иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память прпп. Исаакия469, Далмата и Фавста

Св.Далмат жил на рубеже ІѴ–Ѵ вв. и происходил из знатной семьи. Еще юношей поступив на военную службу, он был офицером во второй схоле дворцовой гвардии и, несмотря на поверхностную религиозность своего окружения, отличался истинным благочестием. Далмат доложил императору Феодосию, что сирийский отшельник Исаакий предсказал императору Валенту поражение в войне с готами и жалкую смерть и что это предсказание сбылось. Тогда Феодосий в сопровождении Далмата посетил святого отшельника. Изумленный ангельским видом Исаакия и его богодухновенными словами, Далмат вскоре после этого прожил у подвижника семь дней, внимая его поучениям. Офицер вернулся домой с сердцем, воспламененным ревностью к Богу, и сообщил жене о своем решении отказаться от мира. Он оставил ей все свое имущество и отправил вместе с дочерью к своим родственникам, а сам, взяв маленького сына, незамедлительно отправился к святому отшельнику.

Презрев все почести и бесплодные мирские заботы, он вскоре стал самым лучшим учеником Исаакия как по рвению, которое он проявлял в аскетических подвигах, так и по любви к безмолвию и по состраданию к нищим, которые во множестве приходили к монастырю. После того как на протяжении всего Великого поста прп. Далмат не вкушал никакой пищи, он в праздник Вознесения был восхищен в константинопольскую церковь Святых Маккавеев на архиерейское богослужение.

В 406 г., после кончины св. Исаакия, монахи единодушно просили архиепископа, чтобы Далмат был назначен его преемником. Вначале преподобный колебался, но затем согласился и, чтобы быть достойным этой должности, усилил аскетические подвиги. Он затворился в монастыре и не вышел оттуда даже по просьбе императора Феодосия II. Тот попросил святого присоединиться к крестному ходу, организованному в городе, чтобы смягчить гнев Божий во время сильного землетрясения. По Божественной благодати он видел сердечные тайны и мог восстанавливать справедливость.

Сияние его святости стало особенно заметным во время борьбы с несторианской ересью. Дары, полученные им от Бога, послужили утверждению истины. Когда Несторий, скрывавший свои заблуждения, был избран архиепископом, он решил посетить святого затворника. Но Далмат не принял его, сказав: « Исправь сначала то, что ты прячешь в сердце, тогда сможешь войти в мою келью». Когда архиепископ ушел, Далмат сказал монахам и мирянам, которые были в монастыре: «Берегитесь, ибо злобный зверь вошел в этот город и многих похитит».

После того как Несторий раскрыл свои нечестивые замыслы и еретические взгляды на Божию Матерь, был собран Третий Вселенский Собор в Ефесе [9 ин.]. Благодаря решительности св. Кирилла Александрийского эта ересь сразу попала под осуждение епископов. Однако сторонники Нестория, сильные своим влиянием на императора и двор, еще надеялись прервать работу Собора, препятствуя сообщению со столицей. Несмотря на это свт.Кириллу удалось доставить письмо прп. Далмату через человека, переодетого нищим, который спрятал письмо в выдолбленном посохе. Узнав из послания, что отцам Собора угрожают императорские войска, Далмат стал молиться и услышал с неба голос, повелевающий ему выйти из монастыря, в первый раз за сорок восемь лет, чтобы спасти Церковь от опасности. Сопровождаемый всеми монахами, к которым по дороге присоединились многие клирики и миряне, со свечами в руках и пением псалмов, святой отправился в столицу.

Он пришел к императору Феодосию, который удивился при виде того, кого столько раз безуспешно звал к себе. Далмат прочел ему письмо Собора и умолял освободить епископов и способствовать торжеству истины. Узнав, что же происходит на самом деле, и выслушав рассказ святого о деятельности Нестория, император послал в Ефес эдикт. В нем Феодосий приказывал выполнить решение Собора о низложении Нестория, а самому Несторию вернуться в монастырь в Антиохию. Выйдя из дворца, Далмат с амвона церкви Святого Мокия сообщил людям содержание письма Вселенского Собора и своей беседы с императором. Потом он написал письмо свт. Кириллу от имени настоятелей монастырей и именитых граждан города, заверяя его в их неизменной поддержке. После этих событий, имевших решающее значение для торжества Православия, Собор назначил прп. Далмата архимандритом и экзархом всех столичных монастырей. Этот титул передавался преемникам святого, благодаря чему Далматская обитель стала первой из обителей города и оплотом Православия470.

Прп.Далмат отошел к Господу в возрасте восьмидесяти пяти лет в 440 г.471 Когда распространилось известие о его кончине, весь город, молодые и старики, монахи и миряне, пришли к монастырю со свечами в руках. Отпевание в Великой Церкви совершал св. Прокл, а затем тело перенесли обратно в монастырь. По прошествии трех дней лежащее в гробу тело святого начало мироточить, и многие помазавшиеся получили исцеление от болезней.

Узнав о последней воле святого, архиепископ назначил его сына Фавста игуменом и архимандритом всех монастырей. Исполненный благодати Святого Духа и кротостью подобный Моисею, св. Фавст не только соперничал с отцом в добродетелях, но и был похож на него ревностью в защите истинной веры во время осуждения Евтихия (448). Так же, как и отец, он получил от Бога дар чудотворения. Мудро управляя духовной паствой, прп. Фавст присоединился к Исаакию и Далмату в сонме святых в царствование Маркиана (450–457).

* * *

469

См. отдельно память св. Исаакия под 30 мая.

470

Пережив период расцвета, Далматский монастырь к концу VII в. стал местом заточения политических преступников, а в эпоху иконоборчества был превращен в казарму. Потом, однако, монашеская жизнь в нем возобновилась под началом св. Иоанна, игумена Кафарского [27 мар.], и Илариона [5 ил.]. После многих перипетий монастырь был превращен в женскую обитель, а к концу XII в. он закрылся, возможно, во время латинской оккупации Константинополя.

471

Когда епископом был св. Прокл [20 н.]. Перед ним недолгое время управлял Церковью св. Максимиан [21 ап.].


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle