иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа царь Едессы Авгарь613 жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.

В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.

Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии, нерукотворно, т. е. без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус объяснил, что Ему необходимо исполнить в Иерусалиме предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на Небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя614.

Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого Лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.

После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей [21 авг.] был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения615. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного Образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.

Прошло много лет. Хотя царство вновь стало христианским, о существовании иконы забыли. В 544 г. персидский царь Хосров осадил город616, ввергнув всех его обитателей в великий страх. Тогда епископу Евлалию в видении было открыто местонахождение Образа Спасителя, заступничеством Которого жители Едессы могут победить. Епископ повелел раскрыть нишу. Каково же было его удивление, когда он не только обнаружил Образ невредимым, но и увидел, что после стольких лет лампада все еще горит! Более того, на черепице, которая закрывала нишу, Евлалий увидел точную копию образа617, отпечатавшегося на ней. Спешно собравшиеся жители образовали длинную процессию: в великом трепете они несли две святыни, которые привели в страх ряды осаждавших. А когда епископ окропил врагов маслом от лампады, это масло превратилось в жаркое пламя, обратившее неприятеля в бегство.

Несколько лет спустя Едесса перешла в руки персов, а затем в 628 г. была отвоевана императором Ираклием, но вскоре покорена арабами. Когда христианская армия вновь достигла города, император Роман Лекапин поспешил перенести в Константинополь (19 авг. 944) св. Мандилий и письмо Авгарю. Святой образ, протообраз всех христианских икон618, был встречен огромной толпой и положен вначале во Влахернской церкви, а на следующий день – в Святой Софии. Отсюда его перенесли в храм Богородицы Фаросской, находившейся во дворце, дабы Нерукотворный Образ защищал столицу и весь народ619.

* * *

613

Авгарь V Укама (13–57 Р. X.), царь Осроены, страны, расположенной между Тигром и Евфратом, столицей которой была Едесса.

614

Это предание и текст этих писем передает Евсевий Кесарийский (н. IV в.), который, однако, не приводит эпизод со святым ликом (Церковная история. I, 13). «Учение Аддая» (к. IV в.) является первым текстом, который содержит упоминание об этом. Во время иконоборческих споров св. Иоанн Дамаскин и отцы Седьмого Вселенского Собора ссылались на Нерукотворный Образ, дабы показать Божественность происхождения почитания святых икон. См.: Histoire du roi Abgar et de Jesus / Ed. A. Desreumeaux. Turnhout, 1993. Одновременно с этой традицией на Западе распространялось предание о св. Веронике, которая отерла лик Христа, шедшего на Голгофу. Этот плат находится в соборе Святого Петра в Риме.

615

Едесское царство действительно было первым государством, которое в результате обращения царя Авгаря VIII (197–212) официально стало христианским.

616

Прокопий Кесарийский писал, что это чудесное избавление произошло благодаря письму Иисуса, текст которого был написан на воротах города (Война с персами. II, 12). Но согласно историку Евагрию Схоластику (Церковная история. IV, 27), там был выставлен именно Нерукотворенный Образ. Галльская паломница Эгерия (IV в.) во время посещения Едессы встретилась с епископом, который рассказал ей, каким образом письмо уже отражало нападения персов во времена Авгаря (Itineraire. 19 // SC 21,167–69).

617

Эта вторая нерукотворная икона была впоследствии перенесена в сирийский гор. Иераполь, а император Никифор Фока, по преданию, перенес ее в Константинополь ок. 965 г. Другие нерукотворные образы упоминаются в «Синаксаре» св. Никодима под 9 и 11 августа. Согласно другому преданию, Керамион (керамида), или Спас на чрепии, т. е. отпечаток с Мандилия на черепице, чудесным образом возник тогда, когда Анания, боясь по пути язычников, спрятал последний в груде черепицы. – Прим. ред.

618

В православном храме изображение святого Мандилиона обычно находится или над триумфальной аркой (над алтарем), или над царскими вратами (между храмом и притвором).

619

Следы святого Мандилия теряются после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Согласно некоторым источникам, он был среди реликвий, приобретенных Людовиком IX в 1247 г. Они были положены в Сен-Шапель в Париже и уничтожены во время революции. С другой стороны, считают возможным отождествлять его с Туринской плащаницей, на негативном отпечатке которой видно изображение, обладающее поразительным сходством с этим иконографическим типом св. Лика. Но это привлекательное предположение является спорным.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle