иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа501

Священное Писание рассказывает нам, как Иисус, придя в Кесарию Филиппову, открыл апостолам: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе (Мф.16,28; Мк.9,1). Через шесть дней502 после этого Он взял с Собой любимых учеников Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними для молитвы на гору, по преданию, Фавор в Галилее. Необходимо было, чтобы те, кому предстояло присутствовать при Его молитве в Гефсимании, а потом свидетельствовать о Его страданиях, были подготовлены к этим испытаниям созерцанием Его славы. Христос взял Петра, потому что тот исповедал Его Богом, Иакова, потому что тому предстояло первому умереть за Него, и Иоанна, который, видя Его Божественную славу, стал проповедовать богословие воплощенного Слова и получил имя сына Громова.

Христос возвел их на гору в знак духовного восхождения, которое, от добродетели к добродетели, ведет к наивысшей из них – любви, открывающей путь к созерцанию Бога. Это восхождение было итогом всей земной жизни Господа. Он, облеченный в человеческую немощь, показал нам путь к Отцу, уча, что безмолвие есть матерь молитвы и что только в молитве мы можем узреть славу Божию.

И когда он молился, внезапно лицо Его изменилось, Он преобразился, сияя как солнце, одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как на земле белильщик не может выбелить (Мк.9,3). Воплощенное Слово Божие обнаруживает здесь естественное великолепие Божественной славы, которую Оно содержит в Себе и которую сохранило при воплощении, хотя эта слава и оставалась сокрытой под покровом плоти. С момента зачатия в лоне Девы Его Божество неслитно соединилось с плотью, и слава Божия стала славой тела, воспринятого Ипостасью Бога Слова. То, что Христос показал ученикам на вершине горы, не было Его новым свойством, но светозарным явлением обожения в Нем человеческой природы во всей ее целостности.

Тогда как лицо Моисея светилось отражением внешней славы, увиденной им после откровения на горе Синай (см.: Исх.34,29), лицо Христа на Фаворе явилось само источником света, источником Божественной жизни, которая стала доступной человеку, распространяясь также на его « одежды », то есть на внешний мир и на плоды человеческой деятельности и цивилизации.

«Он преобразился,– утверждает Иоанн Дамаскин,– не усваивая того, что не было Ему присуще, но показывая Своим ученикам то, чем Он был, открывая им глаза, так чтобы они смогли увидеть это при всей их слепоте»503.

Св.Григорий Палама говорил о том, что Христос открыл глаза ученикам, и взором, преображенным силою Святого Духа, они увидели Божественный свет, неразрывно соединенный с Его телом. Таким образом, они сами преобразились и в молитве смогли увидеть и познать изменения, произошедшие в нашей природе при соединении ее со Словом.

«Что солнце для видимых вещей, то Бог для духовных» – это высказывание принадлежит св. Григорию Богослову. Вот почему евангелисты передают, что лицо Богочеловека, который был Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1,9), светилось как солнце. Но этот свет несравненно превосходил всякий видимый, поэтому, не в силах выдержать его сияния, ученики пали на землю.

Нематериальный свет, нетварный и непреходящий, был Царством Божиим, пришедшим в силе Святого Духа, как обещал Господь Своим ученикам. Видимый тогда лишь одно мгновение, этот свет станет неизменным достоянием избранных в Царстве Небесном, когда Христос вновь придет во всем сиянии Своей славы. Он придет во свете – в том самом свете, который воссиял на Фаворе, который исходил из гроба в день Воскресения и который, озаряя души и тела избранных, также сделает их подобными солнцу (см.: Мф.13,43).

Св.Симеон Новый Богослов учит: «Бог есть свет, и вид Его есть свет»504. Так же, как ученики на вершине Фавора, многие святые были свидетелями этого откровения Бога в Его свете. Но свет для них не только предмет созерцания: он – также боготворящая благодать, которая позволяет «видеть» Бога. Так исполняются слова Псалмопевца: Во свете Твоем узрим свет (Пс.35,10).

В этом славном видении рядом с Господом явились Моисей и Илия, наиболее выдающиеся фигуры Ветхого Завета, представляющие, соответственно, Закон и Пророков. Они свидетельствовали о Нем как о Господине живых и мертвых505. В этом свете Моисей и Илия говорили с Ним о предстоящем Его восхождении в Иерусалим, то есть о страданиях, потому что именно через страдания и Крест этой славе предстояло быть дарованной людям.

Вне себя, пораженные созерцанием Божественного света, апостолы как бы впали в сон, и не зная, что он говорит, Петр сказал Иисусу: «Учитель, хорошо нам здесь быть. Хочешь, сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Мф.17,4; Мк.9,5; Лк. 9,33). Отвратив учеников от этого сугубо человеческого желания довольствоваться лишь земной радостью о свете, Господь показал им тогда намного лучшую «кущу» и превосходнейшую скинию, способную вместить Его славу. Светящееся облако накрыло их своей тенью, и ученики услышали исходящий из него глас Отца, который свидетельствовал о Спасителе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17,5). Облако представляло благодать Святого Духа, и, как и при крещении в Иордане, глас Отца свидетельствовал о Сыне, показывая, что все три Лица Святой Троицы, будучи всегда едины, участвуют в спасении человека.

Божественный свет позволил ученикам сначала «увидеть» Христа, а затем, воссияв еще сильнее, привел их в состояние, превосходящее видение и всяческое человеческое познание. Выйдя из себя и став выше всего видимого, апостолы вошли в пресветлый мрак, в котором пребывает Бог (ср.: Пс.17,12). «Затворив двери своих чувств», они получили в нем откровение о тайне Троицы, превосходящее всякое утверждение и отрицание506.

Недостаточно подготовленные к откровению о таких тайнах, поскольку они еще не прошли крестного испытания, ученики испугались. Но когда они подняли головы, увидели Иисуса одного, в его обычном виде. Он подошел к ним и успокоил. Спускаясь с горы, Христос наказал им молчать об увиденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Воспоминание Преображения Господня является по преимуществу праздником обожения нашей человеческой природы и причастия нашего бренного тела вечным благам, которые превыше естества. Еще прежде чем устроить наше спасение посредством Своего страдания, Спаситель показал, что пришел в мир, дабы привести всех людей к созерцанию Его Божественной славы. Вот почему праздник Преображения особенно любим монахами, которые посвятили всю свою жизнь стяжанию этого света507.

Молитвами святых Твоих,

Господи Иисусе Христе, помилуй нас.

Аминь.

* * *

501

На Преображение, которое празднуется во время Успенского поста, разрешается рыба, но полностью пост не снимается, как во время других Господских праздников.

502

Рассказ евангелиста Луки указывает срок в восемь дней между этими событиями. Две версии предполагают, что мир, созданный за шесть дней, пройдет, достигнув вечного Царства, символизируемого числом восемь. Некоторые утверждают, что Преображение произошло за сорок дней до страданий Господа. Вот почему этот праздник установлен за сорок дней до Воздвижения Креста.

503

Св.Иоанн Дамаскин. Слово на Преображение. 12 // PG 96, 564.

504

Св.Симеон Новый Богослов. Слова нравственные. V, 276 // SC 129,101.

505

Моисей умер, не войдя в Обетованную землю, а Илия был перенесен в таинственное место, не познав смерти.

506

Мистическое богословие св. Дионисия Ареопагита было применено к тайне Преображения в первую очередь св. Григорием Паламой.

507

Этому празднику было посвящено множество монастырей, особенно после исихастских споров XIV в., как раз касавшихся природы Фаворского света и его созерцания. Отметим также, что по преданию, распространенному во времена иконоборчества, первая икона, написанная самими апостолами, представляла Преображение. Разумеется, речь здесь идет не столько об историческом факте, сколько о символической интерпретации, показывающей тесную связь в церковном Предании между иконописью и этим праздником видения Христа во славе.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle