иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память свщ. мч. Панкратия, епископа Тавроменийского114

Cв.Панкратий родился в Антиохии во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Его родители, слыша похвалы чудесам и учению Спасителя, отправились вместе с маленьким сыном в Иерусалим и там крестились.

После их кончины Панкратий отказался от всего, что связывало его с суетным миром, и удалился на берег Черного моря. Там он подвизался в пещере, дабы обращать взор только на самого себя и возводить его к Господу. Св.апостол Петр, придя в эти края для проповеди Евангелия, встретил молодого отшельника и убедил его последовать за ним в странствиях по морю.

Придя в Антиохию, Панкратий был рукоположен в епископа гор. Тавромения115 на Сицилии. Одновременно другой ученик апостола, Маркиан116, пришедший из Иерусалима, был поставлен в епископа Сиракуз. Взойдя на корабль, который плыл на Сицилию, св. Панкратий обратил в христианство всю команду вместе с капитаном Ликаонидом. Все они благополучно прибыли на остров.

В те времена жители Сицилии каждый год приносили человеческие жертвы богу Фалькону. Как только святой ступил на берег, бесы, обитавшие в идоле этого божества, разразились криками ужаса. Святой призвал Святую Троицу и поднял крест, который носил в своем посохе, – тотчас бесы подняли статую Фалькона и бросили ее в море.

Капитан Ликаонид поведал о чудесах, совершенных Христом через Его служителя, правителю города Вонифатию. Тот повелел привести к себе епископа. Однако Панкратий сказал, что правитель сам должен прийти к нему. При виде сияния, которое исходило от святого, Вонифатий пал лицом на землю и, вняв проповеди Панкратия, уверовал во Христа. Получив вместе со своими приближенными наставление в вере, он целую ночь убеждал епископа прийти благословить его дворец. Святого приняли с великими почестями, и он оставался там в течение сорока дней, получив от Вонифатия дозволение построить церковь в Тавромении, размеры которой он определил сам.

Церковь была возведена быстро. И во время ее освящения все присутствующие могли видеть грозный огонь, сошедший с небес и озаривший весь храм. И еще до того, как епископ закончил служить Божественную литургию, все идолы в городе рассыпались в прах. Языческие жрецы с криками прибежали во дворец и стали обвинять правителя в том, что он устраивает празднество в то время, когда город поразила такая напасть.

Вонифатий сумел их успокоить и попросил, чтобы самые ученые из них рассудили, по какой причине их боги обратились в прах. Быть может, другой Бог, более могущественный, явился, чтобы низложить их? После произнесения соответствующих магических заклинаний один из бесов по имени Лиссон ответил, что Триединый Бог лишил их могущества посредством Воплощения Сына Своего Единородного и что чужеземец, прибывший вместе с Ликаонидом, пришел проповедовать в Тавромений.

Язычников нисколько не тронуло это признание, и они решили принести самого правителя в искупительную жертву. Св.Панкратий, вняв убеждениям устрашенного Бонифация, провел всю ночь в церкви в молитве. Наутро, когда уже все было готово к жертвоприношению, появился Панкратий в облачении и с крестом в руке. Узы тотчас спали с Вонифатия, и все присутствующие язычники пали ниц, не перенеся сияния, исходившего от святого предстоятеля. Панкратий повелел идолу Лиссона низвергнуться в море и предал смерти огромного змея, питавшегося кровью жертв. Тогда все воскликнули: «Велик Бог Панкратия!» Большинство язычников приняли тогда крещение, а люди, населявшие склоны Этны, рассказали об исцелениях, совершенных святым.

Некая жрица, страдавшая проказой, получила освобождение от болезни по молитвам епископа. Не перестав богохульствовать, она снова была поражена той же болезнью, но в еще более тяжелой форме. Раскаявшись, она приняла святое крещение с именем Венедикта и была поставлена диаконисой. Новообращенная собственными руками разбила идолов, дабы раздать бедным золото, из которого они были сделаны.

Когда Вонифатий отправился в поход во главе большого войска, он попросил святого благословить его людей – многие солдаты приняли тогда крещение, видя славу, окружавшую Панкратия. Во время литургии, которую он служил перед войском, облако сошло с небес, покрыло епископа и исчезло во время возношения Святых Даров.

На время похода Вонифатий оставил управлять городом убежденного нечестивого язычника Элида. Этот идолопоклонник испытывал вожделение к одной из дев, посвященных Богу святым епископом. Обратившись к помощи некоего еретика-монтаниста117, он попытался приворожить ее, но заклятье оказалось бессильным. Тогда Элид приказал схватить дев. Те не испугались угроз язычников, и их обезглавили. Св.Панкратий похоронил их и построил церковь в их честь.

По возвращении в Таормину Вонифатий наказал Элида. Впоследствии он содействовал строительству церквей по всей Сицилии, а ученики Панкратия обратили в христианство многих жителей этой земли.

Когда калабрийский правитель Аквилин во главе огромной армии осадил Тавромений, Панкратий призывал народ возложить упование на Христа и даже отпустил домой тех людей, которые защищали валы. Затем он поднялся на возвышение и на четыре стороны осенил город крестом и двумя иконами. Враги, увидев как бы три воссиявших солнца, бежали, в безумии убивая друг друга. Некоторые, однако, сдались в плен, и святой, крестив их, отправил с миссией в Калабрию.

Через некоторое время Вонифатий вновь отправился в поход. Его наместник Артагар пригласил епископа на праздник. Святой, придя, поверг на землю выставленного там идола. Тогда язычники в бешенстве набросились на него, сбили с ног и избили так сильно, что он скончался. Затем они бросили его тело в ров, где христиане смогли отыскать его только после долгих поисков.

Вонифатий, возвратившись из похода, покарал виновных и повелел изготовить саркофаг, дабы положить в него тело святого предстоятеля. Однако св. Панкратий явился своему ученику и преемнику Евагрию и попросил похоронить его непосредственно в земле, ибо он всегда презирал золото. Во время погребения на его теле не было видно ни одной раны, от него исходило сияние славы и дивное благоухание. Впоследствии в честь св. Панкратия, апостольского ученика и покровителя города, была выстроена церковь118.

* * *

114

Он поминается также 9 февраля вместе со своим отцом св. Марсилием. Мы приводим здесь в более подробном изложении версию «Мученичества», которая в некоторых пунктах отличается от записи под 9 февраля.

115

Этот город (совр.Таормина) на северо-восточном берегу Сицилии, между Мессиной и Катанией, был основан в IV в. до Р.X. Затем он пришел в упадок, но долгое время существовал в качестве укрепленной епископской резиденции.

116

В записи под 9 февраля епископом Сиракуз является отец Панкратия Марсилий.

117

Монтан, претендовавший на пророческий дар, проповедывал во Фригии во II в., и учение его распространилось впоследствии по всей провинции в Азии и даже на Западе. Он особенно нападал на Церковь, отвергал брак и проповедовал строгий аскетизм; в нем были сильны эсхатологические настроения. Некоторые группы несколько смягчили это движение, внеся в него элементы язычества. В 721 г. император приказал силой обратить монтанистов. Они ответили массовыми самосожжениями. Секта просуществовала до IX в., и ее учение легло в основу других ересей, например мессалиан и павликиан.

118

«Житие св. Саввы Сицилийского» [6 фев.] приводит свидетельство о почитании тела св. Панкратия в Риме в конце X в. См.: BHG 1611.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle