иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память свщ. мч. Киприана, епископа Карфагенского874

Тасций Цецилий Киприан родился в Карфагене ок.210 г. Он происходил из богатой языческой семьи, получил блестящее образование и стал ритором. Таланты и добродетели принесли ему большую известность как среди язычников, так и среди христиан Карфагена875. Поэтому когда ок. 246 г. Киприан обратился в христианство и принял крещение от священника Цецилиана, это известие получило в городе большой резонанс.

Сам Киприан так описывает перемену, происшедшую в нем при обращении ко Христу: «Когда возрождающие воды омыли пятна прежней моей жизни и в очищенное и оправданное сердце пролился Небесный свет, когда, приняв Духа Небесного, соделался я по второму рождению новым человеком, – тогда чудным образом сомнения разрешились в уверенность; тайны начали открываться, мрак исчезать; то, что прежде казалось трудным, соделалось удобным, невозможное стало возможным. <...> Божие дело, говорю, Божие дело есть все то, что мы можем; о Нем живем, Его силой мы сильны»876.

Тогда Киприан раздал свое имущество бедным и удалился в уединение, чтобы предаваться молитве и размышлениям над Священным Писанием и творениями церковных писателей877. В 248–249 гг. по единогласной воле народа он был избран епископом Карфагена, несмотря на возражения некоторых священников, опасавшихся его неофитства.

После избрания св. Киприана император Деций начал жестокие гонения на христиан (250). Карфагенские язычники не простили «предательства» своему блестящему ритору и настоятельно требовали, чтобы Киприана отдали на растерзание львам. Но ему была уготована иная доля от Господа, Который желает, чтобы добро делалось в нужное время, и не принимает жертву тех, кто безрассудно отдается в руки преследователей. Итак, свт. Киприан бежал вместе с несколькими известными христианами и более года скрывался в окрестностях города, продолжая вести переписку с духовными чадами.

Во время гонений многие пытались избежать мучений и смерти, соглашаясь принести жертвы идолам или просто подписывая документ, удостоверявший, будто бы они уже совершили жертвоприношение. Когда гонения прекратились, эти отступники (по-латыни lapsi) стали просить, чтобы их снова приняли в лоно Церкви, и у пастырей возникло новое тяжелое затруднение. Просвещенный Святым Духом и наставленный на царский путь истины, который всегда пролегает между двумя крайностями, свт. Киприан отверг предложения некоторых снисходительных исповедников, требовавших немедленного примирения с отступниками, но и не лишил их вовсе надежды на спасение. Он решил, что на отступников должно быть наложено длительное и суровое покаяние, пожизненное для тех, кто принес жертвы идолам без принуждения, и соединить их с Церковью возможно только перед смертью через причастие Святых Таин. При этом он оговаривал, что в случае новых гонений эти люди будут приняты в лоно Церкви посредством причастия Святых Таин, дабы укрепиться для новой брани.

Такое решение вызвало недовольство желавших немедленного примирения, во главе которых стоял некий Фелициссим. Тогда вокруг него объединились священники, противодействовавшие возведению Киприана в епископский сан, и пошли на раскол, поставив епископом Карфагена Фортуната. Вначале во главе этой группы стоял Новат. Он отправился в Рим и там присоединился к экстремистской партии сторонников Новациана. Они боролись против папы Корнилия, которого поддерживал Киприан. Другие противники святителя, вообще отрицавшие возможность примирения с отступниками, объединились под руководством монтаниста Максима, который тоже был провозглашен епископом Карфагенским.

Этот раскол прекратила только страшная чума, опустошившая империю и Карфаген в 253–254 гг. Однако вскоре начались новые гонения на Церковь. Во время этих испытаний свт. Киприан явил глубину своих добродетелей и неисчерпаемую любовь к страждущему народу. Он организовывал помощь больным, утешал тех, кто потерял близких, и воодушевлял других хранить веру и надежду.

Когда водворился мир, свт.Киприан созвал в Карфагене три собора (255–256) для разрешения противоречий внутри Церкви, и в особенности для решения вопроса о том, как должно совершаться принятие еретиков – через крещение или через простое возложение рук, как это делали в Риме. Несмотря на давление папы Стефана, свт.Киприан настаивал на сохранении традиций Африканской и Восточных Церквей878: крестить еретиков, желавших вернуться в лоно Церкви. Однако, в отличие от римского епископа, он воздерживался от стремления внедрять эту меру в те Церкви, в которых были приняты другие обычаи. Несмотря на попытки св. Дионисия Александрийского [3 окт.] примирить две стороны, отношения между Римской и Африканской Церквами тогда были разорваны из-за непримиримой позиции папы Стефана. Только после смерти последнего они были восстановлены.

В 256 г., когда это разногласие еще не было преодолено, император Валериан начал новые преследования христиан. Свт.Киприан был арестован и сослан в Курубис, к юго-востоку от Карфагена (30 авг. 257 г.). Там он помогал заключенным христианам, содержавшимся на страшных Сигийских рудниках.

Через несколько месяцев свт. Киприан смог вернуться в Карфаген, но теперь он уже знал, что пришел его час кровью свидетельствовать о Христе. Во сне он получил откровение о своем предстоящем аресте. И действительно, через несколько дней он предстал перед новым проконсулом Галерием Максимом. Святитель не пытался оправдываться, и когда услышал, что осужден на смерть от меча, просто сказал: «Благодарю Бога!» Когда собравшиеся христиане услышали приговор, все как один воскликнули: «Пусть нас тоже обезглавят вместе с ним!» Паства сопровождала священномученика к месту казни.

Придя туда, св. Киприан спокойно снял плащ, преклонил колена и вознес молитву Господу. Затем он отдал епископское облачение сопровождавшим его диаконам и стал спокойно ожидать палача. Когда тот явился, св. Киприан приказал, чтобы ему отсчитали двадцать пять золотых за труды. Он сам завязал себе повязку на глазах и, с радостью ожидая отшествия в райские обители, принял смерть через усекновение главы 14 сентября 258 г.

Его литературное наследие, состоящее в основном из писем и кратких трактатов, является одним из важнейших памятников латинской святоотеческой традиции и важной частью учения Православной Церкви. Он многократно подчеркивал, что нет спасения вне Церкви, объединенной вокруг епископа – образа Самого Христа879, прибавляя: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец»880.

* * *

874

См.примечание к статье о сщмч. Киприане [2 окт.] о путанице между св. Киприаном Карфагенским и св. Киприаном, епископом Антиохийским и Никомидийским.

875

Близ современного гор.Туниса.

876

Письмо к Донату. 4 // PL 4, 201 АВ. Свгцмч. Киприан Карфагенский. Письмо к Донату // Отцы и учители Церкви. Т.2. М.,1996. С.347–355.

877

Особенно Тертуллиана ( ок. 220), которого он считал своим учителем, хотя и не уклонился вслед за ним в ересь монтанистов.

878

Этой же позиции придерживался, в частности, св. Фирмилиан Кесарийский [28 окт.].

879

Письмо 73, 21 // PL 3,1123В.

880

О единстве Церкви. 6 // PL 4, 503А. См.: Творения священномуче- ника Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle