Азбука верыПравославная библиотекаЖития святыхСвятой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность


С. Песоцкий
Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность

Содержание

Часть первая (вводная). Личность св. пророка Даниила и характер его богодухновенной книги Глава первая. Историческое существование пророка Даниила, и именно в эпоху вавилонского плена (разбор отрицательных взглядов и положительное обоснование этой истины) Глава вторая. Исторический характер книги Данииловой, как источника для жизнеописания сего пророка Часть вторая. Исторические условия, при которых проходила деятельность св. пророка Даниила Часть третья. Жизнь и деятельность св. пророка Даниила в плену вавилонском Глава первая. Пророк Даниил при Навуходоносоре Глава вторая. Пророк Даниил при преемниках Навуходоносора до падения вавилонской монархии Глава третья. Пророк Даниил при царях мидо-персидской династии  

 
«Во время плена вавилонского, как оригинально выразился один библиолог, народ иудейский совершенно не имел своей истории: на время она окончательно прервалась»1 . Действительно, живя в Вавилоне, в плену, народ богоизбранный остается как-то в тени и ничем не заявляет своего политического существования. И если бы не было св. Даниила, великого пророка вавилонского плена, тогда и непродолжительное сравнительно по числу лет, но богатое по внутреннему содержанию своему время этого плена было бы для нас довольно бесцветным и неопределенным2. И те западные, протестантские экзегеты-историки, которые, как увидим впереди, совершенно отрицают историческое существование св. пророка Даниила или переносят этого праведника в другую эпоху библейской истории, раннейшую или позднейшую вавилонского плена, как-то слишком бледно отзываются и вообще о времени этого плена, – всю историю которого даже в самых обширных и обстоятельных руководствах своих помещают на 2–3 страницах. Между тем плен вавилонский по существу имеет весьма важное значение в исторической жизни иудейского народа: это – эпоха его перерождения, наказание за прошлое, но вместе и возрождение для будущего. История пророка Даниила особенно рельефно выдвигает на вид внешнюю по преимуществу сторону вавилонского плена: она значительно окрашивает её и придает ей гораздо больший интерес и значение. Излишне, поэтому, и прибавлять, насколько важна и интересна для богослова-библеиста история жизни и деятельности св. пророка Даниила: светлая личность его настолько заметно выделяется в виду истории богоизбранного народа, что привлекает к себе особенное внимание.
Библейско-исторический очерк жизни и деятельности этого великого пророка в связи с тою историческою и бытовою обстановкой, какою окружена была высокая личность его, – вот что составляет задачу нашего исследования. Приступая к решению этой положительной намеченной нами задачи, мы встречаемся с существующими в западной литературе и науке гипотезами, или совершенно отрицающими историческое существование св. пророка Даниила, или относящими жизнь и деятельность его не к периоду плена вавилонского, а к иному времени – более раннему или позднему, – а равно и со столь же своеобразными взглядами на подлинность и историческую достоверность богодухновенной книги Данииловой. Вот почему мы сочли необходимым, в качестве пробного камня нашей работы, первую (вводную) часть исследования посвятить (разбору отрицательных теорий касательно исторического существования и времени жизни св. пророка, а равно и защите, против возражений, подлинности и достоверности книги его, – с целью расчистить почву для себя, обосновать с возможною обстоятельностью, что пророк Даниил жил в то именно время, в тех исторических условиях и в той бытовой обстановке, в каких он является в известной с его именем богодухновенной книге. Затем, во второй части настоящего сочинения, мы скажем об исторических условиях, среди которых проходила деятельность пророка: коснемся в общих чертах истории иудейского царства за последние годы его существования, преимущественно, конечно, тех царствований и периодов, на которые падают важнейшие моменты жизни пророка – его рождение и воспитание, и отведение в плен вавилонский; а далее рассмотрим обстоятельства жизни иудеев в Вавилоне. Третья глава нашего исследования посвящена будет историческому очерку жизни и деятельности св. пророка Даниила; разделение её на три главы обусловливается тремя периодами в жизни самого пророка в Вавилоне: возвышением его на поприще административной государственной службы при Навуходоносоре, сравнительным понижением и удалением его от двора при преемниках этого государя и, наконец, вторичным возвышением и авторитетным влиянием его при дворе мидо-персидских государей. Параллельно с историей жизни и деятельности пророка Даниила мы по необходимости затронем внутреннюю жизнь ассиро-вавилонского и мидо-персидского народов и даже некоторые факты из внешней истории их, – но, конечно, в такой только мере, в какой это нужно для прояснения или обрисовки тех или иных обстоятельств из жизни св. пророка: организация различных классов вавилонского населения, безумие Навуходоносора, история преемников его на вавилонском престоле, падение самого Вавилона и т. п. – все это такие историко-бытовые явления, такие факты и исторические моменты, которые или служат подкладкой или значительно оттеняют те блестящие страницы из жизни пророка, о каких говорит нам его богодухновенная книга. Так как, притом, судьба св. Даниила (особенно в первую половину его жизни) тесно связана с судьбой трех друзей его, поставленных с ним в одни и те же бытовые условия в Вавилоне и подвизавшихся на одной и той же исторической почве, то мы не вправе оставить без внимания и этих трех сподвижников великого пророка.

* * *

1Caspari. Zur Einführung in das Buch Daniel. Leipzig. 1869. S 107 – 108
2Несколько аналогичный этому пример мы видим в истории ассирийского (израильского) плена: половина потомков Авраама как-то бесследно стушевалась и исчезла с исторического горизонта, хотя политически и не погибла (ср. 1Езд. 2:27–29).

Требуется опытный backend-программист по совместительству