блаж. Косма Веститор

Слово о святых Иоакиме и Анне, славных родителях Богородицы Марии

Источник

Благослови, отче!1

Вчерашнее торжество Рождества Богородицы прославляло нам благозвучными песнями праздник всемирной радости, а сегодняшний день приносит благодарение родителям Богородицы, произведшим на свет начаток спасения всех. Поэтому торжество дочери есть торжество родителей. Ибо как славою матери прославляется вместе и дитя, так и похвалою дитяти восхваляется вместе и мать. Итак, вчерашний день был чуден в очах наших (Псал. 117:23), а сегоднишний есть радостная память праведных с похвалами (Прит. 10:7).

В древния времена был праведный муж из колена Иудина; имя ему Иоаким. Это был муж? славный святостию и справедливостию; муж, замечательный благородством и богатством; муж, искренно благочестивый в принесении жертв; муж, во всем благоугодный Богу; муж желаний, происходящих от Святого Духа. Он был бездетен и сильно желал иметь дитя; но родил невесту Святого Духа. Он был счастливейший человек; ибо Бог услышал молитвы его так, что даровал ему Ту, которая более всех селений Иакова (Псал. 86:2), а лучше сказать дочь, по справедливости высшую всех небесных и земных созданий.

У него была благочестивая жена; имя ея Анна. И она была из царственного колена Иудина; ибо вела род свой от Давида. Это была женщина, воздерживающаяся от всякого зла; женщина, верно следовавшая мужу своему во всем, относящемся к богоугождению; женщина, постоянно участвовавшая в молитвах, пощениях и щедрых приношениям своего мужа в храме Божием; женщина, старавшаяся всегда быть подобною мужу своему по кротости душевной и по воздержанию телесному. Как творение Божие из ребра мужа, она сохранила кость мужа неповрежденною, т. е. сохранила любовь к нему, из любви к Богу, ненарушимою.

Анна жила не на пагубу мужа, как Ева, но явила себя помощницею ему как в совершении добрых дел, так и в молитвах, ежедневно изливаемых к Богу. Оба эти супруга с одинаковым усердием предавались молитве о даровании им дитяти, желали и ожидали его с такою же надеждою, с какою земледелец с женою своею, обработав поле и посеяв на нем семена, желает и ожидает получить чрез молитву обильный плод. Анна жила с мужем своим не как Ева с Адамом, но как [подруга] его в делах богоугодных, как сотрудница его в благодеяниях духовных, и, как совершенно добрая часть мужа, принесла ему превосходный плод брачного сожития. Именно: Ева чрез плод от древа причинила миру почаль, а жена Иоакима Анна чрез плод от чрева доставила Создателю радость.

Всем известно, что Богоотроковица Мария получила благовестие в Галилее языческой, в доме плотника Иосифа, данного Деве, во избежание козней диавола, в сожителя. Известно также, что Она родила Христа в Вифлееме; ибо город этот, как отечество ея матери, был, как показано будет ниже, и ея отечеством. Отечественный дом ея был в Иерусалиме близь овчей купели, называемой в просторечии прудом, в котором Христос и Бог наш изцелил больного, лежавшего в разслаблении тридцать восемь лет, повелев ему встать. Из этого дома имел выдти, в иносказательном смысле, пастырь словесных овец. Знаем также, что вода овчей купели прообразовала благодать крещения; ибо болезнь долговременного заблуждения, разслабившая души людей, как и болезнь членов, уврачевана чрез очищение от Духа посредством воды. Так и в образе Вифлеема созерцаем Того, кто есть духовный хлеб жизни. Здесь Христос явился Аврааму в виде ангела, – тот Христос, который в образе ангела же боролся с Иаковом. Ибо Он есть грядущий проповедать евангелие дальним и ближним, Он есть евангелие об оправдании, Он есть обнародование закона Бога и Отца чрез ангелов, Он есть ангел великого совета (Ис. 9:6), которому сказал Отец, совещаясь: «создадим человека по образу и по подобию нашему» (Быт. 1:26). Он есть и хлеб истинной жизни, предвозвещенный в названии «Вифлеем»; ибо Вифлеем значит «дом хлеба»; в шатре Авраама приготовлен, т. е. таинственно заквашен, испеченный в пепле хлеб, т. е. плоть Спасителя, рожденная от Девы и Богородицы Марии.

Поэтому прилично сказать: благословил Господь дом царя Давида ради правнука его и матери жизни Марии. Благословил Он дом праведных Иоакима и Анны ради освященной дочери их. Благословил Он дом Иосифа ради совершенно непорочной Приснодевы матери Христа и Богородицы Марии, отданной ему на правах обрученной.

Треблаженны поэтому родители Богоматери, которым обязан весь мир: и пророки, потому что чрез них оправдалась неложность предречений о вочеловечении Христа, и апостолы, потому что чрез дочь их (Иоакима и Анны) они сделались в новом поколении сынами света, и святые мученики, потому что они получили венцы, и преподобные и праведные, потому что они – наследники будущих благ, и грешники, потому что они снискивают милосердие предстательством Богородицы.

Воззовем к ним с благодарением и мы: «Радуйся, Иоаким, всечестный отец надежды нашей после Бога; да будет благодарение чреслам твоим! Радуйся, Анна, всечестная мать матери жизни нашей; да будет слава ложеснам твоим! Радуйся, отец, добрый сеятель и возделыватель обильного плода! Радуйся, великоплодная мать, корень нашего спасения! Радуйся, отец, израстивший из виноградника своего плодоносную кисть! Радуйся, мать, плодороднейшая пашня доброй земли! Радуйся, отец, насадитель одушевленного рая! Радуйся, мать, древо непорочной ветви! Радуйся, отец, раковина чистой жемчужины! Радуйся, мать, скала чистого смарагда! Радуйся, отец, жѝла источающего жизнь потока! Радуйся, мать, утоляющий жажду чадородия водонос!»

Уста наши наполняются похвалами отменной святости вашей. Но мы в состоянии будем восхвалить ваш, скрепленный Богом, союз тогда только, если будем ублажать вас словами Христа, внука вашего по плоти, и скажем: «радуйтесь и веселитесь; ибо награда» за плод чрева вашего «на небесах» (Матф. 5:12). Ибо вы, будучи праведны, были порицаемы за свое безчадие и выслушивали упреки от неправедных. Но чрез несколько времени вы возрадовались по случаю рождения младенца, и для похваления вас достаточно того, что вы родили Матерь Божию.

Несомненно, что праведным родителям Богородицы, как достойным, предопределено было войти в родство по плоти со Христом, и, как произшедшим от знатного рода, разумею царского и священнического, пользоваться почтением. Ибо Богородица вела свои род от обоих этих колен, издавна различным образом перемешавшихся.

Заметим наконец о родителях Богородицы следующее. Захария, отец Иоанна Крестителя, имел брата, священника же, по имени Аггея, скончавшегося прежде его. С дочерию этого Аггея сочетался браком Иосиф плотник и родил от нея четырех сыновей и двух дочерей; в числе их был Иаков, называемый братом Христовым, бывший первым епископом Иерусалимским. Имя жены Иосифа было Саломия, не повивальная бабка, но другая. По смерти ея Иосиф взял к себе, на правах обрученной, Марию Богородицу, которая по матерней линии вела свой род от священника Матфана, а этот происходил от Соломона, сына Давидова, как говорит евангелист Лука в родословии Иисуса Христа. Ибо этот Матфан имел от жены своей Марии трех дочерей, по имени Марию, Совию и Анну. Мария родила Саломию, повивальную бабку, Совия родила Елисавету, мать Иоанна крестителя, а Анна родила Богородицу Марию в Вифлееме, названную Мариею по имени тетки своей по матери и бабки, так что Елисавета была племянницею Анны и двоюродною сестрою Богородицы. То и другое подтверждает Евангелие, где говорится, для обозначения родословия Христа по плоти со стороны отца: «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфанов...» (Лк. 3:23), а со стороны матери: «вот и Елисавета, родственница твоя» (Лк. 1:36). Да будет за них слава снисхождению Божию ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Значит, настоящее сказание читывалось на востоке в церкви или в монастыре.


Источник: Сказания о святых христианских, чтимых православной кафолической церковью : (В рус. пер.). Т. 1-. - Казань : Унив. тип., 1866. / Т. 1. - 499 с. / Блаж. Косма Веститор. Слово о святых Иоакиме и Анне, славных родителях Богородицы Марии. 182-187 с.

Комментарии для сайта Cackle