С.Е. Недумов

Источник

Месяц Июнь

11 июня

Из поучения св. Иоанна Златоустого

Если желаешь знать каким образом можно избавиться от грехов, то постоянно имей в памяти страх Божий, ужас вечного мучения, – и ты будешь противиться всякому греху. Нет особого труда простить тебя оскорбившего, что трудного – молить Господа о ниспослании благодеяния. Что трудного – не говорить оскорбительного для других? Никто и ничто тебе не воспрепятствует, если пожелаешь, оставить излишнюю ревность и напрасную зависть. Неужели трудно любить ближнего? Не трудно воздержаться и от напрасной божбы, нет труда ко всем относиться снисходительно. Если желаешь быть добродетельным, покажи на деле свое желание-помилуй нищего, примирись со врагом, не завидуй успевающему в своих делах, устранись от женщины, если ее присутствие служит предлогом к соблазну. Пусть все члены твои будут связаны добродетельною мыслью молитва твоя, будет услышана Господом на всяком месте. Иеремия пророк услышан Господом из рва, Даниил также молился Господу во рве среди львов, три отрока в пещи славили Христа Господа, а праведный Иов на гноище воссылал молитву, шедшую к небесам. Моисей великий глаголал к Господу на море, разбойник Христу на кресте и восшел в рай. Всякий на всяком месте да молит Господа, веруя, что услышится молитва его. Господня земля и концы ее и на всяком месте Владычество Его.

О богатсве (св. Василия)

Желающий чужого, часто лишается и своего, посему лучше довольствоваться, хотя не многим своим, нежели получив многое чужое, в последствии лишиться всего. Тот не благотворит, (не творит добродетель), кто из чужого, присвоенного себе имущества, оказывает пособие другим, но содевает грех. Таковому следует прежде всего возвратить взятое. Тот более добродетелен, кто никого не обижает, нежели тот, кто обидев других, благотворить неимущему. Начавший жить благочестиво, и в последствии совратившийся на путь порока не только напрасно трудился, но приготовил себе наказание, хотя с другой стороны, никто да не предается отчаянию, хотя бы погряз в грехе. Как черви зарождаются в гнилом дереве, так грехи гнездятся в порочных людях. Кто говорит, что человеку можно не иметь в мире печалей житейских, тот все равно говорит, что и праведнику в пустыне можно не иметь противника, но в таком случай как же познается мудрость и мужество? (подлин: искусство)?

Повесть об одном пустыннике

О. Пафнутий рассказывал: раз задумал я идти в пустыню, дабы встретить человека, работающего Христу и после тридцати дней путешествия обретши пустыню и к ней следы ног человеческих, я возрадовался. Когда вошел я во внутренность пещеры, то никого не обрел там. День склонялся уже к вечеру, как увидел я идущих верблюдов, и среди их человека Божия, совершенно нагого. Приблизившись ко мне, принимая меня за духа, он стал на молитву. (Впоследствии он рассказал мне, что много испытал искушений от диавола).

Я сказал человеку Божию: человек пред тобою, может удостовериться, осязав меня, тогда он возрадовался. В пещере, куда мы вошли, раб Божий начал спрашивать меня: как пришел я сюда? Я отвечал, что пришел сюда, имея желание видеть угодника Божия, и спросил его, как он вселился сюда, сколько лет подвизается здесь, чем питается, и каким образом не нуждается в одежде, но пребывает наг? И рассказал он мне следующую историю жизни своей. Жил я в одном монастыре, по занятию своему был ткач. Явилось во мне желание – жить одному, дабы получить большую мзду за дело свое. Следуя своему влечению, я удалился из монастыря, соорудил келлию себе, собрал все свое имение, и живя, постоянно благотворил, принимая странников. Диавол позавидовал мне, как завидует всякому добродетельному, стал усиливаться уничтожить плод делания моего.

Пришла раз ко мне одна инокиня и заказала мне ткань, которую я сделал ей. По прошествии некоторого времени она повторила заказ свой, и мало-помалу, мы настолько сблизились друг с другом, что сделались родителями. Недолго я жил с сею инокинею, все время меня преследовала мысль, что меня ожидает ужасное наказание, потому что беззаконное сожительство с мирскою-женщиною закон церкви карает строго. Мучимый совестью, я решился оставить мою сожительницу со всем своим имуществом и удалиться в пустыню. И вот, в сей самой пустыне обрел я и сию пещеру, возле коей протекает источник воды. Растущее возле дерево, имеющее двенадцать отростков, из коих ежемесячно созревает один, служит мне пищею, и каждый отросток служит мне пищею на целый месяц. Большие волосы, выросшие на мне от времени, служат мне одеждой, покрывая мою наготу.

Трудно мне было в начале моего подвига, так трудно, что я многократно лишался чувств, но Господь укрепил, меня, избавить от нападений врага. Раз явившийся мне муж чудесно исцелил меня от страданий, и с тех пор я, благодарю Бога, здрав и не чувствую особенной тяготы.

По выслушании рассказа, о. Пафнутий высказал желание остаться в пустыне с отшельником, но тот отказал ему в удовлетворении сего желания, ссылаясь на немощь о. Пафнутия, по коей он может не вынести нападений врага. Тогда о. Пафнутий просил молитв о себе угодника Божия, святой отступил от просителя и стал невидим. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков.

4 июня

Из слова св. Иоанна Златоустого

Господь сказал: не дадите святая псам, и не мечите бисера пред свиньями, а в другой раз повелел всем проповедовать слово Божие. Но в этом нет никакого противоречия.

Господь называет свиньями всех, беззаконно живущих и небрегущих о вере, таковые недостойны слышания великих истин христианских, это разумеет и св. апостол Павел, когда говорит, что плотский человек не приемлет духовное, юродство бо ему есть. Как свиньи не могут знать цены и достоинства драгоценного жемчуга, так и великие истины христианские встретят одни оскорбления со стороны неверующего грешника.

Когда неверующий грешник ознакомится с истинами веры Христовой, то часто кощунствует, извращает, клевещет. От подобных людей св. апостол Павел предостерегает св. Тимофея (Послание к Тимофею). В притчах Соломона сказано: сыне, да не прельстят тебя мужи нечестивые радуются бо тии о всех, ихже ненавидит Господь, сего ради жестока на них пагуба придет, и всяк неспасенный от Господа впадет в ню.

Из слова святого Моисея о божбе, достойный внимания указания

Пророк говорит, что Господь заклял небо от дождя, за то, что люди клянутся Богом и Его святыми и принуждают к клятве друг друга. 3axapия пророк видел серп, сходящий с неба и когда молил открыть ему тайну видения сего, то получил ответ, что серп сей означает гнев Господа на ложно клянущихся.

5 июня

О воспитании детей

Запомните все, имеющие детей, известную истину, наказывайте детей своих в молодости. Премудрость говорит в притчах, любящий сына своего не щадит жезла, но наказывает в юности, да под старость упокоить наказывающего. Если с малолетства оставишь чадо без наказания, то оное возмужав не будет повиноваться тебе. В книге Царств рассказывается, что у священника Илии, человека угодного Богу во всех делах его, было два сына. Видя их увлечение на путь неправды, Илий не наказал детей своих, не преподал им благого совета обратиться на путь истины. И вот Господь открыл ему, что дети его скончаются мечем, и сам он и весь дом его погибнет за беззаконие сынов его. Так несмотря на свою добрую жизнь и многолетнее свое служение во священстве Израилю, наказан Илий за грехи детей, потому что не наказывал их во время свое за дела их. Если ветхозаветному священнику за небрежное воспитание детей послано наказание, то большее наказание ожидает нас, в завете новом, за подобное упущение в деле воспитания. Св. Иоанн Златоуст говорит, что небрегущий о воспитании детей своих, заслуживает наказание, большее, чем разбойник. Разбойник предает смерти тело, а небрежные родители – душу. Посему, братия, учите детей своих прежде всего закону Божию, потом прочим, достойным внимания, наукам, дабы они имели страх Божий, и при старости вашей оказались вам полезными. За тем неизвестный автор слова, от отцов по плоти, обращает речь свою к отцам духовным, советуя им строго относиться к их обязанности в отношении своих чад духовных, советуя употреблять епитимии, и напоминая наказания за небрежность.

О смерти. Св. Василия

В творениях св. Василий Великого не оказывается этого научения. Или это есть слово сочинителя сложенного св. Василию Великому, или составитель статьи изменил значительно произведение, принадлежащее св. Кириллу Александрийскому и помещаемое в следованной псалтири (in Julio).

Ужаснемся и убоимся смертного часа, убоимся огня, ибо он неугасим, и вечен, убоимся грозы, ибо не утихнет, убоимся тьмы, ибо не рассеется, убоимся червя, ибо не уснет, убоимся демонов, ибо они жестоки. Воистину горе, не слушавшему повелений Господа, осквернившему храм свой (тело) и оскорбившему Духа Святого. Боже! суд твой праведен есть, за грехи я лишаюсь райской жизни, за грехи предаются я муки вечной. Учили, наставляли меня истине, а я не слушал, мне доказывали истину, а я глумился, предостерегали меня, что страшно умирать без покаяния, а я не обращал должного внимания.

Прежде всего, братия, возлюбим любовь, постоянно много согрешаем мы, но любовь может покрыть множество грехов. В деле нашего спасения без любви не будет успеха.

Как не хорошо поступить тот, кто пригласив к себе Царя и знатных вельмож, и предложив им многоразличные яства, в тоже время не подаст им соли, так в нравственном мире у того не чисто и несовершенно все содеваемое, у кого оное не растворяется любовью. Пост, бдение, молитва, страннолюбие и иные добродетели, если не сопровождаются любовью к Богу и ближним, ничтожны пред Господом. Если скажешь: я люблю Христа, но с ближним, меня оскорбившем примириться не желаю, то скажешь ложь, тебя обличает в сем случае св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. Ни на небе, ни на земле ничего нет сильнее, дороже любви. Любовь есть глава всех добродетелей. Ею освящается всякое доброе дело, она есть соль всего, она не превозносится, она кончина закона. Сердце Авеля было полно любовью, она наполняла сердца патриархов, была постоянною спутницею во пророках, она царя Давида сделала храмом Духа Святого, она укрепила Иова. Но что более говорить, когда любовь побудила самого Сына Божия снизойти на землю. Все доброе исходит только из любви. Любовью смерть умерщвлена, пленен ад, обновился Адам. Любовь соединяет ангелов с человеками. Любовью рай отверст. Любовью пустыни превращены во грады, она умудрила рыбарей, любовь научила идти тесным путем святых. Блажен, кто имеет в преизбытке сию добродетель, как говорит Христос: кто душу свою готов положить за други своя. Такую любовь имел св. Павел Апостол. Кто имеет любовь в преизбытке, тот никого не презрит, не позавидует, не возропщет, не возненавидит ближнего своего, не только любящих любит, но и ненавидящих. Так св. первомученник Стефан молил Господа за своих мучителей. Блажен человек, исполненный любви, таковому великая предстоит мзда, таковому готовится венец, такового блажат Ангелы, такового не отвратится Бог. Бог любовь есть: посему живущий любовью, живет в Боге.

7 июня

Св. отец Даниил

О. Даниил с малолетства отрекшийся мира, жизнь свою проводил в ските. Напавшие неприятели взяли раз в плен его, и держали два года, но один благочестивый муж освободил его от плена, внесши выкуп. Чрез год опять попал он в плен, но чрез полгода удалось ему уйти от врага. Наконец в третий раз пленили его и в плену подвергали многим мучениям. Однажды о. Даниил убил камнем одного из своих мучителей, и ушел из плена. Чувствуя грех убийства, он в Александрии рассказал патриарху историю своего приключения. Хотя патриарх и заметил ему, что дважды избавивший его Господь от руки врага, мог изъять его из плена и в третий раз, а потому следовало бы удержаться от убийства, впрочем, прибавил, ты не человека убил, а зверя. Мучась совестью о. Даниил отправился в Рим, где рассказал Римскому епископу о словах патриарха, епископ Рима одобрил мнение патриарха. Тогда о. Даниил отшел в Константинополь и потом в Ефес, Иерусалим, и Антиохию к тамошним патриархам, но и сии тоже сказали ему, что и Александрийский. Тогда о. Даниил возвратился в Александрию, решив сам с собою, что сотворшему убийство, подобает быть убиену самому. Пришед в отечество свое, он явился в суд, где объявил, что совершил убийство, прося наказания за cиe преступление. По распоряжению суда его скоро арестовали, заключив в темницу, где пробыл он целый месяц. Когда суд узнал историю его убийства, то отпустил, решив, что он невинен, хотя бы еще убил несколько злодеев. После всего этого старец Даниил убедился, что и Христос простил ему грех и решил всецело посвятить себя добродетели, всю жизнь свою служить страждущему человечеству. И взял себе старец одного прокаженного и служил ему. Никто не знал сего, кроме его одного, ибо Даниил держал больного во внутренней келлии. Однажды пришедший ученик к старцу увидел больного, ибо старец забыл затворить дверь келлии – больной был так измучен от ран, что вся плоть его сгнила у него, за неимением рук, пищу влагал ему в рот, старец, тоже, чего не мог проглотить больной, о. Даниил снедал сам. Тогда ученик удивился терпению отца Даниила, и прославил Бога, подающего крепость и силу рабу Своему в деле христианской любви.

Григория монаха о милостыне

Если тщишься подражать Христу, то будешь блажен, смертью не умрет душа твоя, и зло не прикоснется телу твоему и исход твой будет как восход звезды на небе, и воскресение твое будет как восход солнца. Но беззаконному горе в час смерти, и душа его погибнет люто, душа праведника идет под водительством Ангелов, а душа грешника приемлется демоном. Где злоба, там безумие, а где милость, там благоразумие. Не милосердный жесток сердцем, а милостивый наследует царство. Лучше нищета при благоразумии, нежели богатство безумного. Венец украшает голову, а разум душу. Мудрость лучше серебра и богатства. Все не праведно живущие будут наказаны, а проводящие жизнь терпеливо, наследуют блаженство. Милуя нищего и питающий его, уничтожает злобу, и приобретает себе сокровища. Богу Нашему слава, ныне и присно и во веки веков.

8 июня

Из притчей Соломона

(По переводу библии Синодального издания 1878 г.)

Гл. 4:1–16

Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей и он учил меня, и говорил мне, да удержит сердце твое слова мои, храни заповеди мои и живи. Приобретай премудрость, приобретай разум, не забывай этого, и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя, люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное -премудрость, приобретай премудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя, она прославит тебя, если ты прилепишься к ней, возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни.

10 июня

Из книги Иисуса Сына Сирахова

Гл. 8. Ст. 1– 16

Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в руки его. Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса над тобою, ибо золото многих погубило, и склоняло сердца царей. Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки. Не укоряй человека, обращающего от греха, помни, что все мы находимся под епитимиями. Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы постареем. Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе. Помни, что все мы умрем. Не пренебрегай повестью мудрых, и упражняйся в притчах их, ибо от них научимся ведению, и как служить сильным. Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих, и ты научишься от них рассудительности, и какой в случае надобности дашь ответ. Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть в пламени огня его, и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих.

Св. Иоанна Златоустого о клятвах

Если многие несут наказание за ложное слово, то какому же наказанию повинен клятвопреступник? Укажем из ветхозаветных писаний сколь страшно преступление клятвы. Св. 3axapий пророк (пророч. Захарии XV) видел сходящий с неба огненный серп, в длину 20-ть и в широту 10-ть локтей, серп сей летел с неба. – „И это означает скорое наказание, следующее за клятвопреступлением. Широта и долгота означает тяжесть наказания, а то, что с неба нисшел серп, означает гнев Божий, наказывающий преступление клятвы. Если многие клятвопреступники по-видимому свободны бывают от казни, то не думай, что в будущем им не готовится вящее наказание. Посему, ненаказуемые грешники должны трепетать за будущее. – Раб не тогда только боится господина своего, когда его наказывают, но тогда, когда ему только запрещают. Многие грешат ныне также как грешили люди при потопе, но потопа нет, однако знай, что есть река огненная. Многие грешат, как грешили Содомляне, но не сходит огонь с неба, однако знай, что есть огненная река. Многие дерзали, подобно Фараону, противиться определениям Христа, но не потерпели потопления, однако знай, что таковых ожидает пучина во аде.

Многие согрешили подобно Израильтянам, но не приняли угрызения от змий, как потерпели Израильтяне, но знай, что есть червь, имеющий вечно уязвлять грешника. Многие согрешили подобно Гизию, но не поражены проказою, но их ожидает участь быть растесанными полма. Много клятвопреступников было и есть, кои потерпят козни, но участь их в будущем ужасна. Часто же бывает, что не наказанные за великие грехи наказывается за малые. Посему всякий, если увидит себя наказуемым, помяни грехи свои.

11 июня

Из Евангельского сказания о богатом и Лазаре, слово

Богатые должны быть милостивыми, дабы не постигла их участь богача, упоминаемого в Евангелии, а вы убогие терпите все с великодушием, да примите тоже, что приял Лазарь. Имя Лазаря известным сделалось, а имя богатого не упомянуто. Богатство и слава не составили его имени, но сделали его подобным бесплодному, многолиственному дереву.

В трудных своих обстоятельствах Лазарь не возроптал на жизнь свою, ниже похулил не милосердие богача, и за то по смерти сподобился быть носимым от Ангелов. Но богатый погребен был, можно сказать, еще при жизни, тело его гробом было души его, а по смерти явился во аде. Почему Лазарь по смерти обрелся на лоне Авраама, и не иного кого? Потому что Авраам был страннолюбец, взыскуя и приглашая в дом свой мимоходящих. Смотри мудрый ответ Авраама богатому, который просил отца верующих облегчить его страдания. Не назвал Авраам богатого не милосердным, жестоким, но напомнил только, что богатый восприял благая в жизни временной за свои малые добродетели, а Лазарь злострадал в жизни за малые свои грехи. И вот ныне ты страждешь, а сей утешается. Пропасть, существующая между местом славы и мучения знаменует нравственное различие душ грешника и праведника, а также показывает, что грешник узнает о блаженстве тех, коих обидел в сей жизни. Богатый молил Авраама послать к своим братьям возвестить ужасную участь, уготованную жестокому скупцу, дабы известием о сем предупредить братьев от греха, но Авраам ответствовал, что они знают из писания волю Господню, открытую в законе Моисея, и возвещенную в писаниях пророческих, если же зная cиe, не поступают согласно сему, то не исправятся, если им явится и воскресший из мертвых. Не говорят ли и ныне: кто знает об аде? кто когда приходил оттуда? Таковые не придут в веру, если им возвестит воскресший, что муки ада ужасны, а блаженство несказанно. Вполне подтвердили истину сию Иудеи, не послушав писаний о Христе возвещавших, они не прияли веры и тогда, когда видели воскресение мертвых, и далее что всего ужаснее, вознамерились убить воскрешенного Господом Лазаря. Посему всего лучше и тверже знать волю Господню из писания, которое и дано нам для сего, святое писание просвещает нас подобно свету.

12 июня

Святого Василия о временной жизни

Настоящая жизнь наша полна скорбей и печалей, неправды и злобы. Безбрачные часто страдают от восстающих похотей, женатые и замужние исполнены заботою о домашних делах, о детях, часто происходят споры и недоразумения с соседями, переходящие иногда в тяжбу. И ежедневно одни заботы и неприятности, от царя до последнего нищего. Ночью часто давят дневные заботы, коими пользуется иногда и диавол, возмущая сновидения, морю бурному подобна жизнь человеческая, часто тонут тут в заботах житейских также как в волнах моря. Часто тут друг друга стараются столкнуть, подобно ветру и подобно морскому волнению колеблется жизнь человеческая. Один заботится как бы возделать поля свои, другой думает, как бы получить выгоды там, где вовсе не трудился, а иной старается не возвратить то, что взял заимообразно. Один только и думает о барышах, а другой, не получает и законного. Один при богатстве скучает, а другой страждет от нищеты. Там нищий терпит от богача притеснения, здесь богачу ставят сети, а там превозносится от гордости один начальник над всеми подчиненными. Много грабежа, насилия, мучений, всюду ложь возводится как достоинство, любовь оставляется, истина презирается, хитрецы почитаются честными, взяточники начальствуют, но что всуе мятемся? Нужно паче всего пекись о своем спасении, дабы умилостивить Господа Бога, Ему же слава ныне и присно и во веки веков.

13 июня

Из пророчества св. Иеремии о живущих блудно

(По переводу русской Библии Синодального издания)

Услышите любодейцы, вы оставили заповеди Господни, и пошли во след похоти своей. Вы собирались в домах блудниц, предаваясь любодейству. Вы как неистовые кони, ржали, завидя жену ближнего своего. Не посещу их счастьем, говорит Господь, но сотворю с ними тоже, что последовало с Седекию и Иоакимом коих пожег огнем царь Вавилонский за беззакония, кои творили они с дочерьми граждан своих. Посему бегайте блуда, да не впадете в огонь.

14 июня

Брат Алипий, пришел к о. Герасиму близ святого Иордана, спросил его: каким образом святой отец, ты проводишь жизнь на острове сем, в такой зной, и при таком обилии насекомых? Старец ответствовал: я рад, что терплю здесь, да в будущем веке избавлен буду мук. Терплю и уязвления насекомых, да не уязвлен буду не усыпающим червем, терплю зной, да избавлен буду вечного огня. Теперешний жар преходящ, а будущий вечен. Cиe пишется на пользу читателя.

Сказание об одном купце

Один из отцов рассказывал, что он слышал от о. Евсевия. Один купец, во время плавания по морю лишился всего своего имущества от кораблекрушения, и не только своего, но и чужого, бывшего на его ответственности. По возвращении на родину его кредиторы арестовали и ввергли в темницу. И остался он только в одной одежде своей, все же прочее взято было у него на удовлетворение долгов его. Оставшаяся у него жена снискивала себе и мужу пропитание поденною работою.

Раз сидела она с мужем в темнице за скудною трапезою, в это время вошел один вельможа, дабы посетив узников, подать им милостыню. Вельможа прельстился красотою жены купца (ибо она была действительно красива) и чрез одного бедняка (подлинник: странника) вызвал ее к себе. Думая, что вошедший вельможа желает подать ей милостыню тайно от других, она поспешно вышла к нему. Узнав причину бедственного положения жены с мужем, вельможа предложил ей выкуп долгов, под условием, если жена та нарушит супружеские обязанности. Будучи так же прекрасна и душою, как телом, преисполненная целомудрия жена отвечала, что она в полной находится зависимости от мужа, по заповеди Апостола и потому передаст ему разговор сей и возвратясь в тюрьму, рассказала мужу о сем. Муж был человек благоразумный и также целомудренный, как жена, прослезился услышав речь сию и сказал жене: иди, и возвести вельможе тому, что мы не желаем получить свободы ценою блуда, но знаем слово Господа, повелевающего не надеяться на князи, сыны человеческие, в коих нет спасения. Господь может освободить нас своими неисповедимыми судьбами. Тогда жена передала речь сию вельможе соблазнителю.

В сей же темнице заключен был разбойник один, коему по определению суда назначена была смертная казнь, и он ждал только исполнения приговора, долженствовавшего последовать вскоре. Узнав о твердой добродетели супругов, решившихся лучше переносить узы, нежели нарушить закон Христов, разбойник внутренне восхвалил добродетельную чету, и желая сколько-нибудь загладить свою злую, прежнюю жизнь, призвал к окну своей темницы купца и жену его, и сказал им: вы знаете, что я был разбойником, и моя участь решена, лишь только приедет судия (славянское: игемон), то мне отсекут голову. Удивляюсь я вашей добродетели, и умиляюсь, по смерти моей ступайте вы в такое то место, разройте землю, где найдете сокрытое золото, возьмите его себе и расплатитесь за долг свой, а за меня молите Господа Бога, да и я получу милость от Него. Чрез несколько дней разбойник был умерщвлен, и жена купца, вечером другого дня, отправившись на указанное, обрела там, после раскопки земли, сосуд, полный золота. Чрез несколько времени долги купца были уплачены, и целомудренные супруги получили свободу. Рассказывавший cие, отец, заключил рассказ нравоучением, что Господь явил Свою милость за сохранение заповеди Христа.

15 июня

Слово св. Феодорита

Всякое деяние человеческое бывает или хорошо или худо, смотря потому как, где, для чего и почему совершается. Сожительство с женщиной мужчины может быть грехом, если происходит вне брака, убийство человека есть величайший грех вообще, но если судия исполняет законный приговор над преступником, лишая его жизни, то не творит греха. Укажем примеры сему в священном писании. Каин убивает своего брата Авеля, будучи переполнен завистью. Финеес умерщвляет, напротив, ревнуя по закону. Иаков тайно берет благословение своего отца и Ахар тайно похищает золото, но первый (Иаков) получил благословение, а последний (Ахар) побиен камнями. (Иисус Навин VII). Илия св. постом заключил небо, но самаряне постясь убивают Навуфея. Саул лишился царства чрез помилование Агага, а Самуил поступил законно, убив того же Агага. Без внимательного исследования всех обстоятельств дела, нельзя произнести истинный приговор. Сусанну приговорили к смерти без должного рассмотрения дела, но Господь оправдал ее. Посему никто не суди своего ближнего.

Св. Иоанна Златоустого о пьянстве

Часто я беседую с вами, возлюбленные, о вреде пьянства, но вижу, что некоторые не оставляют сего порока. Посему мне прискорбно, что слово мое не действует на всех. Земледелец скорбит, если после работы над землею, она не приносит плодов от посева, а я более скорблю потому что там дело идет о телесном, а у меня о душе. Настолько скорбь моя больше скорби земледельца, насколько душа дороже тела. У всех тело тленно, а бессмертна душа, посему о ней и заботиться нужно более. Тот проклят и окаянен, кто тело любит более души, а мир более Бога. Все доброе пребывает в сердце человека, и когда многоядением человек отяготит себя, то доброе исходит из него, и вселяет злое и если постом не изгоняется зло, то остается надолго, и укрепляется. Разум пребывает в голове человека, а от многопития омрачается и делается злым. И если не отрезвится чрезмерно пьющий, то омрачение останется надолго у него. Господь не запрещает вовсе употребление вина, но запрещает пьянство. Пьяный делает злое, часто не сознавая того, а трезвый хотя и грешит, но может сознавать содеваемое и каяться. Священное писание говорит, что пьяницы и любодеи Царствия Божия не наследуют. В пьянстве может произойти все худое. Чрезмерное винопитие губит душу, а умеренное употребление вина приносит здравие.

16 июня

Из Патерика

Отец Макарий Египетский рассказывал, что на пути в гору Нитрийскую шедшие с ним иноки просили его сказать что-либо в свое назидание. Макарий сказал: хотя я сам не достиг высоты монашеского совершенства, но зато видел истинных монахов. Однажды, пребывая в своей келлии, я пожелал отправиться в глубину одной пустыни, дабы узнать, что там найду, и долго размышлял, хорошо ли я поступлю, если пойду туда, – не от диавола ли мне мысль сия? Размыслив, я отправился, и вот пришел я к болоту одному, на средине коего возвышался остров. Вскоре пришли звери пить воду, и я среди их увидел двух человек, совершенно нагих, и убоялся, думая – что это духи. Заметив мой испуг, они сказали мне, не бойся, мы также люди. Тогда я вступил в разговор с ними. Откуда вы, спросил я, они отвечали, мы из обители одной пришли сюда, и уже тридцать лет, как здесь пребываем и потом спросили меня! Что в миру есть, и существует ли он? Я отвечал, что существует, и вопросил их: каким образом можно сделаться истинным монахом? И отвечали они: если не отвержется кто всецело мира, таковой не может быть монахом. Я сказал: я немощен, и не могу жить подобно вам, тогда они сказали: если не может жить так, как мы, то сиди в келлии своей и плачь о грехах своих. Я узнал от них так же, что ни зимний мороз, ни жар лета не наносит им вреда. Вот почему заключил старец, я говорю вам, что видел истинных монахов.

12 июня

Рассказ одного старца

Лаодикия-малый город на пути к горе Елеонской. Пришед туда, назад тому пять лет, я слышал от тамошних старцев историю, достойную внимания. Был в этом городе один священник, скончавшийся назад тому два года, к коему раз пришел один почтенный муж (славянское старейшина места) ночью, прося его идти поскорее, дабы крестить новорожденное его дитя, близкое к смерти от слабости. Священник тотчас восстав, начал творить приготовительные к Таинству молитвы. Но когда все было приготовлено, – вода и елей, младенец умер. Взял священник младенца, положил его пред купелью и обратился с такими словами к Ангелу Хранителю: властью, данною мне от Господа Нашего Иисуса Христа, вязать и решить на земле христиан я прошу тебя, Ангела Божия, моего сотрудника, возврати душу младенца сего, дабы приял он крещение. Господь знает, что я не пренебрег в деле сем ничего, но тотчас пошел, как только услышал приглашение. Когда священник говорил это, дитя воскресло, и было крещено, после чего опять скончалось. Писатель повести сей так заключает свое сказание: смотри, если иерейское слово слушают Ангелы, то человек тем паче должен с уважением относиться к оному.

Св. Ефрема Сирина слово к иноку

Тому предстоит опасность от диавола, кто приходит в монашество по нужде, или для иных целей, кроме спасения. Такового будут смущать разные мысли тут есть опасность впасть в безнадежность своего спасения, в беспечность, в противление всем – тут может явиться желание мирских удобств и удовольствий, не противляющийся сим влечениям, может дойти до всякого греха, забыть Бога. Но можно и придти в себя, размышляя таким образом, сколько людей, чрез пост и молитву с верою во Христа получили спасение, а я в лености провожу дни моей жизни и Господь сподобил меня поступить в общество тихое и безмолвное, не помянув грехи моя, буду же я творить дела покаяния, да не наследую сугубого мучения, как добровольно отрекшийся спасающей благодати Христовой.

Слово о пользе чтения Псалтыри

Один старец говорил: ничто так не отгоняет беса от человека, как постоянное чтение псалмов. И прочие книги полезны, и также противны лукавому, но псалтирь более других, посему обратим на cиe наше внимание. Читая псалтирь, мы или молимся о себе и других Господу, или отрицаемся сатаны, так например молимся о себе, когда читаем: помилуй мя Боже по велиций милости Твоей; очисти беззакония моя. Не от вержи мене во время старости; внегда изнемощи крепости моей, не остави мене. Отгоняем духа нечистого и аггелов его, когда читаем: да воскреснет Бог и расточатся враги Его, и да бежат от лица Его вcu ненавидящие Его, или еще:, Разжени языки хотящие вражне и любодеяний. Видех нечестивого превозносящася, и высящася яко кедры Ливанские, и мимо идох, и се не бе и взысках его, и не обрятшеся место его, или еще; оружие их внидет в сердца их и луцы их да сокрушатся. Ров изры нископа и, и падет в яму, юже содела; обратится болезнь его на главу его, и наверх его неправда его снидет; таковыми молитвенными словами мы отгоняем врага. Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков.

18 июня

О видении одного пресвитера

Один пресвитер, будучи прозорлив, идя совершать службу, видит у келлии одного монаха много бесов, преображающихся в нескромных женщин, в юношей и в другие многообразные образы. Пресвитер подумал, должно быть брат сей предается лености, и потому пришли бесы к нему. По совершении службы, на обратном пути домой, пресвитер зашел в келлию брата и сказал ему: я скорблю, и пришел к тебе, дабы ты помолился обо мне. Брат умилился и стал отрицаться говоря: я недостоин молиться о тебе, иерей же неотступно просил его молиться за него всю ночь. Тогда брат согласился, и когда стал молиться о пресвитере, то подумал: о я окаянный! Молюсь о пресвитере, а о себе не творю молитвы – и в продолжении целой недели молился каждую ночь. По прошествии недели идя во храм, пресвитер видел демонов у келлии брата того унылыми, тогда пресвитер, посетив брата, поучил его постоянному трезвлению, чем окончательно отогнал нечистых духов.

Слово о любви

Если случится тебе, возлюбленный, возлюбить кого либо, и узнаешь ты, что любимый тобою человек богобоязнен, то дорожи союзом таковым, отстраняя все, могущее нарушить взаимную любовь. Напротив, если каким-либо образом сойдешься с человеком, не боящимся Бога, то прерви с ним сношение. Господь сказал, что от плодов познается древо, так и от дел познается человек, прямо, строго и решительно скажи свои убеждения, если заметишь в друге твоем какую либо страсть, так, чтобы он или переменил свой злой нрав, или бы отступил от тебя. Ничто так не спасительно для души, как строгое и решительное слово совести, сказанное с любовью и убеждением, человеком добродетельным. Но если проповедующий истину, сам является чужд ее по делам своим, такового учение не приносит пользы.

Из наставлений, сказанных старцами

Хорошее и здравое слово исходит из сердца человека добродетельного и потому из неочищенного от зла сердца не может изыти здравого учения. Если таковой и произносит иногда нравоучение, и имеет слушателей, то слово его является пред ними неприятным и чуждым Божия благодати. Желающий словом оказать пользу другому, да просит у Бога слова. Так говорит Исаия пророк: Господь даде ми языке научения, ведати внегда подобает рещи слово, и говорит: послушайте мене, да поживет во благих душа ваша. В притчах Соломона сказано, что доброе слово – мед сотовый, сладость слова сего исцеляет душу. Тот, кто отверзает уста свои для спасения ближнего, исцеляет душу, и благоразумный приемлет благодать, так и напротив, злое слово производить злобу, а мудрый говорит только полезное. Из уст праведника исходит премудрость, из уст смиренных – благодать. От плода уст душа мужа насытится благ, по воздаянию уст его воздастся ему. Давид говорит: отрыгну сердце мое слово благо, и Господь даст глагол благовествующему силою многою. Господи устне моя отверзеши, и уста моя возвестит хвалу Твою. Св. Апостол Павел так говорит: слово ваше всегда во Благодати добывает солию растворено, ведети како подобает комуждо вас отвещавати. Возлюбих бо видети вы, да некое подам вам дарование духовно, утвердитися вам и утешитися верою общею. – Молю убо когождо вас единого братие, утешая вас, да ходите достойне Богу. Тот, кто знает, что ему дан от Господа дар учительства, да беседует смиренномудренно, и созидая спасение других, заботится и о себе, да не будет осужден, как скрывший талант. Неприявший же дара сего, пусть лучше молчит и не произносит праздных речей, чтобы не сказал таковому Господь, для чего ты поведуешь другим оправдания Мои, и слово Мое повторяешь своими устами, когда сам возненавидел учение, и отверг Мое слово. Добрый человек, по слову Христа износит из своего сердца благое, о Христе Иисусе Господе нашем, от коего и мы все приемлем все благое. Ему слава, ныне и присно и во веки веков.

19 июня

О достоинстве, какое имеют священники

Если желаешь, можешь понять, как велико достоинство священного сана. Размысли о крещении, совершаемом священником, оно омывает грехи и приводит нас в сыновление Богу. Далее от грехов, совершенных после крещения, мы освобождаемся показанием, – опять совершаемым священником. И как велик чин иерейский, своим благословением они низводят на нас Божие благословение. Они молятся о всех нас, и за всех взыщется ответ от них. Так помышляя, ничем не оскорбляйте иерея, он слуга Бога и предстатель за нас, но паче, воздавайте ему всякую честь и уважение, поступайте всегда по его заповеди, дабы получить спасение и наследие благ вечных.

Из отеческих писаний

Один епископ запрещению подверг подвластного себе пресвитера, который отлучился по своей надобности в одно селение, и в это время запретивший его епископ скончался. Недоумевая, что ему предпринять в сих обстоятельствах, пресвитер отправился в Константинополь, где рассказал тамошнему епископу о своем положении. Епископ просил его открыть причину, по коей он отлучен, узнав, что причина cия была маловажна, решил однако, что несообразно с правилами церковными разрешить пресвитера сего, так как не он запретил его. Но дабы разрешить недоумение, епископ отправился с пресвитером в одну обитель, где открыв историю запрещения пресвитера, просил иноков целую неделю пребывать в посте, и совершать таинства. В общей молитве и посте приняли участие и епископ с пресвитером. По прошествии недели, во время утреннего славословия, отлучивший пресвитера епископ явился стоящим среди братии, и поющим. Тогда Епископ приведший пресвитера в обитель, повелел последнему подойти к явившемуся епископу, для приятия разрешения, что он и исполнил, припав к ногам Его, говоря: прости меня владыко, Господа ради. Явившийся Епископ ответствовал, трижды: Бог, чадо простит тебя и сказав то, сделался невидим. Тогда все прославили Бога, творящего дивные и неизследимые чудеса.

20 июня

Повесть из писаний отеческих, показывающая, что не следует мстить за обиды

Один инок, оскорбленный другим, пришел раз к о. Сысою Фивейскому, и открыл ему, что он за обиду хочет отмстить обидчику, старец Сысой умолял его оставить cие намерение. Когда брат продолжал упорствовать, то старец сказал: помолимся Богу вместе и восстав начал так молитву свою: Боже! уже мы более не на Тебя уповаем, но сами заботимся о себе, отмщая обидящим нас. Слыша сие, обидимый брат пал к ногам старца говоря, я прощаю своего обидчика и более не имею ничего против него. Тогда старец ответствовал: поверь мне, брат мой, всякий терпящий безропотно обиду, легко получит спасение, а гневливый губит все свои добрые дела, делая себя рабом диавола.

Поучение христианину

Возлюбленные! Помните постоянно те блага, кои пришли от Господа. Он даровал нам бессмертное и блаженное житие. Но по зависти врага, мы не только лишились блаженства на земле, но и подверглись смерти. Диавол и доселе не перестает употреблять все средства к нашей погибели. Станем братия противу козней диавольских с надеждою на помощь Господа нашего Иисуса Христа – диавол силится лишить нас надежды на Бога, поколебать нашу веру во Христа и ввергнуть нас в неверие, он употребляет все к этому средства: соблазняет на блуд, татьбу, силится произвести убийство, ввергнуть в пьянство, научает клевете, зависти, ненависти, возбуждает любостяжание и прочие страсти, даже иногда противу природные. Так он всегда поступал, начиная со времени Адама и до ныне. Имея все cиe постоянно в виду, блюдитесь от ловления врага, и отвращайтесь всех дел его, постоянно стараясь упражняться в добродетели, сохраняя в целости святую, православную веру. Имейте постоянно взаимную любовь ко всякому, поскольку все мы братья. Упражняйтесь особенно в делах благотворения без гордости, высокоумия. – По Божию премудрому промыслу богатый получит спасение чрез милосердие к бедняку. Да избавимся все мы от великих бед и вечные муки и удостоимся услышать от Господа: приидите благословении отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство Небесное. – Тем же, кои чужды были милосердия к страждущему и несчастному. Господь скажет: отыдите от Мене проклятии во огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Посему да молимся все ко Господу нашему Иисусу Христу, дабы избавил нас муки, и сподобил Небесного Своего Царства. Слава Господу нашему ныне и присно и во веки веков.

21 июня

Сказание о старце, много написавшем полезных повестей

Живший на Олимпийской горе один старец писал одну повесть, а собравшиеся у него в келлии иноки, ожидали, от него слова спасения. В это время вошел в келлию один мирянин, и покланясь старцу, стал возле него. Старец спросил:

– Для чего ты пришел сюда?

Мирянин ответствовал:

– Я, честный отче, пришел исповедать пред тобою мои бесчисленные грехи.

Старец сказал: – Говори пред всеми, не стыдись.

Тогда человек тот начал свою, открытую пред всеми, исповедь, признаваясь в таких грехах, кои недостойно предать письмени, и кои оскорбляют слух человеческий. Окончив исповедание, стал человек сей уныл, потупив, сокрушенно взор свой. Старец выслушав, долго размышлял, и потом спросил; желаешь ли, чадо, принять монашество? Исповедавшийся отвечал:

– Ей, Отче, хочу. Я даже имею при себе всю одежду, необходимую для инока.

Преподав наставление, старец облек его во святой образ ангельский, отпустил с миром, сказав: более не согрешай. Поклонясь старцу, новопостриженный инок ушел, славя Бога.

Бывшие иноки удивлялись, почему старец не наложил на него ни какой епитимии за его великие грехи, кои все слышали, и спросили о сем старца. Тогда старец отвечал: вы не знаете, мои возлюбленные, что около человека сего я видел страшного и славного мужа, вид его подобен молнии, одеяние Его было как свет, Он имел в руке хартию и сосуд чернил и по мере того, как человек исповедовал свои грехи, муж тот тростью изглаждал написанное (славянское: пречертание). Если человеколюбец Господь изглаждал его грехи то смел ли я дать ему епитимию? Слыша сие, иноки трепетали от страха и славили милосердого Господа нашего Иисуса Христа, чудясь чудесам, совершаемым от Господа.

Повесть о св. Савве

Св. Савву па пути встретил больной лев, и остановясь, показывал старцу ногу свою, в которой вонзился сук, как бы прося святого излечить болезнь. Остановясь, святой взял ногу льва, и освободил ее от занозы. – С того времени лев приходил служить святому. Был у святого Саввы один ученик, родом Сприянин, по имени Флавиан, когда ученик уходил по нуждам куда-либо, то лев приходил к святому, брал за узду имевшегося у св. Саввы коня, отводил его на пастбище, а к вечеру, опять приводил его, напоив водою. Один раз посланный святым по некоему делу ученик, Флавиан, пал в блуд, лев в этот день напал на лошадь и извел ее. Узнав cиe, Флавиан понял, что поступок льва указывает и изобличает его падение, и потому боялся показаться святому, но предался отчаянию. Оставшись в одном селении он плакал о грехе своем. Св. Савва, подражая человеколюбию Христа, долго искав его, наконец обрел. Обличив и утешив, св. затворил в келлии Флавиана, где он после многих плодов покаялся, достиг великого совершенства. – Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков.

22 июня

Из свято-отеческих писаний

О. Иcaия говорит:

Умный богач бережет свое богатство внутри дома своего, в месте самом безопасном, богатство, которое всякому показывается и плохо хранится, может скоро оскудеть. В духовном отношении, смиренномудрый и добродетельный монах скрывает свои добродетели внутри своего сердца, не поступает по влечению своего желания, следя за своими поступками постоянно, научаясь сокровенно, как сказано: согрелось во мне сердце мое, и в поучении моем возгорелся огонь. Что разуметь нужно под словом: огонь? В Писании сказано: Бог наш огонь поядай есть. Как от огня вещественного растаивает воск, и иссушается всякая влажность, так и постоянное помышление о Боге уничтожает скверные помыслы, смиряет страсти, просвещает мысль, радует сердце. Памятование о Христе отгоняет бесов, уничтожает все худое, – просвещает все существо, соделывает достойным ангельской помощи и славы. Постоянное поучение в добродетели соделывает душу недоступным домом, непоколебимым столбом, надежным пристанищем, безмятежным жилищем. – Бесы смущаются и устрашаются, когда монах пребывает в постоянном поучении молитвенном, т. е. когда постоянно имеет в сердце и устах Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Постоянное пребывание с сею молитвою делает светлым ум, совесть – чистою, отгоняет похоть, укрощает ярость, смиряет гнев, услаждает неприятности, уничтожает уныние. Оно рождает умиление, вселяет страх Господень, производит слезы, научает смиренномудрию, бдению, молитве. Постоянное пребывание с молитвою делает человека долготерпеливым, воздержным, постоянно помышляющим о смерти, вечных муках. Молитва рождает все добродетели, отгоняет все нечистое.

23 июня

Беседа св. Григория и Петра

Сотворив грех преслушанием заповеди Христа праотец Адам лишился благих, и подвергся всем скорбям и печалям, коими страждем и все мы. – По изгнании из рая сладости, праотец Адам не имел уже возможности видеть всю прелесть райской жизни, чем прежде постоянно наслаждался. В райской жизни первой человек удостаивался постоянно слышать слово Божие и по чистоте души и высоте разума достоин был сообщества ангелов. Но по падении он лишился всего блаженства. Знание и желание блаженства небесного существует и в нас, как происшедших от Адама, и мы знаем, что праведники наследуют блаженства то. К сожалению, есть немало людей плотских, не могущих умными очами своего сердца видеть невидимое, и потому колеблющихся в уверенности относительно загробной жизни. Не помышляя ни о чем, кроме нужд своей плоти, люди сии не могут возвыситься, до познания истины. Возьмем пример: положим, что какой-либо человек, родившись в темнице, в оной же был бы воспитан до отроческого хотя возраста. Когда бы мать его, стала ему рассказывать о луне, звездах о птицах и прочих животных, то он не мог бы ясно представить себе то, ибо, кроме тьмы темничной, где постоянно находился, не видел ничего. Так постоянно пребывающий во грехе, не знающий ничего, кроме удовольствий мира, часто, слыша о высоте жизни небесной, не может понять высоких истин, и часто сомневается в самом бытии загробного мира. Забвение человеком своего небесного назначения было так велико, что не могло быть уничтожено собственными его силами, но Сам Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос благодатью Своего Животворящего Духа просветил род человеческий к познанию истины. Просвещенны благодатью Всесвятого Духа, нося в себе залог вечные жизни, мы уже не сомневаемся более в существовании загробной, невидимой жизни. Тот же, кто не утвердится непосредственно в знании истины, пусть читает или слушает писания святых мужей, и беспрекословно приемлет их слово, как истину. Тот же, кто не примет слово истины, полагаясь на непросвещенный верою Христовою, свой разум, уподобляется отроку, рожденному в темнице, и ничего не знающему, и в то же время отвергающему существование предметов, коих не видел, и о коих ему говорят видение.

Воспоминание избавления от Ордынского царя Ахмата, заступлением Пресвятой Богородицы

Царь Орды татарской, Ахмат напал с войском на великого Царя Ивана Васильевича, и со множеством воинов осадил Москву. Царь Иоанн Васильевич вооружился на врага молитвою, и по советам и благословлению Митрополита Геронтия и Ростовского Apxиeпископа Вассиана, своего духовного отца, пошел войною на врага, и на реке Угре дал сражение, где много пало неприятелей. Но окончательное поражение совершилось чудесно заступничеством Царицы Небесной. На войско татарское напал такой страх, что воины бежали, никем не гонимые. Так, Милостью Божиею, по молитвам Пресвятой Богородицы дарована была Христианскому войску победа без пролития крови, и град Москва и вся Россия избавлена была от варварского поругания. С того времени до сего дня совершается крестный ход, в честь и память заступничества Небесной Царицы Богородицы.

24 июня

Поучения в день Рождества святого славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Надобно, братия, с благоговением исполнять постановления закона, и чтить праздники в честь святых угодников Христовых, проводя оные достойным христианина образом. Если с верою о Христе Иисусе, Господе нашем, мы обращаемся с молитвою ко святым Его, то по молитвам их получаем исцеление болезней телесных и оставление грехов. Слово Господа: мертвыя воскрешайте, прокаженныя очищайте, бесы, изгоняйте; туне приясте, туне дадите – сказанные св. апостолам, относятся и ко всем Христу благоугодившим и достойно живущим. Много пострадали святые человеки за Христа, многие положили жизнь свою за веру в Него. Таков ныне воспоминаемый нами Предтеча Христов, Креститель Иоанн, давно рожденный и дивно проведший свою святую жизнь, благопотребно было возсияти зоре, предвещающей Христа, солнце правды и св. Креститель Иоанн был предтечею Нашего Спасителя. – Господь наш Иисус Христос воплотился для того, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти. О рождестве св. Крестителя Иоанна св. Евангелист повествует, что оное возвещено было Отцу св. Иоанна архангелом, посланным от Господа. Празднуя ныне рождество великого Пророка и Предтечи Христова Иоанна, будем подражать жизни сего великого светильника мира, жизнь его представляет собою образ всем, хотящим спастись. Св. Иоанн удалился мира, вселился в пустыню, проводя жизнь равноангельскую, и проповедуя приближение царства небесного. Стремясь к сему царствию и желая достигнуть оного, и мы будем упражняться в добродетели, возлюбим друг друга, оставив всякий грех: зависть, ярость, клевету, леность, но воспримем чистоту и милостыню. Тот, кто удаляясь всякого греха, будет упражняться постоянно в добродетели, легко взыдет на небеса, наречется сыном Бога и предстанет престолу Его. Милость погашает грехи, подобно как вода огонь, Господь говорит: блаженны милостивыи яко тии помиловани будут, не достойно только носить имя христианина, но нужно, упражняться и в делах христианина достойных, дабы явиться непостыдным на страшном судище Христовом, где одна добродетель и вера будут иметь значение, где ни отец сыну, ни раб господину, ни мать дочери, ни брат брату не окажет помощи, добродетель введет нас в небесное царство, а грех ввержет в место мучения, отчего да избавит нас Господь Бог наш. Ему же слава, ныне и присно, и во веки веков.

25 июня

(Неизвестного) Слово о мирянах

(В подлиннике: О мирстей чади)

Я слышал от некоторых в мире лениво живущих, вопрос:

Можно ли нам, в мире, с женою живущим и обремененным заботами житейскими, получить спасение? Я отвечал вопрошающему: делайте добро, – всякий какое кто может, никого не оклеветайте, никого не соблазняйте на грех, не предавайтесь грехам плотским, довольствуйтесь тем, что кто имеет. Далее – имейте в виду, что много людей получило спасение, живших в мире и имевших богатство. Назову – Авраама, Иова, Давида, в богатстве самом по ceбе – нет греха, и если поступать и в богатстве мирянину как следует, по закону христианскому, то можно спастись.

26 июня

Из писаний отеческих

О. Палладий, муж добродетельный и просвещенный, часто предлагал в назидание много рассказов, повестей. В числе сих сказаний есть повесть, относящаяся к нему самому, каковую о. святой и предложил для нашего назидания. О. Даниил, идучи в Александрию, по нужде, взял и меня с собою, рассказывал о. Палладий. Вошед в город, встретили мы одного из братии, еще очень молодого, шедшего из бани. Увидя его, старец вздохнув, сказал: увы, сей брат близок к падению. Но пойдем за ним, дабы увидеть где и как пребывает он и мы пошли вслед за ним. Старец особо отвел его и сказал, что такому молодому опасно ходить в мирские бани, ибо может последовать соблазн. Но брат ответствовал, что не следует угождать человеку, не осуждайте, сказано, да не осуждены будете. Тогда старец поклонился ему и сказал: прости меня, я, как человек, согрешил в отношении тебя.

Когда шли мы, я спросил дорогою старца: неужели брат, тот будучи немощен, свободен от греха? старец со слезами сказал мне: истинно говорю тебе, что более пятидесяти бесов я видел, следовавших за братом тем, целовавших его и посыпавших главу его страдом своим, дабы возжечь в нем огонь блуда. Но ангела хранителя я не видел ни близ его, ни где либо издали, а потому и заключил я, что брат сей предан греху. Это же подтвердила и одежда его мягкая и нежная, а также и то, что будучи таким юным, живет во многолюдном городе, где кроме мирян, пребывает по делам и много монашествующих. Кроме того святые отцы наши – Антоний, Пахомий, Аммоний заповедали инокам, дабы они не обнажали никогда тело свое, кроме крайней нужды. Мы знаем также, что многие не обнажали себя даже в крайности, когда например нужно было перейти реку, а лодки не было, несмотря на то, что там никого не было из людей, они боялись оскорбить своею наготою присутствующего ангела хранителя.

Когда возвратились мы в скит, то немного прошло времени, как пришедши из Александрии братия возвестили нам, что брат тот, который встретился нам в городе, исходящим из бани ят был в прелюбодеянии, и изувечили его обретшие его в грехе, и он скончался от мук, коим подвергли бившие его, чрез что всем инокам нанесено было оскорбление и позор. Когда я рассказал со слезами о Даниилу о сем, то старец отвечал: чрез свое падение гордый наказывает себя. И повелел старец написать сказание cиe, присоединив оное к прочим, в пользу и назидание читателей.

Святого Василия о том, что никто не должен отчаиваться спасения несмотря ни на какие грехи

Всякий да знает, что не следует отчаиваться спасения своего, имея в виду противу душевной болезни – греха, душевное лекарство – покаяние. Можно всякую болезнь врачевать, можно и каждую стену опять восставить. Братия, не оставайтесь в глубине зла, не предавайтесь человекоубийце: Господь силен восставить падшего. Если впал ты в какой-либо грех не косней в оном, но возведи очи твои ко Господу, приди в чувство. Оставь злую, греховную привычку, брось пьянство, не ссорься с человеком злым, помни Бога, сильного избавлять обидимых, устрашись от обидевшего тебя, помни милосердие Христа, помни, что падший может восстать, и уклонившийся от путей правых может возвратиться. Сокрушенный преодолеет нападение врага и исповедующий грехи свои не будет изгнан. Ибо не хочет Бог смерти грешника, но желает всем обратиться и живым быти. Не отчаивайся, если бы впал в глубину зла. Есть время, когда ты можешь показать воздержание, терпение, исправление. Если соблазнился – опомнись, если пал – покайся. Не оставайся на пути греха, но беги с пути сего. Как от болезни есть лекарство, так от греха – покаяние. Закон Бога не таков, каков закон человеческий, карающий иногда за преступление безусловною смертью, Бог ожидает исправления падшего, доколе не затворилась дверь к покаянию естественною смертью.

27 июня

Сказание о иноке Мартине

Старец Мартин был прежде поваром Туровских епископов Симеона, Игнатия и Иоакима. Но епископ Георгий освободил его от должности, по старости лет. Тогда о. Мартин поселился один при монастыре св. мучеников. Грудная болезнь не давала о. Мартину покоя, и лишила его возможности исправлять для себя самое необходимое, однажды в половодье, болезнь старца дошла до такой степени, что лишила его возможности добыть себе пищу. Палимый жаждою и мучась голодом три дня, старец видит наконец, что в келлию его вошли св. мученики Борис и Глеб, в том виде, как изображаются они на иконах и спрашивают его: чем болен ты отче? О. Мартин рассказал им о болезни своей, тогда святые принесли ему воды, напоили его. После сего о. Мартин получил исцеление недуга своего. Об этом сам он рассказывал своему духовному отцу.

Из бесед св. Григория

В странах к городу Турею, в овраге между двух гор в местности, именуемой Ентироклина, был храм во имя Пресвятой Богородицы. Священником сего храма был муж чудный, по имени Север. Один домовладелец (прихожанин) находясь при смерти, послал за сим иepeeм, дабы пришел напутствовать его святыми таинствами в жизнь вечную. Посланный нашел священника занятым делом в винограднике, и когда священник узнал причину, для чего его требуют, то сказал идите вперед, и я явлюсь вслед за вами. А между тем, видя, что работы в винограднике остается уже немного, решил прежде окончить оную, и потом уже идти к болящему. Когда он, сей пресвитер, по окончании работы пошел для напутствования умирающего, то прежде к нему приходившее люди встретили его на пути, говоря: почему ты умедлил придти? не утруждайся, больной уже скончался. Пресвитер пришел в трепет, начал плакать, называя себя убийцею. Достигнув с плачем местожительства умершего пал пресвитер на землю пред одром покойника. После горьких слез, рыданий и укорений себя в небрежности, пресвитер увидел, что покойник воскрес. Тогда окружавшие мертвеца возрадовались, и обступив стали расспрашивать его, где был ты и каким образом возвратился сюда? Воскресший отвечал: меня вели какие-то гордые мужи, страшные, из ноздрей их исходил огонь, так что я не мог терпеть от страха их вида. Когда шли мы темными местами, то внезапно явился пред нами один прекрасный юноша, и сказал водившим меня, возвратите его, ибо пресвитер Север плачет о нем и ради слез его Господь повелел возвратить его. По исповедании и христианском напутствовании, чрез семь дней воскресший отшел ко Господу.

О посещении больных

Никто не пренебрегай посетить болящего, ради Господа, дело cиe равняется милостыне, Господь говорит: болен бых и посетите Мене. Того не услышит Господь, кто сам бывает глух к стонам страждущего. Не стесняйся посетить страждущего, хотя ты имеешь и великий сан и имеешь средства оказать помощь в болезни, чрез это ты получишь от Христа великую милость и стяжеши Его любовь. Не смущайся навестить страдальца, если ты и беден, и не можешь оказать страдальцу видимой помощи, скажи слово утешения, какое можешь, и не пропадет твое доброе дело. Милосердый услышит на суде Христовом слово Его: придите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство.

28 июня

О страннолюбии

Ревнуй добродетели, да сохранишь до конца мирное житиe о Господе. Не оскорби странника и пришельца, но прими таковых в дом твой. Воспомни Господа нашего Иисуса Христа, нас ради смирившегося, и не гнушайся ради Его оказать внимание нищему, да не погубиши мзды своей, и да не лишишься участи святых. Выслушай историю Авраама. Когда сидел он у дуба Маврийского под сенью дерев в полудни, и увидел трех мужей, мимо идущих, то пошел на встречу им и сказал, покланясь до земли: Господин, если я достоин в глазах твоих, то не пройди мимо раба твоего. Смотри же на плоды его страннолюбия: первое – он назван другом Божьим, потом услышал обетование, что жена его Сара родит сына, и сам он наречется отцом множества. И Лот праведный, принявший к себе двух странников изведен был из погибшего Садом без опасности, и Товит, будучи слеп, прияв ангела, получил от него исцеление. Христос Спаситель говорит: приемляй пророка во имя пророчи, мзду пророчу приемлет, и приемляй праведника во имя правидниче, мзду праведнику приме. Посему возлюбим странников и примем их общниками нашей трапезы, да сподобимся услышать глас Христа: понеже сотвористе единому от сих меньших братий Моих, Мне сотвористе.

О почтении к родителям

Слава отца и матери – чада их и суд родителей пребывает на детях их. Чтущий своих родителей очищает грехи свои и получает благословение от Господа. Почитающий своих родителей и сам почтен будет от своих детей, и молитва его будет услышана. Покоющий своих родителей будет долговечен и исполнит заповедь Господа. В притчах Соломона читаем: чти отца твоего да снидет на тебя благословение его, ибо родительское благословение утверждает домы чад, а клятва разоряет оные до основания. Бесславие отца и матери – позор детей. В старости упокой отца твоего, и не оскорби его в жизни его, хотя бы по старости или болезни он и делал то, чего не следует здравомыслящему. Молитва родительская сильна пред Господом, очищает грехи детей, и воспомянется пред Богом в день скорби твоей. Как снег тает от жара, так грехи твои уничтожит молитва родителей. Проклят, кто оскорбляет отца и матерь своих и досаждает им. Посему, возлюбленный, проводи жизнь свою в кротости, да все возлюбят тебя. И чем более ты возвышаешься, тем более смиряйся, да приемлеши благодать от Господа. Не старайся особенно добиваться лучшего, не испытывай того, что тебе не под силу, но довольствуйся тем, что дано тебе.


Источник: Москва. Издание книгопродавцев Леухина и Ермакова, 1884. От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать позволяется, Московская Духовная Академия. Декабря 2 дня 1882 года. Цензор Протоиерей Михаил Боголюбский. Типография Ф. Иогансон Покровка, Лялин пер., д. Преснова

Комментарии для сайта Cackle