С.В. Шумило

Святитель Мелетий Пигас и первые послания отца Иоанна Вишенского

На Святой Горе Афон, удалившись от суеты «мира сего», отец Иоанн Вишенский пытался постичь основы святоотеческой аскетики, опыт святогорского исихастского подвижничества и обрести молитвенное уединение и безмолвие. Однако окончательно изолироваться от «мира» и затеряться среди безвестных афонских отшельников-исихастов ему так и не удалось.

Приходившие из родного края известия об отступлении высшей иерархии от православия, подготовке и принятии Брестской унии с Римом заставили подвижника включиться в борьбу за чистоту православия. Именно с Афона, в ответ на поступавшие из Украины неоднократные обращения и просьбы, он начинает посылать свои знаменитые послания, которые дали мощный импульс украинской полемической литературе конца XVI – начала XVII веков.

Уже в 1596 году на Афон к старцу Иоанну пишет письмо местоблюститель Константинопольского патриаршего престола патриарх Александрийский Мелетий I Пигас (1549–1601). Тот факт, что к Иоанну Вишенскому обращается сам патриарх, свидетельствует о том, что старец был уже довольно известен и имел определенный духовный авторитет как среди святогорцев, так и на родине. В письме к Иоанну Вишенскому святитель Мелетий обращался такими словами:

«Пойми эту тайну чадо мое, и не оставайся в пустыне с целью жить только для себя одного, да и то, пожалуй, не вполне довольный. Не порицаю я пустыни, потому что и сам я ее сторонник, но, заботясь о спасении ближних, зову тебя в боевые ряды сынов Божиих. Братьям твоим, мучительные заботы которых общи с твоими, грозит в Польше опасность потерять святыни. Православные жители Польши остаются даже беспомощными пред людьми, мыслящими неправо. Нашего старанья мало; нужно и вам поусердствовать для Бога Вседержителя. Ведь и Илия-пустынножитель изобличил Ахава и избил жрецов Иезавелиных. Стало быть, мы знаем, что Илия, предтеча евангельской благодати, одновременно с пустынными занятиями не переставал провозглашать народам путь ко спасению и даже не колебался умереть за истину».108

Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола

Ответом на такое обращение патриарха и стали первые полемические послания старца Иоанна, которые должны были подготовить почву (и последователей) для его приезда в Украину.

Многие исследователи ошибочно считают, что Иоанн Вишенский не прислушался к пожеланиям патриарха, оставшись на Афоне. Однако такая трактовка в корне неверна. Необходимо

учитывать, что в монастырях и скитах Афона не разрешается самовольного отлучаться из обителей без благословения настоятеля и духовника. Не пройдя при монастыре необходимого срока монашеского искуса, послушания и отсечения собственной воли, отец Иоанн не мог на свое усмотрение удалиться со Святой Горы, даже если его об этом просил сам патриарх. Но он мог принести не меньше пользы для отечества, как раз оставаясь на Святой Горе, своей литературной деятельностью. И, как показала практика, именно это выбранное старцем направление оказалось наиболее духовно плодотворным.

Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола

До сих пор остается нерешенным вопрос, откуда патриарх Мелетий мог узнать об афонском отшельнике-скитнике из Украины? Некоторые исследователи предполагают, что, возможно, это могло быть из-за просьбы Львовского братства к патриарху. Не исключается также инициатива Острожского кружка и, в частности, уже упомянутого отца Киприана Острожанина, посещавшего патриарха Мелетия в 1597–1598 годах для согласования антиунийных действий и в тот же период совершившего поездку на Афон.109 Не отвергая обеих версий, все же, думается, правильнее искать ответ в самих произведениях Иоанна Вишенского. Так в «Краткословном ответе Феодула <...> Петру Скарге» старец уточняет, что «яко от Александрии, повелением святейшаго Мелетия патриарха александрийскаго, списанием Исаака иеродиякона, во Святую гору сию Скаржино счинение прислася и отвещати правду против лжи, без баснословия, риторского ухищрения, просто, евангельски, повелеся».110 Здесь же старец объясняет и причины, по которым обратился к нему патриарх: «занеже патриарха лядскако языка сам ведом не есть <...>, посла сего ко мне во Святую гору и повеле только лжу изъявити... Еднако мне повеленное, от архиерея Божия послушав, паче же естественною любовию...».111

Дарственная запись о. Исаакия (Борисковича) на дерманском «Октоихе» 1604 г.

Итак, как видно, Иоанн Вишенский состоял в переписке с патриархом Мелетием, причем, вероятно, получал от него письма не единожды. При этом Вишенский уточняет, что связь со святителем он поддерживал через некоего «Исаака иеродиякона», посещавшего его на Афоне. Нет сомнения, что речь в данном случае идет об Исаакие Святогорце (Борисковиче), будущем епископе Луцком и Острожском. Сам о себе он свидетельствовал следующее: «Ученик есмь приснопамятнаго небожчика святейшого Мелетия, патриарха Александрейского. Седм лет в послушании ему послужих, и диаконский степень от святою руку его вьсприях... И в Святей Горе пятнадесять лет сотворих».112

Таким образом, подробности о старце Иоанне патриарх Мелетий, скорее всего, впервые мог узнать от Исаакия Борисковича, поддерживавшего отношения с Острогом и князем Константином. Однако это не опровергает, а дополняет версию, что в отношении Иоанна Вишенского могли поступать просьбы и от Львовского братства, и от Острожского кружка, как и от самого князя Острожского.

Поскольку послания Иоанна Вишенского уже неоднократно и подробно исследованы многими учеными, в данной работе мы не будем на них детально останавливаться.

До наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии: «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих» (1588) и «Извещение краткое о латинских прелестях...» (1588–1589), а также «Новина, или Вѣсть о обретении тела Варлаама, архиепископа Охридскаго...». Остальные 13 написаны после унии 1596 года и посвящены, преимущественно, апологии православной веры и обличению епископата и духовенства, отступивших от православия.

Титульная страница острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598)

При жизни старца опубликовано было только одно послание – «От святое Аеонское горы скитствующих», вошедшее в изданный в Остроге в 1598 году сборник с посланииями князя Константина Острожского и патриарха Мелетия Пигаса. Остальные имели распространение лишь в рукописных вариантах.

В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 году обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потия «Оборона згоды...». Также перед поездкой в Украину по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римско-католического теолога-иезуита, придворного проповедника короля Сигизмунда III и ректора Виленской академии Петра Скарги (1536–1612).

Портрет Петра Скарги (1536–1612)

Среди прочих произведений старца наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...», «Порада», «О еретиках», «Загадка философам латинским...», «След к постижению и изучению художества...» (все – 1599–1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым Русином» (1608–1609), «Позорище мысленное» (1615–1616) и др.

Портрет, подпись и печать еп. Ипатия Потия (1541–1613)

Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599–1601 годов авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...».

Скорее всего, сборник этот был подготовлен и передан в Украину между 1600–1602 годами через отца Исаакия Борисковича, посетившего в это время Афон. По мнению И. П. Еремина, «Книжка...» была передана старцем Иоанном для публикации Львовскому братству.113 Однако в связи с имевшимися у святогорца разногласиями с братчиками она так и не увидела свет. Не исключено, что причиной отказа в издании было крайне оппозиционное отношение автора ко всему общественному строю Речи Посполитой. В частности, И. П. Еремин считал, что сочинения Иоанна Вишенского принадлежали к числу «pism uszczypliwych» (злоречивых сочинений), распространение которых в Речи Посполитой было запрещено и каралось законом.114

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

Это и не удивительно. Ведь в посланиях старца звучали неприемлемые для многих тогда заявления о равенстве пред Богом шляхты и простых людей, и даже призывы к неповиновению властям, преследующим православную веру. Обращаясь к знатным шляхтичам, старец восклицает: «чим ты лѣпший от хлопа».115 По мнению старца, подлинным шляхтичем является всякий, кто «з неволѣ мирское к Богу вырнет и совышше ся от Духа Святого породит».116 Кроме того, как антиправительственные и антигосударственные звучали и его призывы: «будѣте готови отлучитися от того погибелного антихристова и содомскаго рода... Где бо в поганѣх таковый плод нечистый, яко ж нынѣ в Лядской земли видится?». «На панов же ваших руского роду, на сыны человѣческия, не надѣйтеся! В них же нѣст спасения... Тѣмже да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. Будите убо готови на приятие Исуса, который нынѣ у вашей земли нѣмает где главу подклонити».117

Подобные призывы старца к буквальному исполнению заповедей Христовых действительно в Речи Посполитой могли расцениваться как «крамольные» и антигосударственные, в связи с чем издание и распространение их было весьма небезопасным.

 

* * *

108

Крымский А. Иоанн Вишенский, его жизнь и сочинения // Кримський А. Твори в 5 т. К.: Наукова думка, 1972. Т. 2. С. 402–403.

109

Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Указ. соч. С. 387–400.

110

Иван Вишенский. Сочинения. С. 130.

111

Там же. С. 130–131.

112

Кулиш П. А. Материалы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. 1. С. 133.

113

Еремин И. П. Иван Вишенский и его общественнолитературная деятельность // Иван Вишенский. Сочинения. С. 293.

114

Там же. С. 232–233, 293.

115

Иван Вишенский. Сочинения. С. 69.

116

Там же. С. 43.

117

Там же. С. 46.


Источник: К. : Издательский отдел УПЦ, 2016. –208 с., ил.

Комментарии для сайта Cackle