С. Девятова

Источник

Cхиигумения Акатовского монастыря Олимпиада (Иванова) (1871–1954)

Недалеко от древнего города Клина в Подмосковье, в окружении густого леса, на краю деревни Акатово до недавнего времени можно было видеть заброшенный пионерлагерь. Обычные кирпичные строения, обычный забор. Только выделялась старая башня, да вход обрамляла арка с изящными старинными узорами. Тихое, спокойное место в стороне от больших дорог.

И вот несколько лет назад здесь стали появляться священники, монахини, строители. Окрестные дачники с удивлением узнали, что здесь был до революции женский монастырь, Акатова Свято-Троицкая Александро-Невская пустынь – одно из сотен мест на земле России, где люди, собравшиеся во имя Христа, трудились и славили Бога, где день и ночь не умолкала смиренная молитва за наш народ, теплились лампады пред святыми иконами.

Возрождение обители с помощью московского Заиконоспасского монастыря пошло очень быстро, уже можно видеть сияющий куполами храм и преображение всей заброшенной территории. Сюда вернулась главная святыня монастыря, икона Божией Матери «Скоропослушница» (дар преподобного Аристоклия Афонского – великого московского старца начала XX века), игуменский посох последней настоятельницы схиигумении Олимпиады (Ивановой).

Троицкий Александро-Невский женский монастырь был преобразован из женской общины в 1889 году на средства купца Федора Осиповича Захарова. Официальной датой основания считается 1898 год, когда община получила статус монастыря и стала именоваться Троицким Александро – Невским Акатовским общежительным женским монастырём.  Число сестер небогатой обители быстро достигло семидесяти, были построены деревянный Свято-Троицкий храм, сестринский корпус, странноприимный дом, за оградой появилась школа с маленькой церковью. Вскоре был заложен каменный храм во имя святого Александра Невского, но до конца его так и не успели достроить. Ежедневно в два часа ночи читался акафист перед иконой «Скоропослушница». Матушки усердно трудились, все необходимое для жизни общины производили сами. Дружной семьей акатовских сестер на момент революции управляла схиигумения Олимпиада (Иванова). Перед революцией в Акатовском женском монастыре проживало около 200 монахинь.

Схиигумения Олимпиада (в миру Вера (Иванова)) родилась в 1871 году в семье московского купца, уже в юности пришла в эту скромную обитель и оказалась связанной с ней на всю жизнь. В детстве маленькая Вера была исцелена от тяжелой болезни, когда в дом ее родителей с Афонского подворья старец Аристоклий с другими монахами принес икону «Скоропослушница». Именно эта икона была прислана старцем Аристоклием в благословение новообразованной Акатовской обители в 1891 году. (Преподобный Аристоклий Афонский (1838 –1918))

Игумения мудро руководила сестрами, имела стихотворный дар (сохранилась ее автобиографическая поэма, стихи для детей и другие). Духовно окормляли матушку и других сестер монастыря братья-архиепископы Герман и Варлаам (Ряшенцевы) 2 , первый из которых был расстрелян в 1937 году и ныне прославлен как священномученик, а второй также после многих страданий скончался в тюрьме в 1942 году.

В 1925 году монастырь был закрыт, а на его месте была организована «Трудовая Акатовская сельскохозяйственная артель», которая состояла в основном из монахинь. В 1928  году артель была закрыта. (Следует отметить, что служба в монастырском храме Александра Невского продолжалась до 1933 года.)

Случалось, здесь скрывались преследуемые властью архиереи. Но вот умолкли колокола монастыря, он был разорен.  Многие сестры приняли мученическую смерть в годы безверия. Уже прославлены в лике преподобномучениц бывшие послушницы монастыря Анастасия (Бобкова) (1890–1938), Екатерина (Черкасова) (1892–1938) и Александра (Дьячкова) (1893–1938). В 1938 году их расстреляли на Бутовском полигоне под Москвой. Сестры святой обители готовят материал для прославления остальных мучениц за веру**.

Матушка Олимпиада отозвалась на закрытие монастыря скорбными строками:

Прощай, дорогая обитель,

Прощай, наша мать, навсегда,

Тебя мне уж больше не видеть,

В стенах не бывать у тебя.

Стоишь ты печально, угрюмо,

И звон колокольный затих.

Погасли лампады во храмах,

И свечи не теплятся в них.

В 1930 году подвижница была арестована, перенесла много страданий в тюрьмах и ссылке в Северном краю. После освобождения она, совсем больная, поселилась в тверской деревне Редкино, а затем в селе Новом.  По милости Божией  к старице Олимпиаде подвижнице вернулась чтимая в  обители  икона «Скоропослушница», и игуменья хранила ее.  Вокруг матушки Олимпиады объединилось несколько акатовских сестер. Она укрепляла их своими наставлениями, сама много трудилась, не уставала напоминать:

«Бог везде, а с Ним и радость, был бы Он в душе твоей,

Не оставит Он пришельца в чуждой дальней стороне».

Множество людей приходило к ней за советом и утешением. Особый крест она несла, ухаживая за душевнобольной монахиней Рафаилой из числа акатовских сестер. В последние годы жизни матушка почти не слышала и не видела, у нее отказывали ноги. Но она не переставала молиться и поддерживать своими письмами требующих утешения до самой своей кончины в 1954 году (Матушка Олимпиада похоронена в селе Свердлово Тверской области вблизи г. Конаково). Ее очень укрепляли письма владык Германа и Варлаама (Ряшенцевых). ( Письма братьев-епископов из ссылки к матушке Олимпиаде  напечатаны в «Вестнике русского студенческого христианского движения», Нью-Йорк – Париж, 1973 г., № 106–109 и  в книге «Письма владыки Германа» – Москва, ПСТБИ, 2004 год.  Мы приведем лишь несколько отрывков из писем.)

Письма архиепископа Варлаама (Ряшенцева) матушке Олимпиаде

«Воистину Воскресе!

Взаимно приветствую Вас и деток Ваших, и родных с наступившим Светлым Праздником и желаю Вам и Вашим присным душевного мира, здравия и радости... Сочувствую Вам в Ваших скорбях и искушениях от больной: знаю, трудно их терпеть. Но Вы за послушание терпите, и Господь Вам за это воздаст... Помоги Вам в этом Господь, и я буду о сем просить... Кроткое терпение чужих грехов, хотя и самое трудное дело, но зато и самое прибыльное и верное. Так что и Вы не считайте время, проведенное с Р. для себя пропащим: где терпение, там больше спасения; сравнительно спокойная жизнь, хотя бы и с добрым молитвенным настроением все-таки ниже беспокойной, с плохим молитвенным настроением... Вторник Пятидесятницы 18.VI-35».

«Приветствую Вас и М.Е. с праздником Св. Троицы и желаю Вам от Утешителя всякого духовного утешения. Письмо Ваше получил в свое время и читал его с отрадой, будто въяве беседуя с Вами, и так вспомнилось дорогое время в Акатове!

...Вы скорбите о своих немощах и неисправностях и добавляете, что они «несомненно погубят нас». От себя скажу: может и случиться, если не будем сокрушаться и каяться. Если же будет сокрушение (и смирение), то сказано: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», то есть не отринет, не осудит. Следовательно: надо бояться не погрешностей, а сердечной холодности, самодовольства, беспокаянного настроения. Дальше пишете: «Отчаяваться боюсь, но и исправления от себя не жду». Справедливо, а я к этому добавлю: «И не дождетесь, потому что от нас это и не может быть, а бывает от силы Божией с некоторыми избранниками, так что гордиться нечем даже и им, и чужим добром оправдаться не пристало». Поэтому и сказано: «Если исполните (не своей, а силой Божией) все написанное, то не гордитесь, а говорите: мы рабы неключимые». Мы все помешаны на самоцене, поэтому и при малой исправности в каком-либо отношении набиваем себе цену и незаметно делаемся фарисеями: хвалимся тем, что сотворила с нами благодать (не мы) по милости Божией, а не за наши заслуги. Поэтому в духовном отношении исправность больше нам может повредить, чем неисправность с покаянным чувством. Вы скажете: «При исправности можно каяться». А в чем каяться, раз видим себя исправным? Тут один шаг до прелести. Исправности истинной быть не может. Поэтому св. Отцы учат, что делами мы не оправдимся, хотя и обязаны их делать (силою Бож.), как птичка обязана петь, ибо она на то и создана, а мы ... «созданы на дела благая», такова наша природа, смешно, например, гордиться, что у нас две руки и две ноги: такова природа; и делать добро природное дело души. И если мы не творим, то тяжко грешим, нарушая природу и волю Божию. Вот и нужно каяться и сокрушаться, и за сокрушение Господь прощает грехи по Своей милости. Если бы даже жили и без греха, вполне исправные, то Господь спас бы нас опять за смирение и любовь к Нему беззаветную, как было и с Богоматерью, а не за исправность. Поэтому подвизаться можно, но не для оправдания своими подвигами и делами, а для стяжания большего смирения и покаяния. Поэтому, если кто постится и молится не для стяжания смирения, а для богоугождения и своего оправдания, то ошибается. Поэтому подвизайся для смирения и сокрушения, и если этого не получается, а прошибает гордость и осуждение других, то лучше оставь подвиги, живи помалу и кайся во смирении. Так немощей не бойтесь, а сокрушайтесь и, благодаря Бога, говорите: «Благо мне, яко смирил мя еси». Буду рад, если все поймете у меня. Непонятное переспросите...Ногам легче стало. Всего доброго. Прошу святых молитв. Храни всех Матерь Божия».

«Милость Божия буди с Вами! Дорогая матушка игумения! Взаимно приветствую и Вас и желаю Вам телесного и душевного укрепления и радости о Господе. Правда, немощей у нас бездна и добрых дел нет, и страшит ответ Праведному Судии, но все это пусть покрывает с нашей стороны смирение и сокрушение как жертва, приятная Богу, и всецелое упование на милость Божию, без всякой оглядки на свои правила, дела и подвиги, ... и они все у нас гнилы и оправдательной силы не имеют. Оправдывает нас всецело милость Божия и Любовь Его к нам. Спасение чрез веру, и сие не от нас, Божий дар. «Вера твоя спасе тя», – говорил Господь всем грешникам. Когда оглядываешься на дела и учитываешь их, то убавляется всецелое упование только на милость Божию, чем огорчится и Господь. Если оправдание за дела, то уже по праву, а не по милости (см. Римл. 4 гл.). Недаром и осужден за это фарисей; тут тонкое, но глубокое искажение духовной жизни и сыновнего отношения к Богу. Дела должны быть по силе у каждого, как проявление живой веры и покаяния, и только. За недостатком времени или места может иногда даже и совсем не быть внешних подвигов и дел, но оправдание последует, как было с разбойником, блудницей, мытарем.

Придавая известную ценность подвигам, Вы и ревнуете о них сверх меры и сил, отсюда мысли о сухоядении, недосыпании, отсюда переутомление головы, ног, полусонная молитва. Все это нуждается в исправлении и замене простым посильным режимом, без утомления головы и ног, с сокращением правил, с молитвой сидя и лежа, ― и св. Пр. Давид умилялся на ложе, ― с устремлением всего внимания на терпение, сокрушение, безгневие, сочувствие всем, неосуждение и духовную помощь ближним. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице В. Поста. Изнеможение есть признак неправильного поста, оно так же вредно, как и пресыщение... С утешением и я вспоминаю ваш хутор. Всем желаю здравствовать и спасаться о Господе. Благослови Вас Господь и храни Матерь Божия …»

«Поздравляю Вас со днем Ангела!

... Вы просите указать Вам, если есть что неправильное в Вашем настроении. Опять разъясняю Вам кое-что... Пишете: «Боюсь часто причащаться, не исправляюсь, грехи одни и те же». Хорошо, а белье и платье свое стираете часто, не сердитесь на их неисправность, на то, что всегда покрывается одной и той же пылью и грязью? Не наоборот ли? Также смотрите и на чистоту души: чем больше заботится о ней человек, тем лучше; чем чаще смывает грязь, тем приятнее Господу: не смущайтесь, что грязь одна и та же, лишь бы хуже не было, и то ладно. Безразлично, чем бы ни запорошилась чистота души; пришло время, и надо стирать, смывать нечистое покаянием. И Господу один кающийся грешник приятнее, чем десять самовольных праведников... «Упускаю правило, устаю …» Ну и что же? Ведь спасаемся мы не правилом, а смирением и вздохами к Богу вообще. Вы же, как будто придаете большое значение количеству поклонов и прочему читаемому. Нет, все это может оказаться медью звенящей: все дело в сокрушении сердечном. Вам полезно правило установить не количеством, а временем...        Господь больше с Вас не спросит, а за спешку никогда не похвалит. Ему нужно ваше сердце, а не учет поклонов, не механизм вычитывания. Иной, быть может, один канон или акафист будет читать целый час, но с плачем и отрываясь для сердечных воззваний к Богу, вот это настоящая молитва. Можно и Евангелие и Псалтырь читать опять без глав и разметок, а по силе и времени, заботясь о качестве, чтобы читать с самоуглублением, а не со спешкой. Ради дела послушания и заботы о ближних надо всегда сокращать время моления своего, так как послушание выше поста и молитвы, и не смущаться, а сознавать важность служения ближним. Количество поклонов и некоторая исправность в правиле необходимы для новоначальных, чтобы приучить их к молитве, а когда молитве навыкли уже до некоторой степени, то числом поклонов связывать свое чувство не следует, а лучше молиться свободно, сообразуясь лишь с количеством времени... «Побраните меня и укажите недостатки». Прежде всего Вас надо похвалить за откровенность и ревность о спасении. А побранить Вас надо за преувеличенную любовь к исправности, за вычитывание добрых дел и подвигов и за упование на них...»

«Дорогая матушка игумения! Весьма был рад получить от Вас весточку, читать родные строки было, как праздник. Слава Богу за утешение. Настроение Ваше душевное мне весьма понятно и во многом, пожалуй, сходно: и у меня немощей не сосчитать. Некогда поймаю себя на счете добрых дел и успехов, ― увы, бывает это как-то невольно, то укоряю себя за диавольский подвох и ложь сердца и стараюсь смириться всяко. А когда обратно видишь без счету свои немощи и придешь от них в безнадежие и уныние, то опять с укором себе скажешь: «Слава Богу, что не на что тебе уповать, нет своего доброго, не на чем успокоиться, все гнило и неладно, вот и уповай безраздельно на милость Божию, уповай сердечно со всем умилением, покаянием, смирением, как первый грешник и безответный». Чем полнее бывает такое сознание, тем мы ближе и милее Богу. Итак, не будем унывать в немощах, а, наоборот, через них приходить в еще большее смирение и преданность Богу. Всякий самоцен ― гниль на духовном цветке, сердечная ложь, слепота и гордыня. Жаль болящих, но, с другой стороны, уповаешь, что это им всем во благо великое, только укрепи и помоги Господь. Думается, пришло время, Господь призывает своих и очищает скорбями для перехода в небесную жизнь, для этого ведь и живем. Буди воля Божия и милость Его! Будем на это уповать и готовиться предстать Богу ежедневно, жить, как в Страстную неделю... Прошу св. м. Благослови Вас Господь и Матерь Божия».

Отрывки из писем священномученика Германа (Ряшенцева)

 «Простите, дорогая Матушка, что задержался ответом на Ваше утешительное письмо... Прошу Вас помолиться, чтобы ко благу и спасению моему послужило все бываемое со мною. Никак не могу спокойно и благодушно переносить частые перемены квартиры, раздражаюсь, унываю... Слава Богу, что подвиг Ваш окончился, и теперь начинается новая полоса жизни и возвращаются прежние болезни, чтобы через терпеливое несение их подготовить душу к вечному. Как отрадно слышать, что у Вас есть самое главное для утешения и Господь еще хранит и самое место, и тех, кто Ему служит... Да хранит Вас Господь». (1934 г.)

 «Взаимно молитвенно  приветствую Вас, дорогая Матушка, и живущих с Вами сестер с великими праздниками Христовыми. Его ясли да научат нас смирению, вертеп – не бояться бедности и убожества, пастухи – простоте и незлобию, волхвы – подчинять все свои дарования и все земные познания мудрости евангельской, звезда – ходить во свете просвещенной Его благодатью совести, ангелы – взаимному миру и славословию, Иосиф – праведности, а Дева Матерь непорочной чистоте и целомудрию, которые не только видят Бога, но и воспринимают Его в себе... Какая радость осветиться Его кротостью и беззлобием, просиять Его чистотою, стать носителем благоухания от Его святыни и любви... Узки врата к этому, тесен и тяжел путь; «многи скорби праведнику», но только чрез них, сострадая Ему и сраспинаясь с Ним, можно войти в нездешнюю радость Его мира... Благоволение Его, милость и мир да будут со всеми Вами». (3.I.1935 г.)

 «... В жизни истинного последователя нашего Небесного Учителя обязательно должны отобразиться в той или иной форме особо важные ее моменты, и никто не может прожить без своей Гефсимании или Голгофы... Вот для этого Вам и дана настоящая обстановка и теснота и постоянные посетители и неотвязный контролер Ваш, «пакостник плоти», и вынужденное общение с мирскими. Вы иногда в нетерпении говорите или спрашиваете Его: «За что же Ты послал на меня такой крест?» И сам крест, Вашими же устами отвечает: не за что, а на что он Вам послан – «чтобы показать мне мои недостатки, чтобы я поняла, что во мне кроется… Думала, что люблю Бога и ближних, а теперь вижу, что нет во мне этой любви, нет самоотречения, раздражаюсь...»  (13/26.XII.1935 г.)

 «Дорогая Матушка! Да послушайте все это! Это ведь не я, а Вы сами говорите! Это Вы сами разъясняете, сколько великих духовных благ Вы уже получили от этого своего настоящего, разумеется, не особенно и не для всех легкого креста. Поймите, родная, какая дана Вам большая радость от этого креста... Будем молиться, чтобы Господь исправил путь каждого из нас и примирил нас друг с другом ради торжества Его истины и любви. Мой привет и благословение всем сестрам и Вашим домашним. Христос с Вами».

«Взаимно молитвенно приветствую Вас  с светлыми праздниками. Да утешит и Вас Христос тем миром, какого не знает мир, и да успокоится Ваше сердце от всего, что мешает Вам с душевной теплотой больше пребывать в лучах Солнца правды, чем быть среди сумрака забот и тревог мимотекущей жизни. Передайте мой привет и благословение живущим с Вами сестрам». (15.XII.1936 г.)

Случилось так, что одна из инокинь Акатовского монастыря, Анна (Елисейкина), в тяжелые годы войны оказалась в Тамбовской деревне, куда эвакуировались ее родные. Как известно, в борьбе с религией в Тамбовской области власти особенно постарались – к началу войны здесь не было ни одного действующего храма. Но люди хранили веру, и бывало, что наперекор безбожному времени на пепелище зарождались живые ростки веры в юных сердцах. Такова история жизни архимандрита Филарета (Кудинова), дожившего до наших дней исповедника веры Христовой.

Он родился в 1926 году в тамбовской деревне Перевоз в крестьянской семье (хотя родители его были родом из Петербурга, но во время революции переселились сюда). По воспоминаниям односельчан, он вначале ничем не выделялся среди сверстников – был живым, веселым, любил петь, хорошо учился. Родители его были далеки от Церкви. Необъяснимым образом в душе мальчика прозвучал особый, настойчивый глас Божий. Он звал будущего пастыря к Себе. Не было вокруг храмов, но старушки собирались для молитвы то в одной, то в другой избе. И с ними стали замечать Бориса. Учителя стыдили его, но не доносили начальству. Кто-то, видя его духовную жажду, указал ему на инокиню Анну, приехавшую из Акатовского монастыря. От нее он много узнал о монашеской жизни, о ее духовной наставнице, к тому времени уже схиигумении, Олимпиаде. Мог ли он предположить, что через сорок лет в 1983 году по благословению глинского старца Андроника (Лукаша), своего духовного наставника, он будет сам постригать инокиню Анну в монашество с именем Ангелина? Сейчас, чувствуя недостаточность своих духовных знаний, мать Анна дала Борису для переписки адрес схиигумении Олимпиады.

Вскоре, в разгар войны, Борис был призван в армию, служил около города Люберцы под Москвой. Его зенитная батарея входила в состав московского фронта ПВО. Продолжал он служить и по окончании войны. Будущий монах не переставал и в эти годы молиться, а когда мог, посещал службы в храмах Москвы. Инокиня Анна с больным отцом переселилась в Москву, Борис бывал у них. Сейчас он вспоминает, что обычно они могли его угостить только куском хлеба и кружкой морса, то и другое получали по карточкам.

Продолжалась духовная переписка с игуменьей Акатовского монастыря, но встретиться им так никогда и не довелось. Опасаясь чужих глаз, они договорились называть в них друг друга «бабушка» и «внучек», инокиню Анну – «тетя Нюша», других монахинь – «родные». Из этого периода сохранилось только одно письмо матушки Олимпиады, оно первое из числа здесь опубликованных (многие письма утрачены).

Видимо, в годы войны определилось желание Бориса Кудинова послужить Богу, стать священником, может быть, монахом.  В его родных местах много он слышал о Глинской пустыни, она была драгоценным маяком для этого верующего солдата. Военное начальство стало относиться к нему с подозрением из-за того, что он отказался вступать в комсомол. К нему приставили провокатора, который, притворяясь верующим, ходил с ним в храмы, старался втянуть в опасные разговоры. Затем – придирки, замечания, поселение в помещении для лошадей, потом допрос с избиением, на котором он только и сказал после двух часов мучений: «Что вы меня бьете, как евреи Христа?» После кратких формальностей ему присудили десять лет северных лагерей. Нарьян-Мар, Печоры… Вместе с другими заключенными он работал на лесоповале, долбил мерзлую землю, строил дороги. В заключении, бывало, Борис очень унывал: вот, мечтал о монастыре, а попал в тюрьму. Схиигумения Олимпиада ободряла и утешала его в письмах, которые он до сих пор перечитывает. С его разрешения, мы публикуем сохранившиеся письма. Они полны твердой веры, исповеднического опыта, они предостерегали его от ошибок, от увлечения в сеть «лжесвятых» людей, которых он встретил в лагере. Многие письма написаны под диктовку помощницами, так как матушка уже почти не видела. Большинство писем не датированы, они относятся к 1946 –1954 годам. Заключают переписку два сообщения о кончине схиигумении Олимпиады. Письма приводятся с учетом требований современной орфографии.

По молитвам почившей, после заключения Борис приобрел на Тамбовской земле великую наставницу – монахиню Марию (Матвееву) (1904–1969), о которой подробнее можно прочитать в книге «Православные подвижницы ХХ столетия», (сост. С. Девятова – М.: Артос-Медиа, 2008.) Обеих своих духовных матерей архимандрит Филарет ныне почитает «святыми людьми», вспоминает с глубокой благодарностью. По благословению матушки Марии, он поступил в Духовную семинарию в Ленинграде, затем окончил Духовную академию. Осуществилась его мечта – он попал после этого в Глинскую пустынь, многие годы был келейником великого старца отца Андроника (Лукаша), после закрытия монастыря оказался с ним в Тбилиси. Именно о. Филарет (тогда иеромонах) находился по просьбе другого почитаемого старца, митрополита Зиновия (Мажуги) (в схиме Серафима (1896–1985)), рядом с ним в последние часы его земной жизни. Немало трудностей отец Филарет перенес и в годы после заключения. Многострадальная жизнь его продолжается и ныне в Грузии, которую он не покидает по завещанию старца Андроника, несмотря на тяжелые болезни и на сложнейшие отношения между нашими странами. У о. Филарета много духовных чад, он продолжает служить в русском храме, его очень уважает предстоятель Грузинской Церкви.

Одной из главных тем писем матушки Олимпиады к будущему отцу Филарету стала необходимость труда, соединенного с молитвой, в любых условиях жизни христианина. Это и завещание нам всем. Наверное, не случайно эти письма только сейчас стали доступны, прибыли в Москву из далекого Тбилиси – видимо, они нужны нам всем сегодня…

Письма схиигумении Олимпиады к Борису Кудинову (печатаются с небольшими сокращениями)

«Востину родися Христос! Дорогой внучек Боря!

Поздрaвляю тебя с Великим и спасительным праздником Рождества Христова и Новым Годом и Св. Богоявлением. Желаю тебе провести эти Св. дни праздников в радости духовной, в размышлениях божественных о милости и благости Божией к нам, грешным людям, ежеминутно оскорбляющим своего Спасителя  и Господа!

...Смотри, не уклонись от своего пути, не завлекись танцами да песнями. Знаешь, что сказал Спаситель? «Положивший руку свою на рало и зря вспять не управлен для Царства Небесного». Враг ловит тебя, а ты не понимаешь, не борешься.

А почему ты не молишься за маму свою? Обязательно молись, вот она и снится тебе, что без молитвы, бедная. Усопшие и питаются только молится церкви да просфорочками, если кто подает за них на проскомидии... Вот ты в какой тебе удобно церкви и попроси батюшку помолиться за маму и отпеть ее, если она не отпетая. Не жалей на это денег, чем четки покупать раньше времени. И умом молись за нее, утром и вечером поминай мысленно, да упокоит Господь ее душу.

Что замечаешь за собой плохого, того не делай, Бога не забывай, молитвы не оставляй, не празднословь, не бранись, не сердись, и поменьше болтай языком – за каждое слово праздное будем давать ответ.

Я тебя всегда помню и жалею тебя за простоту твою, от нее ты и страдаешь! Божие тебе благословение! Будь здоров, храни тебя Бог! Твоя бабушка старая».

«Милость Божия буди с тобою! Дорогой внучек Боренька!

Бабушка и все родные шлют тебе привет. Желаем здоровья, а главное мира и спасения душевного. Еще поздравляем тебя с праздниками Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня, да оградит тебя сила Честного и Животворящего Креста от всякого зла!

Вот, милый Боря, всегда хотя бы мысленно, но ограждай себя крестом и помни, что без Креста нет христианства, нет спасения. Всегда помни о страданиях Спасителя, что Он претерпел нас ради, особенно когда враг станет тебе внушать недовольство, ропот и лень, вспомни, что терпел Христос, не имея ни одного греха, а мы должны терпеть здесь за свои грехи, чтобы там, в жизни будущей, получить блаженство. Не забывай, что блаженны изгнанные правды ради, тех есть Царство Небесное! Если с Ним мы страдаем, с Ним и прославимся!

Вот ты какой счастливый! Потерпи же, родной, благодушно, трудись нелицемерно и не стыдись труда, все апостолы и Сам Господь трудились, живя на земле. Здесь ведь все временно – слава не стоит, богатство мимо течет, а родные и знакомые смертью отнимаются! А там, за гробом – вечность без конца! И как сладко будет отдыхать после здешних трудов в дому Отца Небесного! Какая слава ждет за здешнее бесчестье! Так вот, милый, не унывай и никого не вини за то, что вместо академии попал в лагерь. Значит, так надо, так тебе полезней. Ведь без воли Божией ничего не бывает, а Бог хочет нам только спасения душевного. Радуйся и веселися, яко награда твоя велика на небесах.

Бабушка все слабеет, но тебя не забывает. Пиши и ты, Борис. Тебе благословение.

 Любящая тебя бабушка».

 «Мир тебе и утешение от Утешителя Духа Святого, дорогой внучек Боренька!

Поздравляем тебя с праздником святой Троицы и желаем тебе получить все дары благодати Святого Духа.

Бабушка очень огорчилась на тебя, спрашиваешь, а не делаешь, что она тебе советует, а слушаешь и веришь каким-то сектантам. Они тебе все врут, сбивают с прямого пути, а ты слушаешь их во вред себе. Ни один боговдохновенный старец не будет рассказывать никому, если и будет ему какое видение, не будет хвалиться этим и на вред никого не научит. А кто говорит сам о себе – «святой» – это все лжехристы и лжепророки, выдающие себя за святых старцев. Ты ведь читал в Евангелии, что Сам Господь предупреждал учеников Своих, что будут такие люди, и не велел верить им.

Священномученик епископ Климент был осужден за веру в Бога на 26 лет в тюрьму, на работу в каменоломне. Там доставали мрамор для театров и дворцов, и он пошел, куда назначили, и работал на язычников 26 лет, не думая, что работает на антихриста, хотя Иоанн Богослов писал, «что он в мире есть уже»... Ни один святой не жил праздно, не отказывался от работы, все апостолы трудились. Даже Сам Господь помогал Иосифу в трудах, и никого не учил жить праздно. Адаму и Еве и то дана была заповедь и в раю «делать и хранить», а по изгнании из рая ясно сказал Адаму Господь «в поте лица твоего снеси хлеб твой». А твой «старец», не работая, чем питается? Чем думаешь питаться и ты, сидя, сложа руки? Ведь со скуки помрешь!

Праздность – мать пороков, все в голову полезет от праздности и лени, а вот что говорят истинные старцы в Патерике: «Трудись с молитвою под игом смирения, не стыдись и не бегай труда, трудись со смирением, и получишь прощение грехов, трудись неленностно и приобретешь всякие добродетели, за труд ты получишь уважение и любовь ближних». Кажется, много тебе показали примеров, иди за кем хочешь. Не верь такому вранью, что первый набор не работал, работали все, кто за Бога страдал, и умирали, но не отказывались. А в праздники если и не работали, то в будни эти часы выполняли, и потому им разрешали не работать.

Вот тебе внушают не работать на антихриста: а разве кто работает на него? Работаете вы на добрых людей, для их удобства в жизни. А вот стыдиться креститься перед едой и после, не молиться утром и вечером, бояться кого-то соблазнить, если оградишь себя крестным знаменьем, вот это и есть настоящая работа на антихриста! Разве ты забыл, что сказал Спаситель? «Аще кто постыдится Меня и слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, постыжусь и Я того пред Ангелы Божии». Где же любовь к Богу? Где же исповедничество? Вот как враг смеется над тобой, а ты не понимаешь!

За лень, за дерзость воображаешь себя мучеником, а стыдишься оградить себя крестом. Значит, стыдишься своего христианства – это не считаешь за грех?

Мы все скорбим о тебе, о твоем заблуждении. Не слушай ничьих разговоров, поучений, не верь самозванным святым и их видениям, все люди ложь! Не добра они тебе желают, а зла, и временного, и вечного, с чем придешь в будущее? С пустыми руками? Нет, милый, пока есть время, трудись, молись, по возможности постись терпеливо, усердно, и будешь выше и Богу приятнее, чем если бы и всю мудрость изучил бы века сего.

Теперь с тобой всегда Господь, вот и беседуй с Ним в клети сердца своего, и скучать не будешь, а то в сердце пустота, на устах празднословие – поневоле заскучаешь! Царствие Божие нудится, и ленивые его не получат – это и помни!

... Вспоминай, за что обещаны блаженства, и утешайся этим. Здесь все не вечно, все преходящее, стоит ли о чем жалеть? «Вечор водворится плач, а заутра радость». Так и ты жди и с терпением неси крест свой. После Голгофы было Воскресение, так и у каждого бывает своя Голгофа, будет и Воскресение!

... Божие тебе благословение. Будь здоров и весел, помни Бога, как Он тебя любит, и возвеселишься! Прости, милый, любящая тебя бабушка».

«...Хлеб да вода – мудрых еда», говорит пословица, не обессилишь и ты постом без мяса, вспомни трех отроков, как пост украсил их. Вспоминай прочитанное и поменьше болтай языком, помни, что все слова наши пишутся, и за каждое лишнее слово дадим ответ. Бойся говорить ложь, ибо всякая ложь от диавола, старайся занять ум свой молитвой Иисусовой, и будешь всегда весел и покоен духом со сладчайшим Иисусом!

Вот чего тебе желает бабушка, слушай, пока она жива, плоха-то она очень, все хуже и хуже здоровье, а о тебе все беспокоится. Пока жива, пиши чаще, посылаем конверт.

Ну, прости нас, Божие тебе благословение от М. Б. «Скоропослушницы» и от бабушки. Будь умник, слушайся св. Василия Великого, молись ему, он тебе поможет. Храни веру православную, бойся прогневать Бога, слушая сектантов, они заблудились от гордости, а Бог гордым противится, смиренным же дает благодать.

Будь здоров, храни тебя Бог. Как получишь это письмо, напиши, ждем. Любящая бабушка».

«Из сочинений Василия Великого, святого архиепископа Кесарии Каппадокийской

О труде

«Надобно ли заниматься трудом? Надобно. Господь наш Иисус Христос говорит, что не всякий во всяком случае и просто достоин пищи, но делатель. И апостол повелевает трудиться и работать, как он сам трудился, делая палатки, занимался ревностно, чтобы не есть задаром хлеб, ибо цель благочестия труд, по побуждению и подвижничеству, к большим трудам, к терпению, в скорбях, чтобы и нам можно было сказать: «в труде и подвиге, во бдении многая, во алчбе и жажде».

Некоторые уклоняются от дела под предлогом молитв и псалмопения, но должно знать, что хотя для прочего всему есть свое время, «время всякой вещи», однако же для молитв и псалмопения, как и для многого другого, пригодно всякое время. Руками можно работать, а языком или умом в сердце во псалмах и пении упражняться. Воспевай Бога, и между делом совершай молитву, благодаря Того, Кто дал силу рук на дело и мудрость ума на приобретение знания, Кто дал вещество, из которого сделан инструменты…, так моля направить дела рук наших к цели благоугождения Богу. Таким образом, достигнем душевной собранности, когда по сказанному при всяком действии будем просить у Бога успеха в делании, воздавать благодарение даровавшему деятельную силу и соблюдать цель благоугождения Ему. Про это-то апостол и сказал: «делающе руками, непрестанно молитеся».

Вот, милый внучек Боря! Ты все не слушаешь свою бабушку, больше доверяешь сектанту, так вот тебе выписали из творений свят. Василия Великого, что каждый человек обязан трудиться, так же как и молиться. Видишь, труд не мешает молитве? Трудись со смирением и молитвой, и достигнешь Царства Небесного, а там отдохнешь от всех трудов, скорбей и болезней, а не будешь трудиться…»

«Милость Божия буди с тобой, милый внучек. Бабушка шлет тебе привет и Божие благословение, благодарит тебя за память... Не беспокойся, если долго нет ответа, бабушка все слабеет, не только писать, но и диктовать не всегда бывает в силах, но тебя не забывает никогда, да и все родные тебя помнят и молятся за тебя. Не скучай, а с радостью неси крест свой, не только 10, но если бы и 100 лет был бы в заключении, то все же срок кончится, а вот там-то, в будущей жизни, помилуй Бог попасть в адское заключение, где не будет конца! Ты счастливец, избранник Божий. Тебя Господь ведет прямо в Царство Небесное – если будешь безропотно и с терпением отбывать свой срок, работать добросовестно, не ленясь, все делать, что заставят.

Ты вот скорбишь об училище. А святые скрывали свое образование и как неученые сами искали себе самых черных работ, как самые простые чернорабочие, отказывались по смирению от ученых должностей.

Св. Климент Александрийский 26 лет был в заключении в темнице и не унывал, а радовался! Св. Феодор Студит 14 раз был в ссылке и тоже не унывал, а только укреплялся в вере и любви к Богу! В одном старинном журнале был такой стих:

Не преступники, не воры

Мы собрались на Печору.

Совесть каждого чиста.

Мы гражданские законы

Не нарушили ни в чем.

Но закон духовный, Божий

Нарушали каждый день.

Правда Божия терпела,

Покаянья ждал Господь.

Совесть наша все черствела,

Спали мы греховным сном.

Вот пришло и пробужденье,

Каждый вспомнил, кто он есть

И несет с благодареньем

Возложенный Богом крест!!!

(По мнению о. Филарета, это стихи самой м. Олимпиады – сост.)

Вот видишь, мой милый, и эти благодарят Господа, тоже не унывают, ведь без воли Божьей с нами ничего случиться не может. И никогда Бог своих, верующих в Него, не оставит – это помни всегда!

Ты спрашиваешь о Почаевском, но мы ничего не знаем о нем, да и ни о ком ничего не знаем, кроме своих болезней, немощей да грехов. Нас теперь интересует не как жить, а как будем помирать, куда пойдет душа? И с чем предстанем пред Господом? Вот о чем теперь забота бабушки и всех нас, состарившихся.

Ну, пока прощай, будь здоров и весел духом, потому что мзда твоя многа на небесах!

Утешай себя этим в минуты уныния и гони его прочь, как смертный грех, молитву умную не оставляй и не забывай, что Господь везде, на всяком месте Владычество Его! Всегда, во всякой нужде прибегай к Отцу своему Небесному, и Он тебе поможет.

... Поручаем тебя Господу и МБ, молись и ей чаще, читай «Богородицу». Храни тебя Бог и ангел-хранитель. Пиши чаще, будем отвечать. Любящая тебя бабушка и все родные...»

«Христос Воскресе! Дорогой внучек Боря!

...Поздравляем с текущим Светлым праздником В.Х. и желаем тебе духовно радоваться и веселиться, «яко Воскресе Христос, яко Всесилен!» Придет пора, и мы воскреснем! Пойдем во сретение Его! Да!

Мой милый, как и не радоваться нам, когда говорит апостол: «Если с Ним страждем, с Ним и прославимся». «Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа?» Все разорил Господь воскресением Своим, не страшны стали и убивающие тело, душу же не могущие убити, ибо она в свое время воскреснет и будет жить вечно на небесах!

...Бог тебя любит, трудись со смирением. Ты еще скорбишь о своей литературе? Жаль, конечно, что не сумел сберечь! Но если ты будешь иметь всегда, во всякое время в уме и сердце молитву Иисусову, то она тебе заменит всякую литературу, просветит твой ум и очистит сердце, и будешь всегда весел и радостен!

Ну, помоги тебе, Боже, нести крест до конца!

Желаю тебе здоровья, сил, крепости телесной и душеной.

Будь мужествен и терпелив, и не увидишь, как пройдут года. надо что-нибудь приобрести для вечности, чтобы жизнь не пропала даром!

...Бабушка все плошает, еще слабей стала, но о тебе заботится и помнит. Будь здоров, храни тебя Бог... Твоя бабушка».

«Милость Божия буди с тобой.  Дорогой внучек Боренька!

... Долго тебе не писали потому, что бабушка была чуть жива, думали, умрет, но пока ей стало получше, слава Богу, и она первым долгом велела тебе написать и поблагодарить за открытку. Так хорошо нарисовано – цветы как живые... Не зарывай свой талант в землю, а упражняйся, когда возможно, чтобы время не проводить в чем-нибудь вредном для души. Бойся праздности – это грех, а труда не бойся, и Господь, когда жил на земле, трудился. Любящая тебя бабушка и все родные».

8.  «Христос воскресе! Дорогой внучек!

Взаимно приветствую и поздравляю в Великим и всерадостным праздником Св. Пасхи и желаю полной духовной радости, душевного спасения, крепости телесной и душевной, Богом хранимым дождаться дня Св. Троицы и получить все дары благодати Св. Духа».

«Мир и благоволение Божие да будет с тобой. Дорогой внучек Боря!

Бабушка и все родные поздравляем тебя с Великим и спасительным праздником Р.Х. и Новым годом, желаем тебе здоровья телесного и спасения душевного, радости духовной и мира душевного. Бодро неси до конца крест свой и спасешься. «Претерпевый до конца спасен будет». – Помни это!

... Как скоро прошел этот год! Не увидишь, как и новый пройдет, так и срок твой скоро кончится, и не заметишь! Не унывай же, будь бодр и радостен духом, небо получишь в награду! Бабушка твоя все дряхлеет, ноги не ходят, уши не слышат, глаза плохо видят. Все слабеет, но память не теряет и тебя помнит, молится за тебя, молись и ты, не забывай Бога и тоски не будет, а радость. Божие тебе благословенье, будь здоров, да хранит тебя Бог и Матерь Божия. Пиши. Любящая тебя твоя бабушка».

 «Христос воскресе! Дорогой внучек Боря!

Еще раз тебя поздравляю с Великим и радостным праздником Светлого Победоносного Воскресения из мертвых Жизнодавца! «Днесь всякая тварь да веселится – земля же и небо да радуются!» «Христос бо воста, веселье вечное!» Придет пора, и мы воскреснем, пойдем во сретенье Его, для жизни вечной, бесконечной, где МИР и РАДОСТЬ без конца.

Да, милый Боря, счастливы мы все, верующие в Истинного Бога и Сына Его Иисуса Христа! Мы не погибнем, как прах, но в обновленном теле жить будем вечно! Его же Царствию не будет конца! Так вот, милый, стоит ли нам скорбеть и унывать? Жизнь эта невечна, и горькое, и сладкое, и высокое, и низкое – все пройдет, а Он пребывает вовеки! А с Ним и все верующие в Него! Так и ты радуйся и веселися, яко мзда твоя многа на небесах!

... Божие тебе благословение, привет от всех родных... Бабушке немножко стало получше, но все еще лежит, не встает. О тебе все помним, не беспокойся. Будь здоров и весел, за все благодари Господа. Он все делает нам на пользу. Храни тебя Бог, пиши, не забывай Бога и любящих тебя. Еще раз просим тебя: не унывай, а старайся работай с молитвой в уме, и тем спасешься. Бог будет с тобой!» (1951 г.)

«Милость Божия буди с тобой! Дорогой внучек Боря!

... Заповеди все равны, надо исполнять их все, но есть одна самая большая заповедь, это: «любить Бога и людей». И Господь назвал ее первою и большею, и апостол Иоанн Богослов говорит о ней. Прочитай за весь год жития святых, и ты нигде не найдешь, чтобы они когда отказывались от работ, но ведь многие из святых были продаваемы в рабство язычникам. Представь, если бы ты был на свободе и у Вас было бы какое дело – разве ты не стал бы им заниматься? Ты, как и все, пошел бы на работу, а теперь ты, как пленный, должен нести крест рабства. Ты подневольно нарушаешь заповеди, и ты не будешь отвечать за это, и Ангел запишет каждый твой шаг, каждую слезу и вздох, только трудись с молитвой в сердце и уме. Праздник не в безделии заключается, а в молитве, богомыслии, добрых делах.

Вот придет Пасха, три дня ты можешь попраздновать, а после Благовещения иди на работу, в Троицын день и в Духов можешь почтить праздник. А в остальные дни работать старайся неленостно, а по совести, еще не на Антихриста работаешь, а на таких же людей, как и сам. За хорошую работу тебе могут и срок сбавить, а за отказ и лень могут под суд отдать и новый срок дать, а по силам ли тебе это будет? Может напасть уныние, тоска и злоба, и нагрешишь еще больше, а когда пошлет Бог, надо нести с терпением безропотно, вот и будет во спасение души. Всегда помни, что Господь с тобою, будь и ты с Ним, не Он оставляет нас, а мы Его, вместо молитвы беседуем с помыслами.

Ты называешь себя великим грешником? Так вот и неси за грехи наказание здесь, чтобы получить милость там. Ангел-хранитель записывает твой каждый шаг, когда трудишься, и за все получишь воздаяние по мере трудов твоих и смирения.

Вот, милый внучек, бабушка тебе желает только спасения души, хочешь – слушай ее, хочешь – нет. Сщмч. Климент епископ не считал грехом труд в каменоломне, а когда язычники стали принуждать его к отречению от Христа, тогда он отказался принести жертву идолам и был ими утоплен в море, но Господь сохранил его мощи невредимо. Вот только от чего мы должны отказываться, когда дело касается веры, а не трудов.

...Все родные велят тебе работать, а не бастовать, а то и жалеть тебя не будут. Говори поменьше, не слушай всех и каждого, кто что скажет, молись больше умом, вот и не захочешь болтать с другими. Божие тебе благословение на труд и работу. Любящая тебя бабушка».

«... Господь Своими страданиями и Крестом отверз нам грешным двери Царствия Небесного, Своим Воскресением Он и нас воскресил в жизнь вечную. И за здешние временные скорби получим жизнь вечную и радость бесконечную. Ты вот все унываешь да голову ломаешь, как попал в заключение с преступниками? Опять говорю тебе: по Воле Божией! Ты знаешь, что ждет тебя за это в будущем. Вот послушай, что получишь за безропотное терпение всего:

За бесчестье – венцы.

За узы темничные – рай.

За осуждение со злодеями –

Житие с ангелами!

А вместо ран, бывающих на теле – светлое одеяние в Воскресение! Это ли не радость?! Есть за что и страдать. Так вот, милый внучек, и не омрачай светлость праздника своим унынием, а всегда радуйся и за все благодари Господа, так тебя возлюбившего, что не только сподобил тебя в Него веровать, но и страдать за Него! А если мы с Господом страдаем, то и прославимся с Ним в свое время!»

 «Милость Божия буди с тобой. Дорогой внучек Боренька!

... Все мы тебя помним и не знаем, чем бы тебя утешить? Зачем унывать, скорбеть? Что не пришлось учиться там, где хотелось? Ведь Господь знает, что для тебя полезней, в такую академию и привел тебя. Настоящая твоя наука даст тебе не временное только благо и удовлетворение, а вечное, непреходящее… Ты только не хочешь взойти внутрь себя, углубиться в клеть свою, а там бы нашел бы все!

Там Бог, там Ангелы, там все Святые, там горний Иерусалим, там и Почаев, и Киев. Там все Святое, ибо сказано: «Царство Небесное внутрь вас есть!» Так вот, милый Боренька, все внешние скорби, досады, неприятности ведут нас на небо, где и житие наше. И путь туда узкий, не по розам, а по терновнику надо идти туда, а мы, грешные, заблуждаемся, хотим в Царство Небесное идти со всякими удобствами, чтоб здесь не потерять, да и там не упустить. Нет, мой милый, не бывает так! А надо отвергнуть свои желания, а покориться воле Божией, безропотно взять крест свой и идти за Христом с полной верой и любовью, как дитя за матерью, с доверием, не мудрствуя лукаво. Не учи Бога, как бы и чем лучше спасти тебя, смертный не может уразуметь путей Господних, а должен всецело предать себя воле Божией. И Бог будет Сам заботиться о тебе, и утешать, и помогать в трудах твоих, только трудись с молитвой в уме…Божие тебе благословение. Да хранит тебя Бог... Любящая тебя бабушка».

 «Мир тебе и спасение!Дорогой внучек Боренька!

Поздравляем тебя с прошедшим праздником Рождества Христова. Желаем здоровья телесного и спасения душевного.

За память и поздравления спасибо. Не писали долго потому, что бабушка очень больна, ждали смерти. У нее воспаление легких в сильной форме. Все молились, теперь, слава Богу, получше, может и поживет еще. Хотя годы больше восьмидесяти, но нам ее жаль. Она о тебе всегда помнит и скорбит, что не может сама написать.

Ты не бойся работать в воскресенье, не ты будешь отвечать за это, ты не по своей воле живешь. Трудись, с молитвой как в церкви побываешь. Гораздо грешнее проводить праздники в играх, в пьянстве, в пустом времяпровождении, шататься по базарам, играть в карты или еще во что, это почему-то не считают грехом и думают – «празднуют».

Нет милый, ты бойся праздности, ничегонеделанья, лень – матерь всех пороков. Кажется, ясно и много тебе пишем, в чем заключается праздник? Старайся больше молчать, не ругайся, не ссорься, не осуждай, не оскорбляй никого, себя считай хуже всех, и Господь тебя оправдает.

Помни Бога, крепко верь, надейся и жди милости Божией, не ропщи ни на что. Вот что бабушка тебе написать велела. Божие тебе благословение, будь здоров. Храни тебя Бог... Любящая тебя бабушка...»

 «Милость Божия буди с тобой! Дорогой родной внучек Боренька!

Бабушка и все родные шлют тебе молитвенный привет и Божие благословение от Матери Божией «Скоропослушницы». Поздравляем тебя, дорогой, со днем твоего Ангела и желаем тебе провести сей день, да и все дни твоей жизни, в духовной радости, в добром здоровье, в бодрости духа и благополучии, а главное, тебе желаем благодушного терпения. Не забывай, что «претерпевый до конца спасется», а цель всей нашей жизни – это спасение душевное!

Ты не умеешь жить? Так учись! И ни у кого-нибудь, а у Самого Господа, нашего Учителя и подвигоположника! Он ведь Сам сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Вот видишь, милый, у кого надо учиться? и на кого надо чаще посматривать душевными очами? Ведь Сам Спаситель, Учитель-то наш! А «иго Его благо, и бремя Его легко есть!» Если будешь помнить Бога и Его учение, то и не захочешь празднословить, рассеянничать, злиться, осуждать, или насмехаться над кем, а будешь себя помнить, свои недостатки, в молчании со смирением трудиться, и получишь прощение грехов.

Гони лень, ты молод, и надо трудиться добросовестно, а Господь Сам оценит твои труды, и ничего не пропадет за Ним! Радуйся и веселися, яко мзда твоя многа на небесах!

Бабушка хотя и очень плоха, но еще дышит, и о тебе заботится и беспокоится... Ну, прости, милый, храни тебя Бог. Будь здоров и весел, надейся на Господа. Любящая тебя бабушка».

 «Христос воскресе! Дорогой внучек Боренька!

Бабушка и родные поздравляют тебя с Великим радостным праздником Светлого Христова Воскресения и все желают тебе в светлой духовной радости и здоровье провести светлую седмицу Пасхи и всю Пятидесятницу, духом возносясь в Горний Вышний Иерусалим, забывая все повседневные мелочи суеты скоропреходящей жизни.

Быстро идет время, вот и пост прошел, наступает Пасха. Весна – царица времен. Все оживает, является новая жизнь в природе после холодной зимней спячки. Все зазеленеет, украсится цветами, и мертвое зерно даст плод свой!

Так бывает и с душами человеческими. Холод неверия, мрак греховности сковывают душу, и она как мертвая, бесчувственная, чужда бывает сякой радости духовной. Чем же разбудить ее от этой страшной спячки? Молитвой, памятью о Боге, страхом будущих мук и желанием вечного блаженства! Да, сынок, придет то время, когда мы воочию увидим и убедимся в том, что теперь остается под сомнением или даже неверием! А Господь сказал: «Блаженны невидевшие и веровавшие». И какое же счастье, ни с чем не сравнимое, веровать в Бога, любить Его, страдать за Него! Помни это, сынок, и оставайся верен до смерти Богу, и он даст тебе венец жизни. Не здешней, многоскорбной, мимотекущей, а жизни вечной в лучшем ином мире, где нет ни болезни и печали, ни воздыхания, а жизнь бесконечная. которую нам уготовал Спаситель Своим Крестом и Воскресением! О, Пасха! Избавление скорби! О, Пасха, двери райския нам отверзающая! О, Пасха, всех освящающая верных!

Да освятит и тебя Христос Своею Божественною благодатию, и да благословит тебя, и укрепит в терпении и трудах во имя Его! Трудись, молись, храни веру, любовь и надежду, и спасен будеши!

...Бабушка очень плоха стала, пиши, пока жива. Любящая тебя бабушка».

 «Милость Божия буди с тобой! Дорогой внучек Боренька!

... Ах, милый Боря, какой же ты счастливец, что сподобился не только веровать в Бога, но и страдать за Него! А если с Ним страдаем, то с Ним и прославимся в будущей жизни. Мужайся и укрепляйся в вере и любви ко Господу. Есть такой стих (выучи его):

Не разлучит ссылка с Богом

Ему верные сердца,

Дух же больше укрепится

Благодатию Христа.

Всё пройдет и всё минует

В этой жизни на земле,

Одна вечность лишь пребудет,

Там награда есть за всё.

(Стихи м. Олимпиады – сост.)

Вот, милый, и жди себе награды и радости вечные за здешние временные скорби и беды, а апостол говорит, что «недостойны нынешние скорби будущей славы, хотящей явиться нам». Не думай, что люди – виновники тому, как жизнь твоя сложилась, нет, не люди, а Бог, любящий тебя и хотящий твоего спасения, поставил тебя на сей путь и смотрит, как ты идешь им? Если крест свой несешь без ропота, трудишься нелицемерно, с усердием работаешь, Он венцы тебе уготовляет и даст награду за каждый шаг твой на трудах.

Вот, внучек, радуйся и благодари Бога за все! Божие тебе благословение, и от Матери Божией! Трудись, не ленись, Бог труд любит и тебя не забудет, только ты-то помни Его... Любящая тебя бабушка».

 «Милость Божия и утешение от Духа Святого да будет с тобою, дорогой внучек Боренька!

Поздравляет тебя бабушка с праздником Св. Троицы и желает тебе всякого духовного утешения и получения всех даров благодати Св. Духа, а также и телесного здоровья.

Очень рады, что посылочку ты получил, не взыщи уж, что такая скудная. Смотри не на ценность дара, а на любовь дарствующих.

Письмо твое получили, и надо сказать, что ты ошибаешься, что райския двери закрыты, это в храмах с окончанием Пасхальной недели закрываются Царские двери, а райские двери Христос Воскресением Своим отверз для всех верующих, и они не затворятся до Страшного Суда, покуда стоит мир, есть спасающиеся, верующие в Сына Божия, Который обещал пребывать с нами до скончания века! И мы радуемся, как и апостолы, Вознесению Господню, что Господь пошел уготовать нам место в Царствии Своем, куда и нас вознесет после смерти, если будем верны Ему!

Так вот, мой милый, не скорбеть надо, что Пасхальная неделя прошла, а радоваться и готовиться быть достойными принятия благодати Св. Духа и всех Его даров: мира, радости, любви, воздержания, кротости, терпения, благочестия и всех иных Его даров, утешающих, ободряющих! Вот, мой дорогой, чего тебе желает старая бабушка. Не скорбеть, а радоваться тебе надо, у тебя есть Отец Небесный, Который тебя любит так, как никто иной любить не может. Он желает тебе только добра и спасения, ведет тебя к Себе тем путем, который для тебя всех полезней. Это надо всегда помнить, верить и нести свой крест с радостью, не унывая, трудиться добросовестно, работой не гнушаться. Смотри на свою работу как на послушание, если бы ты был там, куда стремишься. Бог не только дела приемлет, но и намерения награждает, и тебя не забудет, если ты-то будешь Его помнить и прибегать к Нему  в душе.

Божие тебе благословение, сынок, будь здоров. Храни тебя Бог. Когда вернешься, все найдешь, что потерял. Не скорби, надейся только на Бога. Пиши, как получишь.

Любящая тебя бабушка.

 ««Милость Божия буди с вами... Дорогой внучек Боря, пишу я тебе очень мало. Прошу тебя, Боря, старайся трудиться, и твои труды Господь зачислит. Бог труды любит, и в дальнейшем наградит тебя за усердную работу. Чего ты желаешь, то получишь, когда приедешь. Дорогой Боря, не забывай те слова, что я писала. Здоровье мое очень плохое. Будь здоров и Богом храним на многие-многие лета. Твоя любящая бабушка». (29/I. 54 г.)

«Христос Воскресе! Дорогой Боря, поздравляем тебя с Высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения и желаем тебе этот великий праздник провести в радости душевной и телесной. Да сохранит тебя Господь на всех путях жизни твоей.

Боря, я по просьбе бабушки сообщаю тебе, что бабушка приказала тебе долго жить, скончалась 5 апреля с. ст., в Вербное воскресение, в полдень, в половину первого. Кончина была блаженная. Господь сподобил причаститься, и через несколько минут стала кончаться.

Боря, молись за бабушку, а она будет там за тебя... Благословение вам от М. Бож. «Скоропослушницы»».

«Глубокоуважаемый Б.А. Получили ваше поздравительное письмецо, которое вы послали своей покойной бабушке! Но она умерла 18-го апреля, я вам об ее смерти сообщала. Теперь повторяю. Сороковой день будем справлять 14-го мая по ст. стилю... Она и в загробной жизни не оставит нас своими молитвами пред Богом. Храни и помоги вам Всевышний перенести благодушно потерю своей любимой, незабвенной бабушки. Будьте здоровы. С приветом к вам В.Д. Село Новое, 16 мая н. Стиля».

Материал подготовила О. С. Тульская

** Преподобномученица Анастасия (Бобкова)  (1890–1938 ) родилась в селе Кузяево Волоколамского уезда Московской губернии, в крестьянской семье. В течение 7 лет была послушницей Акатовского монастыря до его закрытия. Затем трудилась псаломщицей в храме с. Шестаково Волоколамского района. В 1938 году по наговору была арестована, и расстреляна 5 апреля. Дни памяти: 5 апреля (н.ст.), день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. Тюремная

Преподобномученица Александра (Дьячкова) (1893–1938 ) родилась в крестьянской семье в Богородском уезде Московской губернии. Послушница Акатовского монастыря. После его закрытия жила в разных деревнях Волоколамского и Богородского районов, трудилась сторожем и уборщицей в храмах. По ложному обвинению в антиколхозной агитации была сначала приговорена к пятилетнему заключению на строительство Беломорканала, после освобождения вновь была арестована и расстреляна 14 марта 1938 года на Бутовском полигоне. Дни памяти: 14 марта (н.ст.) и Собор новомучеников и исповедников Российских.

Преподобномученица Екатерина (Черкасова) (1892–1938 ) родилась в селе Кашино Волоколамского уезда Московской губернии, в селе крестьянина. Более 7 лет была послушницей Акатовского монастыря, затем жила в Истринском районе. Была арестована на основании лжесвидетельских показаний и расстреляна 5 февраля 1938 года на Бутовском полигоне. Память совершается 5 февраля (н.ст.) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

* * *

2

Это были замечательные, высокообразованные и одаренные многими дарами Божьими архиереи.  Священномученик Герман, епископ Вязниковский (1883–1937) был духовным сыном ныне прославленного старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова) (1844–1915). (Преподобный Гавриил был настоятелем Седмиезерской пустыни под Казанью.) Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)) (1878–1942) – выдающийся иерарх Церкви, духовный писатель. прозорливый старец.


Источник: Старцы и подвижники XX-XXI столетий : [жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. С. Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2011. - 393, [3] с. (Современный патерик). ISBN 978-5-9946-0176-1

Комментарии для сайта Cackle