Д.А. Эристов

Источник

Димитрий, святой, царевич

Димитрий, святой, страстотерпец, царевич, сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Марии Феодоровны из роду Нагих, родился 1584 г. По кончине Иоанна (1584 г.) вступил на престол старший брат Димитрия, Феодор, и носил только имя царя, ибо прямым правителем был шурин его, Борис Годунов. Но властолюбивый Борис сим не довольствовался: он захотел утвердить себя на престоле. Для достижения цели своей, он отдалил от двора всё, что могло вредить его намерениям; вскоре сам царевич, вдовствующая царица и родственники её, Нагие, отправлены были в город Углич; – там Годунов положил в мыслях своих погубить единственного наследника престола, юного Димитрия. Приступая к исполнению своих преступных замыслов, он хотел сперва объявить царевича незаконнорожденным, как сына шестой или седьмой Иоанновой супруги; запретил молиться о нем и поминать его имя на литургии. Между тем друзья Бориса распускали везде слухи о мнимой наклонности царевича к жестокости. В Москве говорили всенародно, что Димитрий, имея не более шести лет, есть уже совершенное подобие отца, любит кровь, с весельем смотрит на убиение животных и сам для забавы убивает их. Рассказывали и другую сказку, якобы царевич, играя однажды на льду с другими детьми, велел сделать из снега двадцать человеческих изображений, назвал оные именами первых бояр и начал саблею рубить: изображению Бориса Годунова отсек голову, иным руки и ноги, приговаривая: «Так вам будет в мое царствование!». – Борис, имея нужду в пособниках, открылся ближним и успел склонить их на свою сторону: один дворецкий, Григорий Васильевич Годунов, противился злым намерениям своего родственника, и был за то удален от Совета. Мамка царевича боярыня Василиса Волохова и сын её Осип, взялись отравить Димитрия. Но смертоносное зелье не вредило младенцу, по словам летописца, ни в яствии, ни в питии. – Нетерпеливый Борис решился употребить смелейших злодеев. Выбор пал на чиновников Владимира Загряжского и Никифора Чепчугова; но они с ужасом отвергли предложения о душегубстве. Тогда Борис прибегнул к любимцу своему и дядьке царскому Андрею Лупп-Клешнину, которого он возвел в окольничии. Клешнин сыскал Борису злодея надежного, дьяка Михаила Битяговского; этот изверг сам вызвался умертвить царевича при первом удобном случае, и был немедленно отправлен в Углич, чтобы править там земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы. Вместе с ним туда приехали сын его Данило и племянник, Никита Качалов. Убийцы, не видя возможности совершить злодеяние в тайне, дерзнули на явное, и совершили оное 15 мая, 1591 г. В сей день (в субботу), утром, боярыня Волохова позвала Димитрия гулять на двор: кормилица удерживала царевича, сама не зная для чего; но мамка силою вывела его из горницы в сени, к нижнему крыльцу, где уже были Осип Волохов, Данило Битяговский и Никита Качалов. – Первый, взяв Димитрия за руку, сказал: «Государь! У тебя новое ожерелье?». Царевич, подняв голову, отвечал: «нет, старое…». Тут злодей ударил его ножом. – Удар был неверен; сделав только рану в гортани нож выпал из рук Волохова. Он бежал; но Данило Битяговский и Качалов довершили злодеяние: они зарезали царевича и кинули его вниз с лестницы, в самое то мгновение, когда царица вышла из сеней на крыльцо.

«Через минуту весь город пришел в волнение. Понамарь соборной церкви, сам ли видев убийство, или извещенный о том слугами царицы, ударил в набат. Устрашенные злодеи вбежали в избу разрядную; а тайный вождь их Михаил Битяговский, бросился на колокольню, чтобы удержать звонаря: но не мог отбить запертой им двери и бесстрашно явился на месте злодеяния, стараясь уверить народ, что младенец умертвил сам себя ножом, в падучей болезни. «Душегубец!», – завопили толпы; камни посыпались на злодея. Он искал убежища во дворце, с одним из клевретов своих, Данилом Третьяковым: народ схватил, убил их; также и сына Михаилова и Никиту Качалова, выломив дверь разрядной избы. Третий убийца, Осип Волохов, ушел в дом Михаила Битяговскаго: его взяли, привели в церковь Спаса, где уже стоял гроб Димитриев, и там умертвили, в глазах царицы; умертвили еще слуг Михаиловых, трех мещан, уличенных или подозреваемых в согласии с убийцами, и женку юродивую, которая жила у Битяговскаго и часто ходила во дворец; но мамку оставили живую для важных показаний».

В 1606 г. июня 3, при царе Василии Шуйском и патриархе Гермогене, обретены мощи царевича Димитрия нетленными, и перенесены из Углича в Москву митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом (отцом царя Михаила); их поставили в Соборном храме Архистратига Михаила, где и поныне почивают. Церковь совершает память Димитрия мая 15 (в день кончины) и июня 3 (в день перенесения мощей)103.

* * *

103

Прол. и Чет. Мин. мая 15. Ист. Кар. X, 128–135.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle