 м.] и всю свою долгую жизнь старался подражать духовному отцу. От него и его брата Константина (в схиме Кирилла) он перенял любовь к святым письменам и горячее желание проповедовать варварским народам Благую Весть на их родном языке.

После смерти св. Мефодия (885) его заклятый враг, епископ Вихинг, ополчился на учеников апостола славян. Под влиянием их проповеди в народе распространялось Православие и население отвращалось от франкского влияния. Вихинг донес на них моравскому князю Святополку, обвинив миссионеров в заговоре. Когда их привели к князю, Климент и Горазд объяснили, что не восставали против его власти, но защищали православный догмат о Святой Троице и боролись против добавления к Символу веры «и от Сына».

Князь остался глух к богословским аргументам и выдал святых миссионеров немцам.

Те одних бросили в темницу, а других продали в рабство.

Руководители византийской миссии Горазд, Климент, Наум (Лаврент), Савва и Ангеляр были брошены в тюрьму. Их заковали в цепи и запретили общаться с близкими. Но в этом испытании они утешались Господом и укрепляли силы молитвой.

Вскоре в месте их заточения произошло землетрясение, во время которого они освободились от цепей. Но вместо того чтобы признать в этом знамение Божие, Святополк приказал заковать их в еще более тяжелые цепи и обращаться с ними еще хуже. Через три дня чудо повторилось, но князь велел снова заковать их и оставить в темнице израненных и без еды.

Затем отряд грубых и жестоких воинов вывел святых из темницы, чтобы изгнать из Моравского княжества. Климент, Наум, Ангеляр и Савва направились к Дунаю в надежде достичь Болгарии. По дороге они остановились в селении, где нашли радушный прием у одного из жителей. Когда они находились в этом доме, у хозяина внезапно умер сын. Святые помолились Господу – и ребенок воскрес, как некогда Лазарь, друг Христов. Перебравшись через Дунай, миссионеры прибыли в Белград, где правитель, уже извещенный о них, без промедления доставил их ко двору болгарского князя Бориса, который очень хотел принять у себя этих людей Божиих372.

Святой князь встретил их с великими почестями, возблагодарив Бога, приведшего в его страну равноапостольных проповедников веры, и подробно расспрашивал об их злоключениях. Во время их пребывания при дворе князь часто звал святых к себе и просил научить его церковным догматам, житиям святых и обязанностям христианского правителя.

Спустя некоторое время (885) он поручил Клименту евангелизацию областей Кутмичевицы, Охрида и Главницы373. Благодаря поддержке местных властей святому удалось быстро посеять семена Евангелия и собрать около трех с половиной тысяч учеников. Вместе с Благой Вестью он учил их созданному св. Кириллом алфавиту374. Климент видоизменил его и использовал для записи переводов многих византийских трудов, чтобы новая Церковь могла строиться на прочных основаниях апостольской традиции. Он рукоположил более трехсот учеников и оставил их на приходах углублять миссионерскую работу и терпеливо искоренять языческие предрассудки и суеверия.

После смерти Бориса преемником стал его сын Симеон, который выказал такую же ревность в евангелизации своего народа375. Он с большим уважением относился к св. Клименту, считая его своим духовным отцом, и поставил его епископом Белицким (Дрембицким), в юрисдикцию которого входила Западная Македония. Первый иерарх славянского происхождения, св. Климент показал себя достойным преемником апостолов и удвоил труды проповеди и просвещения народа – того дела, которое он считал важнее хлеба насущного.

В свободное время Климент продолжал переводческую деятельность Кирилла и Мефодия376, а все ночи проводил в молитве. Чувствуя недостаток проповедников, он перевел на славянский язык ряд проповедей, посвященных основным праздникам годового круга, которые священники могли бы читать, наставляя народ в учении святых отцов. Он также перевел и

составил службы святым и с большим вниманием относился к должному проведению богослужений, что более других средств способствовало обращению и просвещению народа. Св.Климент основал в Охриде монастырь, посвященный вмч.Пантелеимону, и церковь, в которой любил уединяться.

Однажды, когда епископ пришел в Охрид с пастырским визитом, два парализованных слепца у его ног умоляли о помощи. Убедившись, что их никто не видит, святой поднял глаза к небу – и оба недужных тотчас выздоровели.

После двадцати лет апостольских трудов св. Климент, достигнув преклонных лет, попросил царя Симеона отпустить его на покой в Охридский монастырь, чтобы он мог свои последние дни посвятить молитве. Удивленный царь сказал, что не может представить никого другого на архиепископской кафедре и что он предпочитает сам отречься от престола, нежели отпустить святого. Св.Клименту пришлось подчиниться и пообещать, что он больше не будет говорить о своем уходе.

Однако, вернувшись в монастырь, он заболел. После видения равноапостольных Кирилла и Мефодия, предупредивших его о скорой кончине, он привел в порядок дела, написал «Завещание» и 27 июля 916 г. отошел ко Господу. Вскоре он был прославлен как святой апостол Болгарии, которая обязана ему не только евангелизацией и первой церковной организацией, но и основами культуры, которую она впоследствии передала России и другим славянским народам.

* * *

368

Этот титул означает не место его епископской кафедры, а место почитания его мощей, поскольку Охрид стал епархией позже, при царе Самуиле (980–1014), который сделал его своей столицей. Когда в 1019 г. Болгария попала под византийское господство, Охрид перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, и греческие архиепископы сделали его центром византийской культуры. Постепенно он потерял свой болгарский характер, особенно после создания Тырновского Патриархата (1186) и перехода оставшегося славянского населения под юрисдикцию Печского архиепископа (1219). В 1394 г. город был взят турками. «Житие св. Климента» было составлено св. Феофилактом Охридским (31 дек.).

369

См.его память 23 дек.

370

Их называют также Охридской пятеркой или, если упоминают также обоих учителей, Семерыми апостолами славян.

371

То есть из славян, осевших на территории Византийской империи и постепенно эллинизированных.

372

См. статью о нем под 2 мая. Борис крестился в 864 г. и занялся обращением своего народа с помощью приехавших из Византии миссионеров. Через некоторое время князь стал склоняться к Риму в надежде получить оттуда архиепископа и добиться церковной независимости Болгарии. Вскоре он испытал горькое разочарование и стал искать примирения с Византией. Именно в это время к нему прибыли св. Климент и другие ученики св. Мефодия.

373

См. статью о нем под 2 мая. Борис крестился в 864 г. и занялся обращением своего народа с помощью приехавших из Византии миссионеров. Через некоторое время князь стал склоняться к Риму в надежде получить оттуда архиепископа и добиться церковной независимости Болгарии. Вскоре он испытал горькое разочарование и стал искать примирения с Византией. Именно в это время к нему прибыли св. Климент и другие ученики св. Мефодия.

374

Именно письменность, использованная св. Климентом, переработавшим созданную св. Кириллом глаголицу, стала впоследствии называться кириллицей.

375

Его царствование называют золотым веком византийско-болгарской культуры.

376

В связи с этим св. Климента считают одним из основателей славянской литературы.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle