иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память прп. Александра Константинопольского, обители Неусыпающих первоначальника34. Память прп. Исаии Отшельника35

Память прп. Исаии Отшельника

Этот почитаемый святой жил приблизительно во второй половине IV в. и был родом из Египта. Он удалился в Скитскую пустыню во времена свв. Макария и Пимена. Однажды он спросил авву Макария, что означает «бежать людей». Старец ответил: «Это значит сидеть в келье и скорбеть о своих грехах». Св.Исаия, точно соблюдая эти предписания, долгие годы прожил в строгом затворе, чем достиг совершеннейшего внутреннего созерцания. Духовная высота позволяла ему наставлять многие души на путь спасения.

Преподобный считается автором сборника важных аскетических изречений, в котором представлены основы монашеской жизни в Скитской пустыне. Бережно обучая послушников тому, как вести себя с братиями, представляющими образ Божий, авва Исаия им говорил: «Воздержитесь сделать то, про что вы знаете, что если станет это известно брату вашему, то огорчится он, ибо всего лишь кивком головы можете повредить совести вашего брата». Он учил иноков «умирать любому человеку»: ни хулить, ни хвалить, ни осуждать промахи кого бы то ни было, чтобы, изгнав из сердца любой неприязненный помысел, инок пришел в «покой кельи» и «не сам о себе решал, но предстал пред Богом беспреткновенно». Именно строгим контролем над помыслами, который именуется «тайным поучением», и непрестанной молитвой инок может достичь величайшей добродетели рассуждения. Она позволит ему во всем следовать Богу и еще более взрастит стремление к Нему.

Подвижничество и покаяние, которыми живет инок в келье, позволит подняться со Христом на Крест и так вместе с Ним и Им побороть страсти, обретя славное состояние прародителей до грехопадения. «Крест побеждает любой грех и порождает милосердие», – учил авва Исаия, и именно милосердие делает инока свободным, бесстрастным и безучастным к мирской жизни.

* * *

34

См.статью о нем под 23 февраля.

35

Историки различают Исаию Скитского, упоминаемого в «Изречениях отцов-пустынников», и Исаию Газского, жившего веком позже, который, укрываясь от славы, покинул Скитскую пустыню и удалился сначала в окрестности Елевферополя, а затем в Бет Далту, недалеко от Газской пустыни, на родину св. Илариона, где в течение пятидесяти лет вел отшельническую жизнь († 489). С теми, кто прибегал к нему за советами, он общался через своего ученика Петра, как это будут делать в следующем веке свв. Варсонофий и Иоанн [6 фев.]. Как большинство иноков Палестины, он не принял Халкидонский Вселенский Собор, не столько из-за монофизитских убеждений, сколько потому, что считал его решения нововведением. Исайе Газскому часто приписывают аскетические трактаты, известные под названием «Аскетикон», но последние исследования позволяют признать их автором, скорее, Исаию Скитского. См.введение к французскому переводу в «Spiritualite orientale». N.7bis. Abbaye de Bellefontaine, 1985. Прп.Исаия почитается только в славянских Церквах.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle