Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

иером. Макарий Симонопетрский

Память прпмч.Макария, затворника на горе св.Авксентия, который защищал св.иконы во времена гонений Константина Копронима (768)654

Память прпп. Евтихия, Евтихиана и Кассианны, Критских655

Эти святые жили, предположительно, в правление Диоклетиана. Родные братья и их сестра проводили подвижническую жизнь с самого детства. Повзрослев, они удалились в пещеру близ монастыря Одигитрии в Раксосе, на юге Крита. Слава об их подвигах быстро распространилась среди народа.

Через некоторое время Евтихий стал епископом Гортин- ским. Лишенный кафедры во время гонений, он присоединился к брату и сестре в Раксосе, где они вместе закончили свои дни в делах, угодных Богу.

Их драгоценные мощи почитались в монастыре Одигитрии, и от них произошло множество чудес.

Память прп.Илии Калабрийского656

Прп.Илия родился в 823 г. и в святом крещении получил имя Иоанн. Он происходил из знатной сицилийской семьи гор. Энны на Сицилии. Из-за пиратских набегов сарацин, которые разоряли побережье и угрожали вторжением в эту часть империи657, его родители были вынуждены бежать и нашли убежище в крепости гор.Кастромария.

Подрастая, Иоанн укреплялся в благочестии и делах, угодных Богу. В согласии с предписанием апостола непрерывно молиться (см.:1Фес.5:17), он вел напряженную молитвенную жизнь. В восемь лет он получил откровение о том, что будет уведен в рабство в Африку. Также Иоанн предсказал арабские набеги, которые принесут стране несчастье.

Однажды, когда он находился за пределами городских стен вместе с другими детьми, внезапно появились сарацинские пираты и пленили всех, числом двести двадцать (834). Освободил их корабль, пришедший из Сиракуз, и они вернулись к родителям.

Три года спустя Иоанн в видении получил повеление покинуть родину, по примеру Авраама, и отправиться в Африку. Действительно, вскоре его вновь похитили пираты и отвели в Северную Африку. Богатый христианский торговец купил Иоанна как раба и, заметив благочестие и мудрость юноши, доверил управление своими делами и домом. Эти занятия не препятствовали Иоанну совершенствоваться в святых добродетелях, и он вызывал восхищение и христиан, и мусульман.

По наущению диавола, который завидовал его успехам, жена хозяина воспылала сильной страстью к юноше и использовала все уловки, чтобы соблазнить. В отсутствие мужа уже ничто не сдерживало дерзость этой женщины, но новый Иосиф решительно отверг ее предложения. Разгневанная неудачей, женщина пожаловалась мужу, что его доверенный человек попытался ее обесчестить. Тогда несчастный Иоанн подвергся притеснениям, но перенес их невозмутимо.

Вскоре женщина была поймана супругом на явном прелюбодеянии, и он прогнал ее. Признав невиновность Иоанна, хозяин немного времени спустя даровал ему свободу.

Во время одного из видений святой получил благодать совершать исцеления. И однажды он молитвой вернул здравие некоему сарацину, который был ранен христианином во время драки. После этого чуда великое число его единоплеменников начали приходить к служителю Божию, Который, исцеляя тела, наставлял затем души в истинной вере, так что многие сарацины просили крестить их.

Об этом сообщили эмиру, который осудил Иоанна на смерть. Однако вмешательством Божиим святой получил освобождение. После этого он предпринял паломничество в Палестину и в Святой Земле принял монашеский постриг из рук патриарха Иерусалимского Илии III (879–907), который даровал Иоанну свое имя.

Благочестиво поклонившись святым местам, Илия удалился на гору Синай. Три года он подвизался, собирая, как трудолюбивая пчела, примеры добродетелей отцов-синаитов. Совершив много исцелений в Александрии, преподобный отправился в Персию, дабы там поклониться мощам пророка Даниила и трех отроков. Затем он пришел в Антиохию, где получил откровение о месте, в котором ему следовало подвизаться в аскезе.

Пройдя через Северную Африку и вернувшись на Сицилию, Илия предсказал жителям Реджо ди Калабрия, подвергавшимся опасности со стороны огромного арабского флота, что их спасут войска византийского императора. Это действительно произошло благодаря победоносной военной кампании адмирала Василия Насара (880).

Проведя некоторое время в Палермо, где он встретился с матерью, Илия поселился в Таормине и согласился принять ученика по имени Даниил. Впоследствии тот преданно следовал за наставником в его странствиях.

Однажды Илия приказал Даниилу бросить драгоценную Псалтирь в топкое болото. Ученик подчинился, а когда старец послал его принести книгу обратно, Даниил обнаружил рукопись неповрежденной. Святой тогда сказал ему, что книга сохранилась из-за его послушания, но что не следует привязываться к владению чем-либо материальным, каким бы оно ни было.

Угроза нового арабского нашествия вынудила подвижников встать на путь изгнания, дабы найти место, пригодное для безмолвножительства. Во время их пребывания на Пелопоннесе Илия, несмотря на свои усилия остаться неизвестным, совершил несколько исцелений. Затем они отправились в Эпир, в гор. Вуфрот. Там их приняли за шпионов на жаловании у сарацин и заключили в тюрьму. Помощник командующего, Ипин, обошелся с ними жестоко и грубо, после чего погиб, затоптанный понесшей лошадью. Тогда монахов освободили, и они продолжили путь в Рим.

Прибыв в Калабрию через о.Корфу, св. Илия нашел в Салинах, неподалеку от Реджо, место, которое ему было указано в видении в Антиохии, и стал подвизаться в безмолвии вместе с Даниилом. Вскоре туда начали стекаться местные жители, и, вынуждаемый своим милосердием, человек Божий исцелил многих, проникая в тайны их сердец и поучая стремиться к вышним ценностям. Илия излечивал все виды болезней и даже появлялся у руля гибнущих кораблей, дабы спасти их от сметающих волн. Он также предсказал близкое нашествие на Сицилию арабов, точно указав, какие города устоят, а какие будут захвачены. Кроткий, радостный и, прежде всего, всегда приветливый, святой шествовал царским путем, который находится между возвеличиванием и смирением. Он неодолимо увлекал тех, кто приходил к нему на исповедь, подражать его поведению, которое было живым образцом евангельского совершенства.

После видения святых апостолов Петра и Павла, Илия и его ученик вновь продолжили путь в Рим. В этом городе они с почестями были приняты папой Стефаном. После возвращения в уединенную келью в Салинах, св. Илия в видении был извещен о близком нападении сарацинов на Реджо, и они были вынуждены искать убежища в Патрах. Там Илия исцелил четырех одержимых.

Поскольку угроза на время была устранена, они вернулись в Салины. На сей раз удалиться на гору Месолиан Илию вынудило большое число благочестивых посетителей. Святой предсказал бедствия, которые вскоре обрушились на Реджо, и призвал жителей к покаянию, но они отвергли его предостережения. Святой тогда предоставил их своей судьбе и укрылся в крепости Святой Христины, где христиане с верой приняли его предсказание и, явив подлинное покаяние, сумели отразить нападение варваров.

Когда прп.Илия вернулся в Салины, командующий византийским флотом Михаил попросил у него совета, как победить врагов. Святой посоветовал освятитъ его народ, как некогда сделал Моисей (см.: Исх.19:10), запретив солдатам предаваться нечестивым занятиям. Михаил последовал его совету и одержал такую блестящую победу, что император назначил его правителем Калабрии. Но этого было недостаточно, чтобы отразить растущую угрозу вторжения.

Преподобный, будучи уже пожилым человеком, остался в уединенной келье и принимал верующих. Он утешал их в печалях и призывал к терпению в испытаниях, которые Бог попускает: одним – для очищения от грехов, другим – для духовного совершенствования. Даже епископы приходили просить его совета, и слава о нем дошла до Льва VI Мудрого, который попросил его молиться за империю.

Прп.Илия в последний раз посоветовал покаяться обитателям Реджо и отправился в Амальфи. Там ему сообщили, что гор.Таормина взят военачальником Ибрагимом, пришедшим из Африки во главе многочисленного флота, и что после сожжения города он предал мечу большую часть его обитателей. Сарацины направились затем к Реджо и Консенции, имея намерение двигаться вперед вплоть до Константинополя. Тогда прп. Илия вооружился молитвой и постом, и Ибрагим, пораженный смертоносным гневом Божиим, умер от дизентерии.

Немного времени спустя император Лев VI, глубоко уважавший монахов, вызвал в Константинополь святого старца. Илия, несмотря на свои восемьдесят лет, отправился в путь. В Навпакте он предсказал, что огромный сарацинский флот, который готовился напасть на столицу, потерпит неудачу, но вместо этого захватит Фессалонику.

Заболев, святой с большими трудностями добрался до Фессалоники и, благоговейно посетив храм Святого Димитрия, предал душу Господу 17 августа 903 г. в деревне неподалеку от города. После погребальной церемонии, в которой принял участие сам правитель города, его тело в течение девяти месяцев пребывало в церкви Святого Георгия. Поскольку оно оставалось нетленным, император захотел перенести его в столицу. Однако, прочитав письмо, в котором святой просил отвезти останки в свой монастырь на Сицилии, подчинился последнему желанию преподобного и поручил эту миссию знатному калабрийцу, жившему в Константинополе. Драгоценные мощи были приняты благоговейно и с почестями монахами монастыря в Салинах, и от них происходили впоследствии многочисленные чудеса.

Память прпмч.Димитрия Самаринского658

Св.Димитрий родился в конце XVIII в. в эпирском гор. Самарине. Он принял постриг в местном монастыре Святой Параскевы. Воодушевленный пламенной ревностью не только к стяжанию монашеских добродетелей, но и к заботе о спасении других, он обходил фессалийские деревни, проповедуя Благую Весть. Димитрий призывал народ к терпению в скорбях, которым подвергалось местное население, особенно после неудачного восстания, приведшего к ужасным репрессиям.

Преподобный был арестован турками и приведен к Али-паше, грозному правителю Янины. Димитрий заявил, что его цель – укрепить народ в вере и побудить к подчинению властям. Тиран, ожидавший признания в заговоре, приказал подвергнуть святого пытке, чтобы тот выдал соучастников. Сначала ему загоняли под ногти заостренные бамбуковые палочки – святой переносил муку, призывая имя Господа и Пресвятой Богородицы. Паша, видя его стойкость, велел постепенно сжимать голову Димитрия цепью, повторяя вопросы о соучастниках. Наконец цепь порвалась, но святой не выказал ни малейших признаков страдания. Единственной его печалью было слышать, как палачи хулят имя Господне.

Отведенный затем в мрачный застенок, он вознес благодарение Христу, Который счел его достойным пострадать за Свое святое имя. На следующий день преподобного подвесили за ноги над очагом, где горело хвойное дерево, распространявшее едкий дым. Однако, опасаясь, как бы он не умер651до окончания мучений, палачи отвязали Димитрия и распростерли на земле с тяжелой доской на груди, которую они топтали ногами, чтобы переломать ему кости. Но святой, вознесенный пламенной верой над плотью и миром, оставался безучастным ко всем мучениям, чем привел палачей в замешательство.

Один турок из Кастории, который присутствовал при этом, заметил сверхъестественную стойкость святого и свет, который излучало его лицо. Тогда он отверг ислам и попросил о крещении. Когда об этом донесли Али-паше, новообращенный был тотчас подвергнут пытке и удостоился мученического венца.

Затем тиран отдал приказ казнить Димитрия самым жестоким образом. Преподобный был замурован так, что только одна голова осталась снаружи, и был оставлен до наступления смерти. Димитрий, постоянно сохраняя молитву на устах, претерпевал последнее мучение в течение десяти дней. Восемнадцатого августа 1808 г. он отошел ко Господу. Его тотчас стали почитать как святого, и много чудес произошло для тех, кто призывал его имя.

Память прпмч.Агапия659

Св.Агапий родился в XVIII в. наХалкидике, в Галатисте. Он был, наряду со св.Космой [24 авг.] и св.Евгением [5 авг.], одним из главных восстановителей греческой культуры в мрачные времена турецкого владычества. Агапий преподавал в Школе в Фессалонике и некоторое время исполнял обязанности ректора Афонской Академии. Затем он был арестован янычарами и 18 августа 1752 г. в Ферми, близ Фессалоники, претерпел мученическую кончину после ужасных истязаний.

* * *

654

Эта память содержится в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

655

Эта память содержится в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

656

Он неизвестен византийским Синаксарям, и его следует отличать от св.Илии Спилеота [11 сен.], которому он передал руководство своей общиной в Салинах. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

657

С начала VIII в. Сицилию и южную Италию постоянно беспокоили набеги сарацинских пиратов, приплывавших из Африки. В 831 г. они захватили Палермо и, понемногу продвигаясь, в 878 г. взяли Сиракузы. «Житие св. Илии» рассказывает о ситуации, царившей в тех краях накануне взятия Таормины (902), которая была последней византийской крепостью, сопротивлявшейся арабскому нашествию. См.также «Житие св. Саввы Сицилийского» [6 фев.].

658

О его мученичестве сообщает очевидец – французский консул в Янине Е. Pouqueville в своей книге «Histoire de la regeneration de la Grece depuis 1740 jusqua 1824 » (Paris, 1824). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

659

Его память в Греческой Церкви была установлена в 1998 г. В Месяцеслов Русской Православной данная память не включена.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle